Предмет «Ритмика» — один из способов реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Методическая разработка.

Предмет РитмикаК проблемам социальной адаптации многие ученые относятся весьма серьезно, все чаще утверждая, что развитие творческого отношения к действительности является одним из наиболее важных компонентов социализации личности. Это объясняется ускоряющейся динамикой общественного развития. К одной из возможностей активной социализации относится развитие творческих способностей и творческой активности человека, а, следовательно, образовательным процессам, которые и занимаются этой проблемой.

В связи с этим, следует выявить основные характеристики не творческой личности:

  • Отсутствие интереса к творческой деятельности, а также удовлетворения от процесса творчества;
  • Низкие способности или отсутствие у человека воображения;
  • Нежелание или полое отсутствие стремления создавать что-то новое, низкая мотивация достижений.

Такие черты личности в современных условиях развития техники и производства являются подтверждением профессиональной «неуспешности» человека. Следовательно, развитие творческой личности способствует самореализации человека в обществе и активной не только социальной, но и профессиональной адаптации. Каковы же компоненты творческой личности? Как проявляется творческая составляющая в гармонично развитой личности? Каждому известно, что творческие способности – это комплекс многих качеств. Современные психологи связывают творческие способности, прежде всего, со спецификой мышления. Так, американский психолог Гилфорд, установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Именно дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, для которого характерно:

  1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей;
  2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей;
  3. Оригинальность – умение порождать новые нестандартные идеи.
  4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид. [2., 154]

Первыми шагами к развитию творческих способностей является раннее развитие ребенка: чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами. Немаловажным  условием развития творческих способностей ребенка является создание условий, опережающей развитие детей. Необходимо, создать такие факторы, которые способствуют стимулированию творческой деятельности и развитию. Следующим условием эффективного развития творческих способностей  является предоставление ребенку возможностей самостоятельно решать разнообразные, иногда бытовые проблемы, что и создает плодотворную почву для реализации творческих способностей ребенка. Такие ситуации не всегда связаны с решением творческих проблем, иногда они вполне легко решаемы взрослым человеком (игрушка закатилась под диван или стол), но создают трудности для маленького человека. Решение подобных ситуаций как раз и является стимулом для развития творческих способностей и выполнения самостоятельных действий. Еще одно условие успешного развития творческих способностей за­ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Хотя очень важный момент — не превратить свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. [1.]

Развитием творческой личности занимаются различные структуры: школы искусств, учреждения детского творчества, дошкольные учебные заведения, так как наиболее активно воспитательные процессы происходят в детском возрасте, когда ребенок открыт для восприятия всего нового, интересного и творчески насыщенного. Именно этим – воспитанием творчески развитой личности – занимаются подготовительные классы в образовательных учреждениях культуры. Интерес к началу занятий музыкой с детьми в возрасте 4-6 лет не случаен. Психологи и многочисленные педагоги отмечают, что именно в этот период дети особенно активно воспринимают мир, с интересом изучая его. Лев Толстой удивительно точно замечал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Особенно успешно работа по творческому развитию ребенка происходит на занятиях сольфеджио и ритмики. Предмет «Ритмика» имеет огромное значение не только для развития музыкальности, ритмичности ребенка,  но, прежде всего, для воспитания активного и эмоционального отношения к музыке, совершенствования двигательных, координационных навыков детей, и особенно важный для развития коммуникативных качеств маленького человека, установления доверительного отношения внутри группы, а также  педагога и учащихся. Дети любят занятия  ритмики, так как подвижность свойственна их возрасту. Занятия ритмикой поднимают тонус, улучшают самочувствие и настроение.

Для наиболее полного усвоения детьми теоретического и практического материала педагог должен учесть, что урок включает в себя различные задания, охватывающие основные задачи предмета:

