План индивидуальной логопедической работы по постановке звука Р

Фамилия, имя ребенка________________________________

Подготовила: учитель-логопед МОУ Детский сад № 195 Широбокова Евгения Александровна

Этапы индивидуальной логопедической работы Сроки и примерное количество занятий Содержание этапа индивидуальной логопедической работы Взаимодействие педагогов и родителей Примечания
Звук [Р]

I этап

Подготовительный

1.Дыхательные упражнения «Футбол», «Чья фигурка дальше улетит», «Буря»

2.Артикуляционная гимнастика специальная:

· «Маляр»,

· «Чьи зубы чище»,

· « Вкусное варенье»,

· «Индюк»,

· «Барабанщики»,

· «Кто дальше загонит мяч»,

· «Пощелкать кончиком языка»

3.Пальчиковая гимнастика «Робот»

4.Логопедический массаж

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.

«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». темп ускоряется постепенно. Варианты:
• Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося «дын-дын-дын» (звоночек)
• Стучим и произносим «т-д-т-д» (скачет лошадка)
• Многократно произносим «а-д-д-д», «а-д-д-д» (песенка)

II этап

Постановка звука [Р]

1.Артикуляционная гимнастика специальная и дыхательные упражнения.

2.Произнесение звука [Р] на выдохе громко-тихо-шепотом

3.Упражнения с зеркалом

4.Упражнения по картинкам-символам. «Вертолет», « Мотоцикл», «Трактор», «Лев».

5.Игра «Провези машину в гараж по лабиринту»(с произнесением звука [Р])

 

Упражнение с зеркалом. Произнесение звука [Р] с показом и контролем себя (губы растянуты в улыбке; рот приоткрыт, кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами; сильная струя воздуха заставляет дрожать кончик языка)
III этап

Автоматизация звука [Р]

3 месяца 1.Проговаривание слоговых рядов ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры.

 

2.Проговаривание звука [Р] в слогах с прямыми, обратными слогами и слогами со стечением согласных:

Бра-бро-бру-бры

Вра-вро-вру-вры

Гра-гро-гру-гры

Дра-дро-дру-дры

Жра-жро-жру-жры

Зра-зро-зру-зры

 

3. Автоматизация звука [Р] в словах

с прямыми слогами. Игры «Поезд идет-колеса стучат», «Лесенка-чудесенка», «Назови ласково», «Поймай мяч и повтори слово»

4.Автомотизация звука [Р] в словах с обратными слогами. Игры «Тигр и тигренок», «Повтори слово»

 

5.Автомотизация звука [Р] в словах со слогами со стечением согласных. Игры «Цветик-семицветик», «Запомни и повтори», «Волчок», «Составь предмет, нарисуй, обведи и составь слово»

 

6.Автомотизация звука [Р] в словах со звуком –[ДР]

Игры «Мотоцикл», «Повтори слово», «Один-много», «Родственные слова», «Скажи слова наоборот».

 

7.Автоматизация звука[ Р] во фразах и предложениях : проговаривание четко предложений, составление предложения по опорным картинкам, словам, опорной схеме. Четкое произнесение потешек, чистоговорок, чтение текстов и заучивание стихотворений.

Игры «Доскажи слово», «Угадай, кто есть», «Измени предложение», «Найди по картинке», «Слова-родственники», «Путаница» ; игры по опорным словам и картинкам: «В школу», «Урожай», «Подарок», «На корабле», «В парке».Стихотворения и рассказы: «В зоопарке», «Помощница», «Друг».

 

Проговаривание [р]

1. в открытых слогах

( ррррррррррраа,
ррррррррррроо, ра-ро-ру
ро-ры-ру
ра-ру-ро)

2.в закрытых слогах( ааррррррр,
ооррррррр, ар-ор-ур,ер-ир-юр
ыр-ир-яр)
3. слоги со стечением согласных (Бра, вра, гра, кра, пра, фра, хра,Бро, вро, гро, кро, про, сро, фро)

 

Игра «Назови ласково»

Корова-коровка

Норка-

Корка-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривание чистоговорок:

Ра-ра-ра – весь мусор уберем у утра.

Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.

Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.

 

Повторить предложения:

Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
Произносить тексты:

Хороша ромашка

В рамке на картинке.

Белая рубашка,

Жёлтая серединка.

Звук [РЬ]

I этап

Подготовительный

1) Артикуляционная гимнастика – та же, что и для звука Р.

2) Логопедический массаж

3) Развитие целенаправленной воздушной струи

 

 

Игры:«Забей мяч в ворота», «Посади бабочку на свой цветок», «Снежный ком»
II этап

Постановка звука [РЬ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)артикуляционная гимнастика (см. выше)

2)вырабатывание целенаправленной воздушной струи («фокус», «горячий чай»)

3)Рассматривание схемы артикуляционной позы звука [рь]

4)описание правильной артикуляции

5)постановка звука:

а)по подражанию после достаточно прочной автоматизации твердого р, иногда от краткого, отрывистого произнесения З-ЗЬ с поднятым к альвеолам кончиком языка

 

III этап

Автоматизация звука [РЬ]

1) Автоматизация звука [РЬ] в прямых слогах:

Ря-ря-ря

Ре-ре-ре

Рю-рю-рю

2)Автоматизация звука [РЬ]в обратных слогах:

