Педагогический совет «Детство — это игра, игра — это детство»

Педагогический совет «Детство — это игра, игра — это детство»

Педагогический советАвтор: Петрушина Людмила Григорьевна, старший воспитатель, первая квалификационная категория, Детский сад комбинированного вида N 55 «Жаворонок» г. Альметьевск, Республика Татарстан.

Форма проведения – круглый стол

Цель:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
  2. Повышать методический уровень
  3. Способствовать творческому поиску педагогов.

Подготовка к педсовету.

  1. В методическом кабинете организовать выставку методической литературы по игровой деятельности детей дошкольного возраста для ознакомления воспитателями.
  2. Провести анкетирование воспитателей по игровой деятельности дошкольников
  3. Провести беседу с детьми. Цель: выявить отношение детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры.

Вопросы:
— В какие игры ты любишь играть в детском саду?
-В какие игры ты играешь дома?
— С кем тебе больше нравиться играть, с детьми или взрослыми?
— В какие игры тебе нравиться играть со взрослыми, а в какие с детьми?

  1. Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в режимные моменты.
  2. Семинар – практикум «Педагогические технологии руководства игрой дошкольника в детском саду» .

Цель: Повысить эффективность руководства игрой с целью развития сюжета.

Занятие 1. — Общие методы и приёмы руководства игрой.
— Руководство игрой в раннем возрасте
— Обыгрывание сюжетно — ролевой игра « В гости зайка пришёл»
Занятие 2. — Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников.
— Анализ планов-конспектов проведения сюжетно-ролевой
игры с детьми своей группы.

  1. Составить кроссворд по игровой деятельности.
  2. Оформить фотостенд для родителей «Игра – королева детства».
  3. Воспитателям продумать вопрос- ситуацию к деловой игре «Телефон доверия».
  4. Подготовить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности детей, разработанную Р.К.Шаеховой.
  5. Оформить папку-ширму для родителей «Игра — это серьёзно» с рекомендациями по правильному выбору развивающих игр и игрушек для детей.

Повестка дня:

  1. Анализ качества выполнения решений предыдущего педсовета.
  2. Вступительное слово заведующей детским садом «Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду»
  3. Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки» (теоретическая)
  4. Диспут «Игрушка в жизни малыша»
  5. Деловая игра «Телефон доверия»
  6. Решение кроссворда «И всё-таки игра!»
  7. Деловая игра «Совместное педагогическое мероприятие»

Ход педсовета.

  1. Открывая свой педсовет на тему: «Детство – это игра, игра – это детство», по сложившейся традиции начнём с анализа решений предыдущего педсовета на тему «…..»
  2. Сегодняшний педагогический совет мне хочется начать словами известного педагога В.А.Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно-ролевая игра, как особая форма удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире. Вместе с тем сегодня исследователи (Р.А.Иванкова,Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). отмечают , что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, в чем мы смогли убедиться после проведённой беседы с детьми и наблюдения самостоятельной игровой деятельности детей в режимные моменты.

Анализ анкетирования воспитателей позволил установить следующее:
— Вы скорее не удовлетворены, тем как сегодня играют детей – 7, скорее удовлетворены, чем нет – 4, затруднился ответить – 1;
— в группе преобладают дидактические игры – 9, сюжетно-ролевые -3.
На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 3, отрицательно – 9.. Все согласны с тем, что воспитатель должен принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры. На ваш взгляд эта работа должна заключаться в объяснении и показе игры – 5, в организации игровой среды – 6, в обогащении жизненного опыта – 7, в необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей -3
Все вы ответили, что испытываете трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре -6, обогащении содержания игр – 4, организации игровой среды – 4. Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте – 4, нехватке методической литературы по проблеме – 3. (Приложение 1)
Таким образом, все вы осознаете важность сюжетно-ролевой игры, связываете роль педагога с развитием игровых умений детей, но при этом не владеете в достаточной мере технологическими подходами к организации детской игры. Надеемся, что сегодняшний педсовет поможет вам хотя бы частично овладеть умением грамотно руководить детской игрой.

