«Подготовка и проведение Педагогического совета»

Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку — занятие сложное и неэффективное.

В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становится педагогический совет.

Проблема повышения качества подготовки и проведения Педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений.

Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формами, методическим оснащением? Как превратить его в событие?

 Важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов.

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости,  вносятся дополнения и уточнения.

Педагогам интересны те вопросы, обсуждение которых дает практическое решение проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми; использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике; имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения, вопросы обмена опытом.

Темы для обсуждения на педагогическом совете должны быть конкретны и близки воспитателям.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за две-три недели до проведения педагогического совета.

В методическом кабинете оформляется выставка, например, «Готовимся к педагогическому совету».

В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию.

Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы:

  • чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;
  •  кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему;
  • какие уроки можно извлечь из полученного опыта;
  • как повлиять на отдельных пассивных педагогов.

В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.

Алгоритм подготовки педсовета

  • Определение целей и задач.
  • Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  • Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
  • Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
  • Разработка анкет и проведение анкетирования.
  • Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  • Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  • Систематизация и подготовка окончательного материала.
  • Семинарские занятия по теме педсовета.
  • Проведение творческих мастерских опытными педагогами (при необходимости);
  • Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  • Подготовка зала и всех необходимых технических  средств.
  • Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
  • Подготовка проекта решения педсовета (могут быть использованы различные формы: заранее подготовлен проект, коллегиальное решение).
  • Анализ работы педсовета.
  • Оформление копилки с материалами педсовета.
  • Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения (здесь в обязательном порядке указываются сроки и ответственные).

Развернутый план подготовки к педсовету ответственных лиц

Недели Председатель
педагогического
совета
Старший воспитатель Специалисты Секретарь
1 Вырабатывает план подготовки и проведения педсовета.
Определяет тему семинара и назначает лектора.
Организует работу творческой группы
Определяет условия просмотра открытых занятий.
Подбирает вопросы анкетирования по теме.
Включается в работу творческой группы
Формулируют теоретические основы проблемы педсовета.
Определяют свою роль в подготовке педсовета
Подбирает методическую литературу и оформляет каталог
2 Проводит координационное совещание по работе творческой группы
(творческая группа может быть создана если например педагогический совет проводится в форме деловой игры)
Посещает и анализирует занятия по определенной схеме.
Анализирует результативность педагогической работы
с детьми
Принимают активное участие в подготовке и проведении открытых просмотров.
Анализируют уровень развития детей
Оформляет пакеты методических материалов (конспекты, планы, сценарии)
3 Организует теоретический семинар с приглашением специалистов Организует взаимное посещение занятий и других открытых мероприятий педагогами Проводят срезы уровня развития
детей
Формирует банк диагностических
материалов по проблеме педагогического совета
4 Обсуждает предварительные материалы педсовета с участниками группы.
Обсуждает форму проведения педсовета
Организует совместный открытый просмотр по определенной схеме Готовят педагогов
к открытым занятиям
Осуществляет сбор опросников, анкет, карточек анализа открытых мероприятий
5 Знакомится с итогами открытых просмотров Обрабатывает данные открытых занятий Готовят к выступлению педагогов.
Подготавливают собственные тезисы
Оформляет итоги просмотра открытых мероприятий
6 Организует работу творческой группы по теме Работа творческой группы  по теме педагогического совета Готовит пакет методических материалов
7 Анализирует цифровой материал.
Готовит проект решения педсовета
Формируют банк творческих находок.
Определяют целостную структуру педагогического процесса и взаимодействия педагогов и специалистов
Готовит стенды
с цифровым материалом, графики, таблицы
8 Утверждает сценарий проведения педсовета Разрабатывают сценарий педсовета.
Готовят предложения
Готовит зал и оборудование к проведению педсовета
9 Творческая неделя: все члены педагогического коллектива, приглашенные (родители и др.) участвуют в работе педагогического совета

Проведение педагогических советов

Для проведения педагогических советов используют­ся различные методики, (коллективная  мыслительная  деятельности (КМД), коллективный  способ обучения (КСО), деловые и ролевые игры) и различные форы организации.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой.

Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Примерная структура заседания  педагогического совета может выглядеть следующим образом:

Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.

Далее следуют:

• отчет об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
• доклад по основной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой план, отчет по передовому педагогическому опыту;
• знакомство с нормативными документами, рекомендациями;
• обсуждение и утверждение решений;
• сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков и выступлений участников, даты).

При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:

1. Значение данной проблемы.
2. Чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете.
3. Какие достижения и недостатки по этому вопросу в ДОУ.
4. Предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.

Перед каждым руководителем в начале учебного года неоднократно возникают проблемы: с чего начать учебный год, как подготовить и провести первый педагогический совет, какие самые главные вопросы необходимо обсудить на первом («установочном») педагогическом совете?

Предлагаем начать или, наоборот, закончить учебный год с педагогического совета в форме «философского сто­ла». Это необычный педагогический совет — размышление всех работников образовательного учреждения перед но­вым учебным годом над главными проблемами данного учреждения.

Руководитель ДОУ, ведущий «философский стол», ко­нечно же, должен быть знаком с проблемой на очень высо­ком научном уровне. Вопросы, которые можно вынести на данный «философский стол», могут выглядеть следующим образом:

• Каково назначение образования в современном мире?
• Какую роль в обществе призвано выполнять до­школьное образование в настоящее время?
• Что, почему и как реально происходит в нашем до­школьном учреждении?
• Что мы умеем делать хорошо и даже лучше других?
• Что у нас пока не получается?
• Каким мы хотим видеть наше дошкольное учреж­дение?
• Как сегодня жить и работать?
• Во имя чего и как сегодня учить и воспитывать до­школьников?
• Какие ценности должны быть положены в основу деятельности воспитателя?
• Как сохранить целостность учебно-воспитательного процесса?
• Чего хотят от нашего дошкольного учреждения ро­дители?
• Как подготовить дошкольников к переходу в началь­ную школу в новых социально-экономических усло­виях?
• Личностно ориентированная педагогика и наша педагогика. Как каждому воспитателю овладеть личностным подходом?

Успех такого педсовета зависит от того, насколько тща­тельной и заинтересованной будет подготовка.
Есть смысл договориться с несколькими вос­питателями заранее о том, чтобы они выступили первы­ми по избранным вопросам. Некоторым следует предва­рительно дать несколько советов, а других подробно и обстоятельно проконсультировать.

Подбирается соответствующая литература, из которой черпаются мнения и суждения, аргументы и факты.
Не­пременно выдвигается условие: подобрать факты из жиз­ни детского сада, которые можно и нужно использовать в качестве иллюстрации отдельных суждений.

Чтобы облегчить воспитателю подготовку к педсовету, можно предложить педагогам объединиться в творческие группы для предварительного обсуждения одного вопроса, предоставить каждой творческой группе педагогов заранее подготовленные памятки с конкретным теоретическим ма­териалом.

При проведении последующих педагогических советов формирование творческих групп будет проходить произвольно: по интересам педагогов, по особенностям обсуждаемой проблемы, по уровню квалификации и т. д.

На «философском столе» исключено чтение докладов или заранее написанных выступлений. Желательно поль­зоваться планом выступления, записями, конспектами, цитатами.

Чрезвычайно важно поведение руководителя дошколь­ного образовательного учреждения, который выступает в качестве ведущего «философского стола». Вот почему не­обходимо четко и однозначно определить, зачем, с какой целью проводится педагогический совет, и во вступитель­ном слове ясно и предельно конкретно, обрисовав обсуж­даемую проблему, обратить внимание педагогического коллектива на конечный результат обсуждения (это может быть резолюция по итогам «философского стола», банк идей или просто рекомендаций).

Умело поставленные вопросы — залог успеха. Им необ­ходимо придать дискуссионную формулировку. Централь­ных, ключевых вопросов должно быть не более 3—5, в те­чение педсовета они у всех перед глазами, то ли в форме плакатов, то ли прописанные на доске.

Последний вопрос должен быть таким, чтобы ответы на него подвели итог всему разговору.