Арь-орь-урь

Ярь-ерь-юрь

Урь-юрь-ырь

3)Автоматизация звука РЬ в слогах со стечением согласных ПРЯ, ПРЕ, ПРЮ, ПРИ

4) Автоматизация в словах с прямыми слогами

5) Автоматизация в словах с обратными слогами:

6) Автоматизация звука в словах со стечениями согласных

7)Автоматизация звука во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами

8) Автоматизация звука во фразах, насыщенных словами с обратным (с ударением на слоге, без ударения на слоге)

9)Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях

10)Автоматизация звука РЬ в чистоговорках, скороговорках

11) Автоматизация звука РЬ в предложениях

12)Автоматизация в рассказах, составленных по опорным словам и картинкам

 

Автоматизация звука РЬ в словах.

АРЬ

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь

ОРЬ

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

РЯ

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик, Боря

РИ

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари

РЕ

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец

РЮ

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка

 

Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Вареная репа, рябая курица, сиреневый берет, варенье из рябины, деревянный терем, редкое оперение, середина реки.

 

Автоматизация звука РЬ в предложениях.

У ребят черепаха.

У Сережи черешня.

Рита рисует репку.

Ирина в новом наряде.

Римма покупает рис и ряженку.

У берега риф.

Пряха прядет пряжу.

На грядке репа и брюква.

Под окном кудрявая береза.

 

Автоматизация звука РЬ в чистоговорках.

ря-ря-ря — яркая заря

ре-ре-ре — ежик спрятался в норе

рю-рю-рю — компот варю

ри-ри-ри — загорелись фонари

 

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики. Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты. Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Развитие лексико-грамматической стороны речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование словообразования.

Первый этап: (4 неделя сентября, октябрь, ноябрь)

Существительные

Образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: -К-, -ИК-, -ЧИК —.

Глаголы

Дифференциация:

1. Совершенного и несовершенного вида.

2. Возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.

Второй этап: (декабрь, январь, февраль)

Существительные

1.Образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-.

2. С суффиксом –НИЦ- (сахарница)

3. . С суффиксами –ИНК- (пылинка), -ИН- (виноградина)

Глаголы

1. С приставками В-, ВЫ-, НА-.

2. Пространственного значения с приставкой ПРИ-.

Прилагательные

1. Притяжательные с суффиксом –И- без чередования (лисий).

2. Относительные с суффиксами –Н-, -АН-, -ЯН-, -ЕНН-.

3. Качественные с суффиксами –Н-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-.

Третий этап: (март, апрель, май)

Существительные

1. Образование названий профессий.

Глаголы

Пространственного значения с приставками С-, У-, ПОД-, ОТ-, ЗА-, ПЕРЕД-, ДО-.

Прилагательные

1. Притяжательные с суффиксом –И- с чередованием (волчий).

2. . Относительные с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ЕНН-.

3. Качественные с суффиксами -ОВАТ-, -ЕНЬК-

Формирование словоизменения.

Первый этап: (4 неделя сентября, октябрь, ноябрь)

Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Существительные

1. Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа.

2. Отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Глаголы

Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.

Второй этап: (декабрь, январь, февраль)

Существительные

1. Понимание и употребление падежных конструкций единственного числа.

2. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Глаголы

1. Дифференциация глаголов 1, 2, 3 – го лица настоящего времени.

2. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Прилагательные

Согласование с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап: (март, апрель, май)

Существительные

Употребление падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Глаголы

Пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-, вы-, в-, по-

Прилагательные

Согласование с существительными в косвенных падежах.

 

Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад — огород», «Сезонная одежда — обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».

Второй период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Ме­бель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Вес­на», «Сад— огород».

Третий период: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад — огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город», повторение ранее пройденных тем.

 

 

Игра «Большой — маленький»

Учим ребёнка правильно называть маленькие предметы. Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.

стол – столик

диван – диванчик

полка — полочка

подушка – подушечка

 

Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с(играть — сыграть, петь — спеть, есть — съесть, делать — сделать),

-на(рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, писать — написать),

 

«Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист,

лист осины — …

лист березы — …

 

Игра «Один, два, три»

Ребёнок считает предметы до десяти, взрослый контролирует правильность образования словосочетаний из числительных с существительными.

Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек, шесть бабочек, семь бабочек, восемь бабочек, девять бабочек, десять бабочек.

Один стакан…

Одна лента…

Одно дерево…

 

Осень.

1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится хо­лоднее, изменяется цвет травы, листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, колхозники убирают урожай овощей и фруктов.

2. Подобрать слова, обозначающие действия (глагольный сло­варь). Кто (что) это? Что он (она, они) делает (делают)?

Листья — распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеле­неют, желтеют, краснеют.

Тучи — собираются, плывут, летят.

3. Подобрать приставочный глагольный словарь: птицы -г- уле­тают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, переле­тают.

4. Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоиме­ний с существительными:

мой — лист, зонт, стул; моя — сумка, чашка, шапка; мое — блюдце, яблоко, ведерко.

5. Подобрать иллюстрацию к теме «Осень», ответить на вопросы по сюжету картинки.

Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дожд­ливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем отличаются ран­няя и поздняя осень?

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website