Проект по духовно-нравственному воспитанию «Добрый мир» детей дошкольного возраста.

добрый мирДрузья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Наименование проекта «Добрый мир»
2. Участники и исполнители основных мероприятий проекта ü Автор проекта: воспитатель Комаристова О.М.

ü Участники и исполнители: дети и родители

старшей и средней группы, музыкальный руководитель.

3. Вид проекта информационно-творческий
4. Цель проекта Создать мини музей «Добрый мир»

 

5. Задачи проекта — познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;

— научить детей использовать в творческих работах элементы народного прикладного искусства (лепка, рисование, аппликация, ручной труд);

— развивать речевые и коммуникативные навыки умения, познавательно — исследовательский интерес;

— воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

— воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.

6. Актуальность В программе дошкольного образования «Детский сад — Дом радости» Н.М. Крыловой, акцентируют внимание на работе по приобщению дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности, к общечеловеческим, художественным и национальным ценностям.

Программа предполагает: приобретение ребенком основных черт, характеризующих воспитанника как интеллигентного человека, овладевающего основами образования и духовной культурой, приобщению к общечеловеческим и национальным ценностям:

— овладению системными и систематизированными знаниями и умениями, позволяющими адекватно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно познавать его, используя разные способы познания, реализовывать творческое начало;

— осознанию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

— становлению труда дошкольника как деятельности, освоению его представлений о труде взрослых;

— воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам (продуктам деятельности)

 

7. Сроки и этапы реализации проекта 1 этап. Организационно – подготовительный (февраль 2017г.)

2 этап. Основной (февраль 2017 г.– май 2017 г.)

3 этап. Заключительный (май 2017г.)

8. Структура и содержание проекта Проект состоит из трёх взаимосвязанных модулей:

1. «История России в вопросах и ответах»

2. «Православные традиции»

3. «Никто не забыт и ничто ни забыто»

 

9. Ожидаемые результаты реализации проекта 1. Создание условий для развития и обогащения образовательного пространства ДОУ, повышение качества образования в соответствии с ФГОС по духовно нравственному воспитанию:

2. У детей сформированы начальные представления о традициях и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками.

3. Дети научились использовать в творческих работах элементы народного прикладного искусства (лепка, рисование, аппликация, ручной труд).

4.Продолжают развиваться речевые и коммуникативные навыки умения, познавательно — исследоватеский интерес.

5. Дети проявляют чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; сочувствие, милосердие, сострадание, желание помогать, прощать обиды и мириться.

6. Будет оформлен мини музей «Добрый мир»

 

2. Сформированность ресурсной базы ДОУ

Для реализации проекта в группе создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей.

Созданная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы, а также игрового участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с целями и задачами проекта.

Пространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.

В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая, конструктивная, трудовая, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.

Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы, позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию, а также даёт возможность организации пространства группы и предметной среды по тематическому принципу.

  • подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры — забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • беседы и ситуативных разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи;
  • цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
  • знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);
  • тематические, народные, православные праздники, такие как: праздник Осени, День Народного Единства, День Матери, Новый год и Рождество, День Защитника отечества, Масленица, 8 Марта, Пасха, День Победы, Выпускной бал, День защиты детей, Троица, День России.
  • знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
  • постановки театрализованных представлений и сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших);
  • Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр, дидактических и народных игр;
  • Подбор материалов для продуктивной деятельности;
  • Дидактические игры: «Составь семью» «Кому, что нужно для работы» «Кто больше назовет ласковых слов для своих родных» «Моих близких зовут» «Мамы и папы имеют имена и отчества» «Кто кому кем приходится»;
  • Альбомы «Времена года», «Семья», «Об этом знает каждый», «Счастливое детство», «Профессии», «Путь в детский сад», «Чей флаг», «Что лишнее» «Права и обязанности детей» и другие;
  • Настольные театры по русским народным сказкам, театр ложек, теневой, пальчиковый, конусный; вязанной, резиновой, соломенной игрушки и др.;
  • Создание Мини- музея, который включает:
  • «Полку избыточной информации: «Россия Родина моя» -– это фотографии, открытки, фотоальбомы, репродукции картин, предметы быта, игрушки, скульптура малых форм, печатные издания, художественная литература, карты, атласы, справочники, путеводители, видеоматериалы о нашей стране, Ростовской области, станице, традициях казачества на Дону и др.
  • «Полку православия: «Добрый мир» — это иллюстрации и репродукции картин с библейскими сюжетами, детская духовная литература, иконопись, детские творческие работы на темы православной культуры.
  • макеты «Православный храм», «Быт русской избы», «Деревенское подворье» и других.
  • «Вернисаж «Страна мастеров» — выставка поделок к тематическим мероприятиям, проектам, календарным датам и праздникам и др.
  • «Книгу памяти» — это фотографии с описанием героических подвигов наших соотечественников, «Бессмертного полка» и участников ВОВ.
  • «Семейное древо» – это обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, родословные семей воспитанников и др.

Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства.

3.Этапы работы

Этапы Содержание Результат
1.Организационно – подготовительный

(Февраль)

Ø Разработка и оформление паспорта проекта

Ø Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др.

 

Определены цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат

Проект на сайте ДОУ и информационном стенде для родителей.

