logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent

stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Мы в Facebook
Мы в Контакте
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Конспекты занятий с детьми.

Автор: Тестова О.Б.

getes113@inbox.ru

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством.

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько.

В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А.Мамонтова "Детское воспитание" привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрешки.

Первая русская матрешка была выточена токарем В.Звездочкиным и расписана по эскизам художника С.Малютина.

Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

В 1900 году с закрытием мастерской "Детское воспитание" и открытием в Сергиевском посаде (г.Загорск) учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрешек. Пытались изменить форму матрешки, но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрешка традиционной формы.

Впервые русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), затем на ежегодных Лепцигских ярмарках, где расходились тысячами.

Мастера Сергиева Посада обыгрывали на матрешках целые сюжеты девушки с серпами и снопами, персонажи бессмертной комедии Гоголя "Ревизор", герои русских народных сказок: Разнообразие матрешек было довольно велико. По прейскуранту Сергиевской земской учебно-показательной мастерской за 1911 г. значится 21 вид матрешек только по росписи, не считая размеров и количества вкладышей (изготовляли матрешек от 2 до 24-местных). Как исключение, в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрешка.

В начале XX века производство матрешек наладилось в Нижегородской губернии Семеновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрешек изготовляют и сейчас. Семеновские мастера придали матрешке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.

Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающемуся низу фигурки. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или с цветами.

Семеновская же более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. На ее передничке всегда букет ярчайших цветов. Непохожа она на загорскую и чертами удлиненного лица, высоко поставленными глазами, дугообразными бровями, ртом-"бантиком", малиновым румянцем. Семеновские мастера изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках.

Семеновский промысел дошел и до села Полхов Майдан, что в ста километрах от Мурома, где издавна точили удлиненные маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой (более похожие на кегли). Лицо полхов-майданской матрешки несколько скорбно, в окраске одежды господствуют малиновый и фиолетовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты и резки, но необыкновенно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.

Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. Работа проводится с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Основные задачи можно сформулировать так:

1. Научить дошкольников различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам: цвету, форме, узору).

2. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

3. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).

Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:

1). Рассматривание и описание детьми матрешек.

2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах.

3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.

4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Работа проходит в несколько этапов:

а) изучение представлений детей о матрешке.

б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

в) умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.

г) составление сказок и рассказов о матрешке.

д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.

Дымковская игрушка.

Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Нас, работников дошкольных учреждений и наших воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций.

Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа "Детство" рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Используют лепную игрушку в основном на занятиях по изобразительной деятельности.

Лепная игрушка родилась еще в XVI веке в руках кустарей-одиночек. Сейчас игрушка приобрела мировую славу. Над ее созданием трудятся в цехах фабрики много мастеров, среди которых лауреаты Государственной премии имени И.Е.Репина: Е.И.Косс-Деньшина, З.В.Пенкина, Л.С.Фалалива. Глина - податливый материал. Изготовленные и хорошо просушенные игрушки обжигают в муфельной печи, затем грунтуют белой водоэмульсионной краской. Но самое сложное - это раскрашивание готовых форм. В росписи используется такие элементы, как кольца, полоски, дуги.

Мы составили перспективный план работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, рассчитанный на 4 года и включающий 3 этапа:

1. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента (младшая и средняя группы);

2. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек (старшая группа);

3. Лепка и роспись дымковских игрушек (подготовительная группа).

В младшей и средней группах дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки - пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

В средней группе включаем два-три новых элемента: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками. Добиваемся от детей умения правильно пользоваться кистью и двумя-тремя красками, составлять простейшие композиции.

При переходе к следующему этапу работы задача усложняется. Здесь мы уже учим ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало -освоения лепных форм.

Расписывая силуэты, старшие дошкольники первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.

Готовя детей к поделке игрушек из глины, мы берем простые задания (слепить бусы, плиточки) по книге Н.Г.Пантелеевой "Декоративное искусство детям". Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.

В подготовительной группе ставятся задачи: глубже познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческую фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ.

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

2. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждениии.

Золотая хохлома.

Удивительные узоры "золотой" хохломской росписи, вобравшие в себя всю красу земли русской, поражают каждого, кому довелось увидеть изделия промысла, возникшего в XVII веке в лесах Заволжья вокруг торгового села Хохлома Нижегородской области.

Старинные документы, дошедшие до нас, повествуют о том, что в Нижегородской вотчине рода Шереметьевых в селе Хохлома и Никольском Семеновского уезда делали деревянную посуду, ложки и чашки, которые отвозили на продажу в разные города.

Так в 1790-х годах уездный город Семеново стал центром крестьянского промысла. На Макарьевской ярмарке бывал длинный ряд с редкостной деревянной посудой. Поражали воображение чаши большого размера, вложенные одна в другую: Посуда эта была покрыта желтым и темным лаком и украшена снаружи позолоченным бортиком. Эта посуда, по описанию, была истинным образцом токарного искусства уже на ярмарке 1805 года.

Так появилось и стало развиваться искусство уникальной росписи по дереву на всей нижегородской земле, в которой воплотилась дивная фантазия русского крестьянина, чувство родной русской природы, желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор с цветами и ягодами.

Так называемое "фоновое письмо" золотых узоров хохломской росписи появилось в середине XIX века. Его приемы отличаются от техники "верхового" письма большей сложностью. Сначала создается линейный контур рисунка, только после этого закрашивается фон и оживляется легкими мазками. После покрытия лаком и закаливания в печи золотистые узоры засияют на красно-алом или бархатно-черном фоне изделия. Трудоемкое и дорогостоящее "фоновое" письмо применяется до сих пор, главным образом для исполнения особо нарядных предметов.

Кто не знает знаменитую хохломскую ложку? Легкая, расписная, удобная и добрая помощница каждой хозяйки. Раньше семеновские кустари делали ложки разного фасона и окраски: "серебрушка", "монастырская", "коковка" - расписывали ложки "под листок" и "кудрину". Ложки делались из березы, осины, липы и самые дорогие из клена и дерева пальмы. И расходились ложки расписные во все уголки России.

Много времени прошло с тех пор, но мастерство золотых рук народных умельцев не устаревает, а еще больше совершенствуется. За последние годы художники-мастера всемирно известного промысла создали прекрасные изделия для украшения интерьера. Это крупные вазы, настенные блюда и подносы и, возрожденные в современном облике, старинные русские чаши, ковши-утицы, кубки-потиры, хохломские глухари и лебеди. Сегодня хохломская роспись необычайно тонка и виртуозна и своими высокохудожественными качествами заслуживает многие отечественные и международные премии, всенародное признание.

Объединение "Хохломская роспись" имеет детский сад, в котором детей знакомят с трудом родителей, с искусством традиционной росписи хохломы. В детском саду детей обучают последовательным стадиям обработки самой обычной деревянной расписной ложки, да и любого изделия хохломы. Детям очень нравится рассматривать в группе расписную вазу, в которой так красиво изображен осенний букет, утицу с изящными ковшиками, стаканы. Весело и нарядно в уголке народного искусства!

   
Rambler's Top100  
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)