Профессии строителей. Знакомство с профессией архитектор.

архитекторАвтор: Попкова Виктория Евгеньевна, воспитатель высшей категории МДОАУ д/с № 12 из города Зея.

Цели: продолжать формировать представление о профессиях стро­ителей и архитектора; способствовать расширению словарного запаса; развивать конструктивные способности, ассоциативные мыш­ление и воображение; формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.

Подготовительная работа: разучивание литературных произведений о профессии строителя и архитектора; беседа и показ  иллюстраций; чтение стихотворений В. Маяковского «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?».

Оборудование: наглядный материал «Строительство», план (чертеж дома), детали дома (из картона для демонстрации на доске); фундамент, стены, крыша, картины с изображением интерьера. Фо­тографии с изображением различных строительных объектов и строительной техники.

Воспитатель. Наше занятие я хочу начать с отрывка из стихотворения «Чем пахнут ремесла?».

У каждого дела Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской —

Стружкою пахнет

И свежей доской.         Дж. Родари

Кто же построил булочную и столярную мастерскую?

Дети отвечают.

Строители, мастера…

Воспитатель. Но чтобы начать любое строительство, у строителей должен быть план будущего здания, который для них разрабатывает архитектор Кто же такой архитектор?

Дети отвечают.

Это человек, который рисует план дома

Воспитатель. Ребята в моем детстве был замечательный детский журнал « Мурзилка» и главным персонажем был теска журнала и главный его герой, который рассказывал разные интересные истории. Сегодня Мурзилка пришел в гости к вам, он провел свое расследование. Сейчас он нас с вами познакомит с профессией архитектора.

Просмотр мультфильма.

Воспитатель. Кто из вас запомнил, кто же это- архитектор?

Греческое слово «архитектор» означает «главный строитель». Архитектор — очень важная профессия. Они проектируют, т.е. изображают на бумаге в виде планов и чертежей дома и заводы, мосты и, целые микрорайоны, стадионы и электростанции.

(показать чертеж)

А у нас Тёма Верхотуров знает стихотворение, очень интересное, послушайте.

Чтобы дом жилой построить

Или новый детский сад,

На бумаге архитектор

План рисует и фасад.

Все начертит, посчитает

И покажет, что и как;

Сколько комнат, где какая:

Где подвал, а где чердак.

Ничего не позабыл он,

Все продумал и решил,

Чтоб жильцам удобно было,

Чтобы дом красивым был.                      Г. Шалаева

Воспитатель. Архитектор нарисовал (спроектировал) дом на бумаге, что же дальше?

Что нам стоит дом построить —

Нарисуем — будем жить.

Так ли, ребята?

Дети отвечают. Да-а.

Задание от архитектора. (на столе конверт с заданием, простой карандаш, линейка)

Воспитатель Ребята, сейчас вам выпала честь побыть в роли архитектора. У вас на столе конверт, откройте его. Что вы видите? Правильно – это незаконченные чертежи домов, зданий. Вам надо дорисовать, спроектировать дом до конца. И объяснить, что может находиться в этом здании, доме.

Ребята, а если мы с вами вспомним наши улицы, из каких материалов построены эти дома? (из кирпичей, панелей, дерева)

Задание №2 разделить детей на 3 команды и предложить собрать дома. Определите, из какого материала построен ваш дом и скажите, как он будет называться?

Из кирпича – кирпичный

Из панелей – панельный

Из дерева — деревянный

Воспитатель. Чтобы в дом вселились новые жильцы, строителям придется мно­го потрудиться. А именно: разровнять площадку для будущей строй­ки. Какие машины могут это сделать?

Задание 3 Выбрать из предложенных машин только те машины, которые могут работать на стройке и назвать их и профессию человека, который управляет этой машиной.(самосвал, каток бетономешалка, подъемный кран, цементовоз, экскаватор) водители.

Воспитатель. Трактор, бульдозер могут работать на стройке? Кто этими машинами управляет?

Дети. Тракторист, бульдозерист.

Вам интересно узнать люди, каких специальностей ещё трудятся на стройке? Давайте посмотрим презентацию.

Воспитатель.

Слайд 1 Загадка

Строю  школы, строю бани, строю новые дома,

Строю целые деревни, даже строю города!

Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,

Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.

