Поймай на удочку.

Дидактическая игра для работы с детьми на индивидуальных занятиях и в свободной деятельности.

Дидактическая игра Поймай на удочкуАКТУАЛЬНОСТЬ

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

ЦЕЛЬ:

формирование у детей  практических умений и навыков пользования исправленной: фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

ЗАДАЧИ:

  • автоматизация заданного звука в словах;
  • развитие фонематических процессов;
  • совершенствование мелкой моторики рук;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • соотнесение звука речи с соответствующим ему символом (буквой);
  • развитие зрительного внимания;
  • формирование связной речи (составление предложений различных типов);

 

ВАРИАНТЫ:

  1. «Поймай и назови»

Цель: автоматизация звука Л  в словах

Ребенок «ловит на удочку» карточки с картинками, называет их, четко проговаривая автоматизированный звук.

  1. «Один — Много»

Цель: автоматизация звука Л в словах; развивать умение  образовывать мн. ч. существительного;

Ход  игры: Поймай картинку, назови слово, измени по образцу.

Образец: лампа – лампы, пила – пилы, плот – плоты, болт – болты, клоуны — клоуны, блокнот – блокноты.

       3.     «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Л в словах; развивать умение  образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами;

Ход  игры: Поймай картинку, назови слово, назови ласково.

Образец: салат — салатик, кукла — куколка, яблоко – яблочко, каблук — каблучок, слон – слоник, лужа – лужица и т. д.

      4.     «Посчитай от 1 до 10»

Цель: автоматизация звука Л в словах; согласование числительного с существительным;

Ход  игры: Поймай картинку, посчитай от 1 до 10 и обратно.

Образец: одна лавина, две лавины, три лавины  и т. д.

       5.     «Мой, моя»

Цель: автоматизация звука Л в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

Ход  игры: Взрослый  просит поиграть  в жадину, который говорит, что все вещи его.

Образец: лак – мой лак, кукла – моя кукла, ладонь – моя ладонь, плот – мой плот, блокнот – мой блокнот и т. д.

      6. «Около»

Цель: автоматизация и дифференциация звука Л, развитие связной речи.

Ход игры: Взрослый предлагает поймать три картинки, назвать четко проговаривая звук, затем составь предложение со словом около. Около ложки лук и лопата. Около свеклы салат и тарелка. Ит.д.

  1. «Я, мы, он, она, они»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, употребление глаголов в единственном и множественном числе в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице.

Ход игры: Взрослый предлагает «поймать» картинку и придумать такие предложения. (Я купила сапоги. Мы… купили сапоги. Он… купил сапоги. Она… купила сапоги. Они… купили сапоги.)

  1. «Разложи картинки»

Цель: Дифференциация звуков звуков [с – з], [с’ – з’], [ц – с], [с – ш], [с – ж], [з – ш], [з – ж], [ц – ч], [с – щ], [л – л’], [p – p’], [л – р], [л’ – p’].

  1. «Найди место»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, навыков звукового анализа, определение места звука в слове.

Ход игры: Взрослый предлагает «поймать» картинку и назвать место звука в слове.

  1. «Найди лишнее слово»

Цель:  автоматизация и дифференциация звуков, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Ход игры: Взрослый предлагает определить, какой звуковой схеме слова соответствует картинка.

  1. «Придумай предложение»

Цель: совершенствование  умения составления предложений по предметной картинке, развитие связной речи, автоматизация  и дифференциация звуков.

  1. «Составь и прочитай слово»

Цель: закреплять умение  производить фонематический анализ и синтез слова, определять место звука в слове, составить и прочитать слово из букв.

Список использованной литературы

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке звуков [c], [ш], [л], [р]. Пособие для логопедов Спб.: Каро, 2006

 

Подготовили:  учитель-логопед Галкина Галина Анатольевна, Стрелковская Ольга Николаевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида
г. Шарыпово Красноярский край

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website