  1. И начнём наш педагогический совет с интеллектуальной игры «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)

Вопросы к обсуждению:
— В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры ? ( требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
— Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники.( в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»
— Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? ( в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
— Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д..)
— На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные)
— Какие приёмы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)
— Какие приёмы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов ,просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д.)
— Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
— Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
— Прослушайте аудиозапись и определите, с детьми какого возраста проводится данная игра. Почему вы так думаете? (младшая, старшая группы)

  1. Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю разделиться на две группы:

— первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
— вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно. (каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)
Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки «К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» — писала Н.К.Крупская. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.

  1. При организации, руководстве и проведению сюжетно – ролевых игр большинство из вас сталкивалось с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в деловой игре «Телефон доверия». Вы подготовили вопросы, которые сейчас и зададите друг другу. (от лица начинающего педагога)

Примерные вопросы — ситуации:

    • Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?
    • Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать , мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.
    • Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру. Я сделала атрибуты к игре: клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась. Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так?
    • Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.
    • Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?

(высказывать своё мнение могут несколько педагогов)

6. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра» (Приложение 2). Кроссворд будем разгадывать по группам. Чья группа раньше справится с заданием, получит приз (всем участникам команды – победительницы вручается приз)

7. Наш педсовет подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Для выработки проекта решения педсовета проведём с вами деловую игру «Совместное педагогическое предприятие», где каждая из групп в течение 5 минут должна разработать свой проект решения педсовета и после совместного обсуждения выработать общий проект.

Проект решения педсовета:

  1. Не заменять игру другими видами деятельности.

Срок : постоянно Ответственные : воспитатели групп

  1. Продолжать проводить диагностику уровня развития игровых умений у детей всех возрастных групп ( по Д.Б. Эльконину) как в начале, так и в конце учебного года и строить работу по развитию игровой деятельности дошкольников с учётом полученных результатов.

Срок: в течение года Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп

  1. Разработать тематический план развития сюжетно-ролевой игры:

1 младшая группа – «Дочки- матери», «Больница»;
2 младшая группа – «Детский сад», «Парикмахерская»;
Средняя группа – «Поликлиника», « Мы – военные»;
Старшая группа – «Библиотека», « Мы – строители»;
Старшая логопедическая группа — «Зоопарк», «Мы — спасатели»;
Подготовительная логопедическая группа – «Школа», «Театр».
Срок : февраль- март Ответственные: воспитатели групп

  1. Провести День открытых дверей для родителей на тему :

«Мы играем целый день,
Целый день играть не лень!»

Срок: апрель Ответственные: ст.воспитатель, воспитатели групп

Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам Памятку по организации игровой деятельности, разработанную Р.К.Шаеховой, которая, я надеюсь, поможет вам в вашей работе. (Приложение 3)

 

Приложение N 1
Анкета для воспитателей

1. Удовлетворяет ли Вас то, как играют сегодня дети?
2. Какие виды игр преобладают в группе?
3. На Ваш взгляд, занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей? Почему?
4. Каково значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника?
5. Должен ли педагог принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры? Если да, то в чем будет заключаться эта работа?
6. Вносят ли дети новые линии развития сюжета в «вечные» темы сюжетных игр, например, «семья», «школа», «больница»? Что может являться мотивом такого обогащения игры?
7. Как Вы заботитесь о создании игровой обстановки?
8. Что, по Вашему мнению, не хватает для обогащения сюжетно-ролевых игр?
9. Что Вам необходимо для достижения достаточного уровня организации сюжетно-ролевой игры?

 

 

Приложение N 2

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ НА ТЕМУ «ИГРА».

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  • Разговор между двумя лицами? (диалог)
  • Качество знаний, иначе, по — другому? (уровень).
  • Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
  • Место покупок в быту и в игре? (магазин)
  • Свод требований, предъявляемый к кому0то, к чему-то? (правила)
  • Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
  • Первая игрушка малыша? (погремушка)
  • Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
  • Спутник жизни детей? (игрушка)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  • Автор цитаты «Игра для ребёнка и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых» (Аркин Е.А.)
  • Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
  • Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
  • Атрибуты как для подвижной , так и для театрализованной игры? (маски)
  • Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
  • Старинная настольно-печатная игра? (лото)
  • Ход игры по — другому? (содержание игры)
  • Что распределяют между собой участники игры? (роли)

 


Приложение N 3
ПАМЯТКА.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.

  • Не заменять игру другими видами деятельности
  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

( Р.К.Шаехова. ИПКРО г.Казань, май 2002г)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website