Предметно-развивающаяся среда в младшей группе.

Предметно-развивающаяся среда в младшей группе.

Автор: Машурик Татьяна Федоровна, старший воспитатель, Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия N2 Советского района г.Волгограда.

Предлагаем вашему вниманию наш вариант предметно-развивающей среды в младшей группе.

Мы постарались, чтобы все центры развивающей среды в нашей группе были взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми по программе «Школа – 2100», а так же соответствовали СанПиН.

 Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Яркое улыбающееся солнышко, расположенное на стене, поднимает настроение. Мягкий яркий диванчик, на котором можно не только посидеть, но и полежать, создает уютную атмосферу. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики. На них написаны ласковые имена детей, которыми родители называют их дома. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей, а так же доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т.д.).
  Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр.
   Прежде всего, мы начали с театрального центра – как важного объекта предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание проходит не от лица взрослого, пока еще не известного человека, а от кукол. Взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
  
  В театральном центре размещается ширма, маски сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный, театр резиновых игрушек, театр игрушек самоделок и волшебный сундучок. Все персонажи сделаны руками воспитателей.​

 Рядом расположен яркий, веселый с нестандартным дизайнерским решением центр «Наряжайка». Он напоминает театральные кулисы, где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. На плечиках расположились нарядные вещи, шляпы с широкими полями, мамины туфли, сундучок с юбками и платками. Многие элементы костюмов сшиты руками родителей.

Большое старинное зеркало с лукавыми глазками, ярким бантом на макушке, привлекает внимание детей. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себя интересный образ.

Центру «Сообразительности» в группе отводится особое место.
Он расположен таким образом, чтобы свет на рабочие столы падал с левой стороны. Удобно расставленные столы, учебная магнитная доска — полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых — «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и в-третьих — место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Мебель соответствует росту детей. Столы круглые, мобильные, нет острых углов, а значит, такая мебель безопасна для детей. Главными и любимыми героями этого центра являются герои образовательной программы «Школа-2100» — Ежонок, Лисенок и умная Сова. С ними дети отправляются в путешествия – познания, преодолевая все трудности на пути. Дети любят задавать вопросы, а воспитатели должны уметь ответить на них. Как детям в доступной форме объяснить, что такое воздух? В нашем мини — музее «Воздуха» это не только легко, но и увлекательно. ​
  Мы можем «поймать» воздух пакетиками и пощупать его. Яркие ленточки, воздушные облака привлекают внимание любопытных малышей. Музей оборудован воздушными шариками, «парашютами», вертушками, веерами, духовыми музыкальными инструментами, перышками. А так же в его экспонаты входят: фен, игрушечное озеро с парусниками, мыльные пузыри, бумажный «Змей», мельница. В общем, все то, что имеет отношение к воздуху. Все экспонаты собраны руками детей, родителей и педагогов. С каждым годом экспонаты добавляются и используются в различных целях: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности детей.

Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта, мы создали «Маленькую лабораторию».

В процессе проведения несложных опытов, маленькие «Почемучки» превращаются в любознательных испытателей. Мы вместе с детьми определяем свойства воды: предлагаем игры – «Цветная водичка», «Мир в цветном стекле», «Волшебный песок» и др. Для экспериментальной деятельности было приобретено оборудование, позволяющее в более доступной форме познакомить малышей с этим видом деятельности: сачки, формочки различной емкости (для наливания и переливания), лодочки, камешки; для игр с водой имеются резиновые игрушки — черепахи, крабы, рыбки, лягушки, заводные игрушки. Дети любят играть с водой — это вызывает у них положительные эмоции.

Разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки, развивающие игры, направленные на развитие речи и сенсорные способности — это центр интеллектуального развития «Умничка». В группе есть паровозик (шкаф с многочисленными полочками), на котором расположен весь этот игровой материал.
Вы когда-нибудь строили из обычных губок для мытья посуды? А наши ребята умеют это делать. В нашем центре «Маленький строитель» кроме традиционного материала для строительных игр (большой пластмассовый конструктор, пирамидки, кубики, схемы простых построек (мебель, дорожка, заборчик, машина, домик) есть и нестандартный — это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легкие, устойчивые, имеют различную форму). Рядом расположены мягкие модули, которые легко переносятся в любую часть группы, дети с большим удовольствием строят из него машину, кораблик и др. Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.
Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию в книге нам поможет «Книжный уголок».

