«Подготовка ребенка к школе»

Как подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе

Дети очень быстро растут. И вот Ваш ребёнок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдёт в школу. У  многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И не случайно, ведь это переломный момент в жизни ребёнка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в жизни его учёба, образовательная деятельность. Он отвечает за неё перед учителем, школой, семьёй. Усвоение знаний становится целью.

Но что же является важным в подготовке к школе?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Учёные выделяют разные виды готовности к школе. Прежде всего важна психологическая готовность.  Она заключается в том, что у ребёнка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся: желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестаёт удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему даёт игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольника большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Такой интерес тоже важен, поскольку в нём выражено стремление ребёнка изменить своё место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребёнка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходиться включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Ребёнку длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал.

Какими качествами должен обладать будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что даётся им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже вначале учебного года ребёнок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребёнок запомнил текс стихотворений, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, когда ребёнок считает до ста или более. Не нужно увлекаться счётом до бесконечности. Важно познакомить ребёнка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребёнок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счётная деятельность у них не развита.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте им почувствовать себя первооткрывателями. Например, наблюдайте вместе за облаками, находите в них сходство с фигурами людей, животных, наблюдайте за явлениями природы.

Советы родителям:

  1. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
  2. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность. Пытливость, интерес к познанию окружающего мира.
  3. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять исследовать.
  4. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями.
  5. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать почему одних героев осуждает, а других одобряет.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. Важно, чтобы ребёнок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать. Также обстоит дело со счётом – умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значением числа.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка.

Список использованной литературы

  1. Короткий В. И. Психология для родителей. – М.: Айрис – пресс, 2004. — 45
  2. Зверева О.Л, Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ.: ООО «Издательство «АЙРИС – пресс», 2006.
  3. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. – М.: Издательский центр «Академия» 2007

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website