Важно выбрать наиболее целесообразную последователь­ность рассмотрения вопросов. При этом следует исходить из психологических соображений. Разговор начинают с ка­кого-нибудь несложного, но практически значимого воп­роса, который может породить оживленную дискуссию   таким образом, чтобы простимулировать всех к участию в даль­нейшем обсуждении.

Вот здесь необходимо отметить важную деталь: требу­ется знание руководителем психологических особенностей каждого работника учебного заведения, каждого воспита­теля ДОУ. Эти знания помогут ему не только при подготовке к первому педагогическому совету, но и при проведении всех последующих педагогических советов.

Ежегодно в каждом педагогическом коллективе проводится педсовет по теме: «Подведение итогов работы за год».

Следует уделять серьезное внимание подготовке такого педсовета, чтобы весь коллектив включился в анализ того, что сделано за год, успехов и неудач.

Подготовка и проведение заключительного педсовета начинается задолго до его проведения, так как предстоит проанализировать выполнение программы по всем разделам (методикам), определить слабые места и обозначить основные направления (задачи) на следующий учебный год.

Механизм анализа работы за год может быть разный и включать: самоанализ результатов работы воспитателями, специалистами; выборочную диагностику; просмотр обобщающих, итоговых занятий в группах; анкетирование родителей.

Все материалы обрабатываются, анализируются и могут быть представлены как итоговая справка к сообщению на педсовете.

Желательно обеспечить конкретное участие в подготовке и проведении педсовета каждого педагога, специалиста.

Готовясь к проведению итогового педсовета, можно предложить анкету, в которую включить следующие вопросы:

  • Какие положительные моменты в работе нашего детского сада вы отмечаете?
  • В чем заключаются отрицательные моменты? Как, по-вашему, их можно изменить?
  • Решение каких проблем необходимо включить в план работы на следующий учебный год?
  • Укажите, в подготовке каких вопросов вы могли бы принять участие.
  • Какую тему самообразования вы намерены взять в следующем учебном году, чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство?

Родители воспитанников могут быть привлечены к оценке работы педагогического коллектива через анкетирование. Интересно, если первые два вопроса, обозначенные выше, будут предложены и родителям.
Попробуйте сравнить — как ответили на эти вопросы члены педагогического и родительского коллективов.
Регламентом педсовета должна быть предусмотрена возможность для каждого педагога высказать свое мнение по решению поставленных проблем: каждому есть что сказать, отчитаться, поделиться опытом, выделить проблему.

Важную роль в подготовке и проведении этого педсовета сыграет оформление выставки, например: «Как мы прожили этот учебный год». Здесь можно представить фотографии интересных моментов из жизни детского сада.

Руководители на таком педсовете получают полное представление о проблемах и путях их решения. Конструктивное и деловое обсуждение получится, если накануне провести индивидуальное собеседование с педагогами, специалистами.

Такая предварительная работа поможет сформулировать проект решения, который будет корректироваться в ходе педсовета.

Материалы итогового педсовета — это первый блок плана работы на следующий учебный год.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Каждый из присутствующих должен хорошо видеть и слышать выступающих.

Например, рабочие места можно расположить следующим образом:

  • фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;
  • «круглый стол» полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
  • «треугольник» позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  • работа в «малых группах», т. е. по 3–4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);
  • для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Рекомендуемая литература:

  1. Женило М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга для руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/ Под ред. Н.Ф. Дика. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
  2. Дик Н.Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении /Н.Ф. Дик. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
  3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном  образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  4. Давыдова О.И. , Майер А.А., Богословец Л.Г.  Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). 2008г.
  5. Дуда О.В. Педсоветы в детском саду: Из опыта работы Автор-составитель: Дуда О.В. Часть 1,2. – Брянск: 2009г
  6. Журнал Старший воспитатель « 9, 2008г.
  7. Журнал Управление дошкольным образовательным учреждением N 2 2002г.

Автор: Кленова А.П., старший воспитатель, МБДОУ д/с N 81 г. Белгород.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website