На удобных для детей полочках расположены предметные и сюжетные картинки, сказки и рассказы для малышей, есть герои мультфильмов – игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки. Здесь дети с удовольствием листают любимые книги. Происходит постоянное обновление книг (учитываем сезонность, тематику), а так же тут находится «больница для книг», где дети могут вместе с воспитателем «полечить» свою любимую книжку, если та «заболела». Для этих целей в уголке находится «аптечка»- ножницы, клей, бумага, скотч.

Находясь в уголке природы, создается впечатление, что мы очутились на лесной поляне. Мы можем, как бабочки, присесть на пуфы-цветочки, полюбоваться болотцем (созданным руками воспитателя). И вот тебе уже кажется, что ты слышишь голоса и шорохи многочисленных обитателей могучего дуба (созданного руками родителей).

Наш природный центр «Лесная полянка» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать. Имеется всё необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, ведерки, совочки, лопатки, пульверизаторы. В уголке расположен календарь природы, настольные игры, содержание которых соответствуют природной теме, а так же детская художественная литература с красочными, доступными иллюстрациями. На стене разместилось чудное дерево с объемными экспонатами насекомых, птиц и подземными обитателями, что дает возможность заинтересовать детей природными явлениями.

Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации.

Это уютное тихое место возле аквариума (вода, с плавающими в ней рыбками, успокаивает детей). Светильник и музыкальные записи с пением птиц, журчащий музыкальный фонтанчик, мягкие стульчики и столик в виде «подсолнуха», а на нем телефон, чтоб позвонить маме или папе (это детский мобильный телефон) — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как: металлофон, бубен, барабан, гитара, колокольчик, пианино, саксофон, балалайка и т.д.Народные игрушки: шумелки, деревянные ложки, птички-свистульки. Самая любимая у детей – музыкальная шкатулка с дисками русского народного и фольклорного творчества. Многие предметы сделаны руками воспитателей, что вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности. Также в уголке присутствуют дидактические игры с музыкальным содержанием.
Для центра творчества «Юный художник» отведено самое светлое место в группе. Ребенок смотрит в окно и сразу может нарисовать увиденный пейзаж. Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение потому, что изобразительная деятельность — это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира.
Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Оснащение уголка напоминает мчащийся поезд с вагончиками, а вдали мелькают дома, деревья, снеговик – все это располагает детей к творчеству. В вагончиках-коробочках лежат мелки, гуашь, листочки бумаги, фломастеры, цветные карандаши, трафареты, губки для печатанья и др.
Одним из самых любимых уголков в группе является Центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть массажный коврик, специальные мячики и мелкие игрушки, а так же маски и атрибуты – для проведения подвижных игр, гимнастические палочки, обручи, резиновые мячи разного размера, арки для лазания, султанчики, вертушки и др.
Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающим их предметами быта. Оснащение: куклы разного размера, посуда (кухонная, столовая), муляжи продуктов, кроватки, коляски, кухонный гарнитур, холодильник, микроволновка и др. Сундучок с предметами — заместителями пользуется у детей огромным успехом и развивает у них воображение.

Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед; мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу, а также «Медицинский кабинет», куда они несут полечить своих кукол.

Супермаркет пользуется популярностью, как у мальчиков, так и у девочек. Тут проигрываются жизненные ситуации, в которых закладываются первоначальные экономические знания и отношения.

Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль!.. Поэтому наш уголок «Безопасное движение» интересует в первую очередь мальчиков.

Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это транспортные средства разных цветов, размеров и назначений, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, и дидактические игры.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, дает возможность свободного подхода к каждому центру в группе, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.
  По вечерам в нашей группе можно увидеть удивительную вещь – плачущих детей. Мама стоит в недоумении, а ребёнок, растирая слёзы, уговаривает её подождать ещё минуточку, ведь столько интересных дел ещё не сделано!
  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website