Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду.

Адаптация ребенка к детскому садуПроблемы адаптации ребёнка к детскому саду тесно связанны с проблемами адаптации родителей и всей семьи к дошкольному образовательному учреждению.

Ребёнок идёт в детский сад – это не просто событие – это стресс. Надо понимать, что этот стресс так или иначе, отражается на всех членах семьи. У родителей могут вдруг ожить давно забытые детские обиды.

Чаще всего семья в этот период переживает и первый критический период (он наступает между 3-м и 7-м годами существования семьи и продолжается в благоприятном случае около года), который выражается в росте разногласий во взглядах, учащении проявлений отрицательных эмоций, росте напряженности в отношениях и возникновении чувства неудовлетворённости. На таком вот неблагоприятном семейном фоне протекает процесс адаптации ребёнка к детскому саду. Кроме того, поступление ребёнка в детский сад является и своеобразным тестом на определение семьи как функциональной (здоровой) и дисфункциональной (не здоровой). Если ребёнок не справляется с проблемами адаптации, то мы должны понимать, что семья этого ребёнка в данный период жизни становится дисфункциональной и нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержке.

Адаптация ребёнка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребёнка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения приспособления к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций ребёнка в зависимости от его психофизиологических, и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени: в яслях длится в среднем 7 – 10 дней, в среднем дошкольном возрасте 2 – 3 недели, в старшем дошкольном возрасте – месяц. Состояние аффекта в первое время посещения детского сада выявляется у каждого второго мальчика и каждой третей девочки. Поскольку потребность в общении со сверстниками появляется у детей после 4 лет, то для предупреждения негативного отношения к детскому саду рекомендуется в случае нервно-соматической ослабленности отдавать в детский сад мальчиков не ранее 3,5 – 5 лет, а девочек не ранее 3 – 4 лет.

Что отличает детей, которые трудно адаптируются в детском саду?

У эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, у детей зависимых от матери, и у детей с проблемами еды, дневного сна, туалета … преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние. Большие проблемы с адаптацией у нервно-соматических ослабленных и часто болеющих детей, у детей, которые привыкли к исключительному вниманию в семье, у единственных и поздних детей, у детей с проблемами общения и у излишне медлительных (заторможенных) детей, излишне подвижных (гиперактивных) детей. Испытывают трудности адаптации дети, имеющие нервно-психические нарушения и эмоционально неустойчивые дети.

Необходимо обратить внимание на детей, которые адаптируются к детскому саду, используя весь резерв своего психологического здоровья. Это хорошо знакомая ситуация, когда ребёнок исключительно хорошо ведёт себя в детском саду, демонстрируя образец хорошего поведения, и производит впечатление хорошо адаптированного ребёнка. Однако выйдя за дверь группы, за ворота детского сада, ребёнок трансформируется из «хорошего» в «плохого», не желающего слушаться, подчиняться, руководствоваться разумными доводами и т.п. «Ребёнка как подменили» – замечают родители, а педагоги удивляются кардинальными изменениями в поведении ребёнка. Дети с таким контрастным поведением дома и в детском саду находятся в группе риска по появлению у них невротических реакций, зачастую переходящих в невротическое состояние и в невроз как заболевание.

Не испытывают затруднений в адаптации эмоционально устойчивые, общительные дети и дети, практически не болеющие простудными заболеваниями, а также дети с недостаточно развитой эмоциональной и интеллектуальной сферой.

Что отличает родителей, дети которых испытывают трудности адаптации?

Некоторые особенности родителей, которые мешают детям адаптироваться к детскому саду. Прежде всего, это конфликтность. Известно, что ребёнок дошкольного возраста непроизвольно усваивает негативные черты поведения родителей, что осложняет его отношения со сверстниками и педагогами. В поведении таких родителей можно отметить нетерпимость к чужому мнению, агрессивность, подозрительность и насторожинность. Следующей особенностью родителей детей с проблемами адаптации является их необщительность. Неуверенность и нерешительность отмечает детей таких родителей.

Можно отметить и такую особенность у родителей трудно адаптируемых детей, как дефекты воспитания. Это родители, которых необходимо довоспитывать, родители, которых отличает психолого-педагогическая некомпетентность и неграмотность.

Обращают на себя внимание пожилые родители с тревожно-мнительной фиксацией на проблемах адаптации своего единственного чада.

Психолого-профилактические и коррекционные мероприятия.

Педагогам познакомиться заранее с родителями своих будущих воспитанников (выяснить индивидуальные особенности, привычки), постараться произвести на них благоприятное впечатление.

В беседах с родителями на тему «Когда я был маленьким» уточнить, какие воспоминания, как позитивные, так и негативные, остались у родителей от посещения ими детского сада в детстве.

По возможности сохранить в период адаптации привычные для ребёнка приёмы ухода, даже если они противоречат общим нормам и правилам (покачать на руках, дать пустышку). С целью уменьшения внутреннего напряжения у детей в период адаптации организовать проведение подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Автор: Сазонова Елена Геннадьевна, воспитатель 1 квалификационная категория,
МБДОУ «Детский сад N47 «Айгуль»,
Республика Татарстан, г. Набережные Челны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website