Проблема взаимосвязи и преемственности детского сада и начальной школы.

Школьный классНа современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.

В настоящее время  данные, свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом, отсутствуют.  Но из опыта работы логопедов известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали логопедические группы. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальным. Один из резервов – это более тесная связь между логопедами детского сада и школы, воспитателями и родителями.  К    сожалению,  такое   тесное   сотрудничество   в   плане   преемственности   в логопедической    работе   есть   далеко   не    во    всех   дошкольных   и   школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:

  1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
  2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и   содержании  логопедической   работы   в  ДОУ,  и, напротив,      учителя-логопеды    ДОУ   мало   знакомы   с образовательными   программами    школы, организацией    и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно   оценить   работу,   проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
  3. Нет отработанной   системы   взаимодействия   дошкольных   и школьных   логопедов,  традиций  преемственности, которые прививались  бы,  в  том  числе  и  в рамках работы МО учителей-логопедов.

На сегодняшний день остается неохваченной вниманием логопеда значительная часть детей с различными речевыми нарушениями, посещающая массовые группы детского сада. Это ведет к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа  и синтеза. Поэтому работу следует строить дифференцированно, с учетом не проведенной ранее специфической работе по профилактике дисграфии, дислексии, процессов языкового анализа и синтеза.

Исходя из вышесказанного, предлагаем:

  1. Учителям-логопедам ДОУ  и  ближайших  к  ним  школ  наладить личные контакты  с  целью  обсуждения  мероприятий по преемственности в работе, знакомства  с  организацией  и  содержанием коррекционной логопедической работы  с детьми в школе и ДОУ, обмена  опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
  2. Учителям-логопедам ДОУ   и   школ   включить   в   годовой   план   работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
  3. Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.

Рекомендации учителю начальных классов по работе с детьми, имеющими речевые недостатки:

  1. Следует создавать на уроках ситуацию успеха, способствующую повышению самооценки школьника посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания.
  2. Хвалить на уроке учащегося за правильный ответ и его мотивацию к получению новых знаний.
  3. Учить школьника ориентироваться в задании, требовать от него словесного отчета о проделанной работе. Развивать навык самоконтроля.
  4. Дозировать предъявляемую ученику помощь и внешний контроль, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.
  5. При переходе с одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка специальными приемами.
  6. Проводить частую смену видов деятельности, включать задания, повышающие концентрацию внимания.

 

Список использованной литературы:

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи – Сфера, М., 2009
  2. Глаголева Е.А. Как говорит ваш ребенок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3, 2004
  3. Жихарева Ю. Что делают логопеды? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №3, 2004
  4. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста– Сфера, М., 2010
  5. Работникова Т.П. Организация работы логопеда в детской поликлинике – Сфера, М., 2008

Авторы: Кутузова Марина Германовна  учитель-логопед,
Лебедева Ольга Геннадьевна учитель-логопед,
Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №107 «Лукоморье»
г. Вологды Вологодской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website