  1. Комплекс гимнастических упражнений.
  2. Упражнения с предметами. Эти упражнения вносят разнообразие либо в выполнение гимнастических заданий, при этом игрушка или используемый педагогом предмет должен быть ярким, красочным, чтобы привлекать внимание и воображение ребёнка.
  3. Ритмические упражнения имеют целью  изучение длительностей и их сочетаний. Учащиеся, первоначально повторяя за педагогом ритмические комплексы «по слуху», постепенно научаются не только считывать ритмические задания с доски, исполнять их в движении, но и блестяще демонстрируют координационную технику исполнения ритмических  партитур.
  4. Ритмо — декламация является одной из интереснейших форм работы над усвоением длительностей и   особенностей      ритмического  рисунка. Дети, проговаривая в предлагаемом педагогом ритме разнообразные стихотворения или тексты, быстро адаптируются в новом материале. Эта работа всегда вознаграждается интересом к ней детей, активизацией урока ритмики, но главное,  результатом усвоения особенностей ритмических рисунка.
  5. Ритмические или музыкальные игры — неотъемлемая часть урока. Ведь именно игра зачастую может дать самый неожиданный положительный результат в работе для достижения определённых результатов. Игра — естественное состояние ребенка, в котором он свободен и творчески активен, а потому она подключает самые лучшие качества учащегося. Игра, как незаменимый метод, легко превращает «надо» в «хочу», являясь успешным условием освоения самых сложных видов музыкальной деятельности. Игра может проводиться как с музыкой, создавая определённые временные условия для выполнения задания, так и без музыкального сопровождения, давая каждому из детей удобный для него темп и ритм. Используя игру,  можно воспитать различные навыки, необходимые для занятий не только ритмикой: концентрацию внимания, быстроту реакции на сигнал, появление нового регистрового звучания, ритма, динамических оттенков. В музыкальных играх ребенок выполняет двигательные задания, связанные с музыкой, с ориентировкой в пространстве и коллективе, в процессе выполнения их постигает особенности строения музыкальной  речи, совершенствует свой внутренний слух. Преподаватель, умело выстроив план урока, сможет без труда переключить детей на более спокойный вид деятельности, не создавая особых сложностей для детей и добиваясь безукоризненной дисциплины.
  6. Пальчиковые игры — это особый раздел работы с детьми. Подобные игры традиционно не являлись частью предмета ритмики. Использование пальчиковых игр интересно и имеет хорошие результаты в работе с учащимися.
  7. Пение сольфеджио в сочетании с движениями. Эти задания являются весьма важными на уроках ритмики, ведь учащиеся через собственные движения наглядно представляют себе направление мелодии: вверх (движения вперед), вниз (движения назад), на месте. Дети, внимательно вслушиваясь в развитие мелодической линии, двигаются в соответствие с проигрыванием педагогом отдельных звуков или мелодии.
  8. Театрализованные задания – естественное продолжение музыкальных и ритмических игр. Работа над развитием эмоциональности, артистичности, активного восприятия действительности, наблюдательности, так необходимых музыканту, должна происходить не только на занятиях игры на инструменте, сольфеджио, но и обязательно, на ритмике. Задания, развивающие эмоциональный внутренний мир ребенка, практически сопровождают каждое предложенное детям упражнение, будь то ритмодекламация, ритмические упражнения с музыкальным сопровождением или музыкальные игры. Игры часто носят ролевой характер и ребенок, перевоплощаясь в разных персонажей, внутренне перестаивается, окрашивая свой внутренний мир в разнообразие красок и их оттенков. Исполнение ребенком «шипелок», «рычалок» или других звуковых комплексов, зачастую связанных с проявлением роли в игре, способствует развитию не только речи и правильности произнесения звуков, но и развивает его способность чисто интонировать в песнях, так как активизирует работу связок. Интересным моментом в работе педагога можно отметить применение деталей театрального костюма для того, чтобы ребенок сразу ощутил себя «иным» человеком или существом (героем сказочного представления). А также можно использовать прием совместного сочинения сказки, когда педагог предлагает детям исполнять роли героев и вместе с ними рассказывает сказку, где учитель описывает действия персонажей, а дети говорят, а в последствие, и пропевают сочиненные ими реплики. Этот прием сотворчества учащихся и педагога на занятиях не требует подготовительного этапа работы, и увлекает детей свободой выбора реплик, мелодий  и важен ещё тем, что в сказочной, игровой форме у ребенка закрепляется семантическое значение мелодических оборотов, облегчающих в дальнейшем понимание содержания музыкального искусства.  Положительный результат дает использование театрализованного перевоплощения в игре «живой ритм», в которой дети в наглядной форме, объединяясь  в группы длительностей, постигают специфику группировки в разных размерах,  быстро ориентируясь в работе над ритмическими диктантами. Для работы можно также использовать следующие формы: театрализация песенок, «театр рук», «театр ног», «театр лиц», «театр настроений», театрализованное исполнение ритмодекламаций и др.
  9. Коммуникативные игры и упражнения. Этот раздел предмета «Ритмика» является не столько важным для развития ритмического чувства учащихся, сколько необходим для развития и укрепления навыков корректного отношения детей друг к другу, доверительного общения на уроках и в жизни. Учащиеся, исполняя  игры и песни, научаются вежливо, бережно относиться друг к другу, соразмерять взаимо направленные действия. К разряду коммуникативных игр можно также отнести упражнения, которые развивают также и воображение, свободу, плавность движений. Это такие задания, в которых учащийся «рисует» на спине товарища различные линии, образы, буквы, а тот повторяет их движениями рук.
  10. Исполнение танцевальных движений в упражнениях и танцы народов мира. Работа над танцевальными движениями и танцами чрезвычайно полезна, так как способствует созданию у детей ощущения целостности и согласованности  движения и музыки, чувства единения в коллективном творчестве, наслаждения в движении.
  11. Использование музыкальных инструментов является одним из интереснейших приемов активизации и концентрации внимания учащихся. Музыкальные инструменты расширяют возможности развития не только интонационного и тембрового слуха,  но и дают учащимся первые навыки совместного музицирования. Музыкальные инструменты вносят свежесть, необычайный интерес  в работу на уроке. Они дают возможность преподавателю охватить все виды деятельности на уроках сольфеджио и ритмики, становятся тем самым синтезом, сплавом всех навыков и умений учащихся, которые накоплены в процессе работы  по данным дисциплинам.

Таким образом, применяя все эти компоненты на уроках ритмики, преподаватель способствует развитию активной творческой личности, способной проявлять свой потенциал в различных сферах человеческой деятельности.

Литература:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/specifika-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск, 1994

 

 

Составила преподаватель ПЛЕХАНОВА Татьяна Анатольевна,
МАУДО  «Детская школа искусств»,
ЗАТО Северск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website