2.Основной

(февраль- май)

Создание Мини – музея (подбор и изготовление экспонатов для музея)

 

Полка избыточной информации: «Россия Родина моя»;

Полка православия: «Добрый мир»;

Вернисаж «Страна мастеров»

«Семейное древо»

3.Заключительный

(май)

Акция «Красная гвоздика» Выставка «Помним, гордимся, чтим»

«Книга памяти»

 

4. Структура и содержание проекта

Отражает последовательность работы по духовно — нравственному воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.

Человек — существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное — это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).

Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

  1. «История России в вопросах и ответах»
  2. «Православные традиции:
  3. «Никто не забыт и ничто ни забыто»

1 модуль «История России в вопросах и ответах» начинается в феврале. Это своеобразный мониторинг для детей и родителей для выявления уровня осведомлённости по теме проекта. Мероприятия модуля направлены на развитие представлений об историческом прошлом России, интереса к истории страны, с жизнью казаков на Дону, казачьими знаками и символами, с традициями и укладом жизни жителей станицы, их бытом, национальными праздниками. Заканчивается модуль итоговым мероприятием — праздник «День защитника Отечества»

2 модуль «Православные традиции. Содержание модуля знакомит детей с семейными традициями: православными праздниками: «Масленица»; «8 – марта праздник мам»; «Благовещение Пресвятой Богородицы»; «Праздник Светлой Пасхи». Спланированные формы работы должны способствовать развитию и поддержанию любви к православной культуре своего народа через произведения пейзажной живописи, произведения литературы и музыки, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры.

Совместная деятельность, предполагает следующие способы работы:

Изготовление дидактического материала на тему «Моя семья», изготовление «Семейного древа», организация выставки совместных творческих работ к календарным народным праздникам «Масленица»; «8 – марта праздник мам»; «Благовещение Пресвятой Богородицы»; «Праздник Светлой Пасхи».

3 модуль «Никто не забыт и ничто ни забыто». Данный модуль устремлен на уважение к старшему поколению, уточнением представлением об истории семьи, традициях, обычаях своего народа, символах государства, столице, памятных местах, достопримечательностях.

И завершается проект проведением тематического праздника «Никто не забыт и ничто ни забыто», акцией «Красная гвоздика», который сконцентрирован на его значимость в истории страны, о героическом прошлом своих прадедушек и прабабушек, организацией выставки совместных творческих работ «Помним, гордимся, чтим».

Модуль Работа с детьми Работа с родителями Месяц
1. «История России в вопросах и ответах»

 

Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.

Чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», Заповедь дедушки».

Изготовление открыток

для пап и дедушек «Самолет» и «Корабль».

Праздник «День защитника Отечества»

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к духовно –нравственному воспитанию детей. Информационный лист «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире»

Полка избыточной информации: «Россия Родина моя»

 

февраль

 

 

 

 

2. «Православные традиции»

 

Беседа «Что за праздник, Масленица?»

Заучивание потешек, закличек, поговорок про масленицу

Просмотр презентации «Проводы масленицы»

Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя».

— Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные).

Сюжетно-ролевые игры: «Мама — парикмахер», «Мама – врач», «Семья».

Изготовление поздравительной открытки «Подарки для мам и бабушек»

Праздник «Школа Василис»

Просмотр презентации Народные традиции «Пасха»

Беседа на тему «Что такое пасха?», «Почему мы красим яйца?»

НОД «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Пасхальные и хороводные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», танец «Весенний хоровод», «Деревянные ложки», песня «Казачок»

Рисование «Раскрашиваем пасхальные яйца».

НОД «Светлое Воскресение Христово»

Сказка на новый лад «Пасхальный колобок»

Консультация: «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества»

 

Полка православия: «Добрый мир»

Консультация:

«Праздник 8-е марта — история возникновения».

 

Консультация «Пасха — главный православный праздник года»

 

Выставка совместных с детьми работ «Украшение пасхальных яиц, куличей» и «Семейное древо»

 

Консультация «Каждой семье – свои традиции»

 

Февраль- апрель
3. «Никто не забыт и ничто ни забыто»

 

 

Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседы.

Беседа: «История георгиевской ленточки».

НОД «Родина наша — Русь православная»

Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Этих дней не смолкнет слава!»

Экскурсия к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов

Конкурс чтецов «О доблестях, о подвиге, о славе»

Изготовление подарков для ветеранов Аппликация «Цветы»

Акция «Красная гвоздика»

Фотоширма «Помним, гордимся, чтим»

 

Буклет «Нравственно-патриотическое воспитание»

 

Советы родителям «Как рассказать детям о войне».

 

Вернисаж «Страна мастеров»

 

«Книга памяти»

 

май

Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций и в самостоятельной свободной деятельности детей.

5. Дальнейшее развитие проекта

  1. Выступление на итоговом педсовете
  2. Публикации на личных сайтах и сайтах ДОУ
  3. Обогащение и расширение содержания проекта.

6. Литература

  1. Азбука нравственного воспитанияПод ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
  2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ — М.: Просвещение, 1980;
  3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
  4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
  5. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;
  6. Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;
  7. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
  8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ — М.: «Педагогика», 1988;
  9. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
  10. Сурова Л. В. — Православная педагогика как общественное и духовное явление.
  11. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
  12. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  13. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»

Автор: Комаристова О.М., воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 8 «Звёздочка»
ст. Егорлыкская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website