Ознакомление со свойствами дерева и металла.

План-конспект опытно-экспериментального познавательного занятия в средней группе детского сада.

дети на занятииПрограммное содержание: Познакомить детей с деревом и металлом, с их свойствами на основе сравнения (металл твёрже, тяжелее и звонче дерева), объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла. Учить определять эти материалы. Продолжать развивать логическое мышление. Продолжать учить разрешать противоречия. Активизировать словарь (гладкий – шероховатый, хрупкий – прочный, твёрдый – мягкий, тяжёлый – лёгкий).Предварительная работа: Беседы на тему: дерево и металл – чем они отличаются друг от друга, чтение соответствующей литературы.

Материал и оборудование: Две коробки, гвоздь, карандаши (большие), свеча, спички, молоток, ванночка с водой, гвозди, деревянные палочки, деревянные бруски и металлические пластины (для раздачи), металлические палочка.

Методические приёмы:

  1. Сюрпризный момент: (2 коробки оставил почтальон детям).
  2. Загадывание загадки о карандаше и гвозде.
  3. Вопросы к детям: как узнать в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь? Можно ли различать гвоздь и карандаш по запаху? А по звуку?
  4. Проведение опытов.
  5. Вывод: о свойствах дерева и металла.

 

Ход занятия:

Вос-ль: Сегодня утром к нам пришёл почтальон и оставил две коробки. Что в них? Догадайтесь сами.

Серый ивашка

Деревянная рубашка

Где носом проведёт

Там след кладёт

(Карандаш)

Металлический Антошка

Он на очень длинной ножке

По головке постучишь –

Что-нибудь да смастеришь

(Гвоздь)

А как узнать в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь?

Дети: Посмотреть.

Вос-ль: А если не глядя?

Дети: Потрогать. (определяют на ощупь)

Вос-ль: А по запаху можно различать гвоздь и карандаш?

Дети: (Понюхав) Нет.

Вос-ль: А по звуку? (стучу по гвоздю и карандашу металлической палочкой).

Дети: Можно. (дерево не звенит, а металл звенит). Определять сложно.

Вос-ль: А вот и они, наши гости – гвоздь и карандаш. Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку предметов, а гвоздь говорят, что из металла больше. Ребята, кто прав? Какие предметы из дерева вы знаете?

Дети: Матрёшка, стул, стол, линейка, дверь, машина, шкаф и т.д.

Вос-ль: А из металла?

Дети: Гвоздь, ложка, ключ, железный конструктор.

Вос-ль: Выходит, что и карандаш, и гвоздь правы.

Вос-ль: Ребята, давайте с вами познакомимся со свойствами дерева и металла. Возьмите в руки деревянный брусок и металлическую пластину. Какие они на ощупь?

Дети: Металл гладкий.

Вос-ль: Правильно, металл гладкий. А деревянный брусок?

Дети: Шероховатый, шершавый.

Вос-ль: А теперь, ребята, приложите к одной щеке брусок деревянный, а к другой щеке – металлическую пластину. Что вы чувствуете?

Дети: Дерево тёплое, а металл холодный.

Вос-ль: А теперь попробуем вместе забить гвоздь в деревянный брусок.

Дети: Гвоздь забивается в деревянный брусок.

Вос-ль: А сейчас попробуем забить гвоздь в металлическую пластину.

Дети: Не забивается.

Вос-ль: Значит, дерево мягкое, а металл твёрдый.

В-ль: Сейчас попробуем бросить в воду гвоздь. Что произошло?

Дети: Гвоздь утонул.

Вос-ль: А теперь попробуем бросить деревянную палочку.

Дети: Палочка не утонула.

Вос-ль: Гвоздь тяжелее, чем палочка деревянная.

Вос-ль: А теперь попробуем сломать гвоздь.

Дети: Не ломается.

В-ль: А теперь попробуйте сломать палочку. Что произошло?

Дети: Палочка сломалась. Почему? Дерево хрупкое, а металл – прочный.

Вос-ль: А что будет, если поднести к огню (зажигаю свечу) деревянную палочку, а потом гвоздь?

Дети: Палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.

Вывод: Давайте скажем карандашу деревянному, какими свойствами он обладает.

Дети:

  1. Дерево шероховатое на ощупь.
  2. Дерево тёплое.
  3. Дерево лёгкое, не тонет в воде.
  4. Дерево ломается и загорается.

В-ль: А какими свойствами обладает металлический гвоздь?

Дети:

  1. Гвоздь гладкий на ощупь.
  2. Металл холодный.
  3. Металл твёрдый.
  4. Металл прочный и при зажигании только нагревается.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. И.Э. Куликова, Н.Н. Совгар «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». Москва 2003, стр. 47-49.
  2. Тугушева Г.П, Чистякова А.Е, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт-Петербург 2010, стр. 59-61.
  3. Дошкольное воспитание № 12 1996 г. Стр. 10-11.

 

Подготовила: Воспитатель Тюменева Алина Ферапонтовна,
МБДОУ Детский сад № 11 «Ручеек»
г.Чебоксары.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website