В своём деле я художник и над ленью победитель,

Догадались? я -…

 

Строитель

Слайд 2 фото строителя

Слайд 3

Будет рад он рассказать

О своей работе!

Надо про неё вам знать –

Вы же в ней живёте.

С мамой ходите в театр,

В магазин, в больницу,

В школу или же в кружок,

Чтоб всему учиться.

Хоть имеют все дома

Разные названья,

Это просто …

Зданья

Слайд 4

Нужен домик для машин,

Для домашней птицы,

Да и человек – не джинн,

Чтоб в бутыль селиться.

Должен радовать дом глаз,

Тёплым быть и прочным,

Должен свет в нём быть

и газ –

Всё, что житель хочет.

И должна его мечта

Исполняться скоро –

Домик к домику –

вот так

Вырастает …город

Слайд5

Чтобы городу служить,

Для строенья важно

И многоподъездным быть,

И ….  многоэтажным

Слайд 6

Котлован под дом копать

Целый год лопатой.

Нам же будет помогать

В этом …

Слайд 7

Ну и яму накопал!

Глубина какая!

Чтобы дом наш не упал,

Забиваем … сваи

Слайд8

Вот машина, что бетон

На себе катает,

А когда сливает – он

Вскоре застывает.

А зачем бетон – то льём?

Этими трудами

Мы надёжный создаём

Зданию … фундамент

Для начала, чтобы дом был прочный, нужно заложить фундамент (основу), а для этого надо вырыть в земле котлован (большую, глубокую яму) при помощи экскаватора. А кто управляет экскаватором, ребята?

ЭКСКАВАТОРЩИК

Слайд 9

Бетонщики

Котлован для фундамента вырыт и к работе приступают бетон­щики, они заливают котлован бетоном, привозит его водитель на бетономешалке. А почему корпус бетономешалки все время вращается?

Дети отвечают. Потому что перемешивается содержимое (песок и цемент), чтобы не загустел и не затвердел.

Слайд 10

Когда бетон застынет, получится фундамент для здания. Фунда­мент у нашего дома есть, теперь нужно ставить стены, кто же это  делает? Назвать вам эти профессии поможет стихотворение.

Кирпичик на кирпичик,

Ряды идут, как строчки,

И «пишет» их отличник,

Но далеко до точки.

Рядов таких положит,

Как минимум, пятьсот.

Денек, другой проходит —

Высокий дом растет….             С. Васильева

Дети. Каменщик кладет (строит) из кирпича стены, кранов­щик на подъемном кране кирпичи подает наверх.

Воспитатель. Ребята, а как называется состав, которым каменщик скрепляет кирпичи между собой? Каким инструментом он пользуется? Дети. Цемент, мастерок.

Слайд 11 инструменты каменщика. Вы можете их рассмотреть.

Назовите знакомые вам инструменты. Для чего они нужны каменщику?

Слайд 12, Чтобы выросла стена

Дома – великана,

Срочно помощь мне нужна

Башенного …     крана

Слайд 13

Загадка о крановщике на слайде

Boт посмотрите, ребята, теперь у наших домов есть и фундамент и стены. Чего же еще не хватает?

Дети отвечают. Правильно, крыши. Кто же из строителей нам поможет?

Дети. Крановщик.

Воспитатель. Да, крановщики на подъемном кране легко поднимают вверх огромные металлические конструкции, кирпичи, разные строительные материалы, шифер, профлист, черепицу.

Слайд 14

Весь материал поднят, а кто же теперь сможет красиво и прочно перекрыть крышу?

Дети: кровельщики

Слайд 15

А строители-монтажники соединяют их между собой. Работа у них тяжелая и опасная. Ведь трудятся они и в жару, и в холод на большой высоте. Поэтому в монтажники идут работать только смелые люди.

Монтажники-высотники не знают,

Что высота способна вызвать страх.

Они почти на небе обитают

И часто ходят прямо в облаках.

Высотник небоскребы строить может,

Монтировать в них двери и оконца.

Работает он и в осенний дождик,

И под палящим августовским солнцем.

Г. Шалаева

Слайд 16

Помогают монтажникам-высотникам в их работе сварщики. Кто же они такие?

Дети отвечают.

Что такое сварка?

Дети отвечают.

Для  работы сварщики используют газовую горелку или электросварку.

Работать сварщик будет в каске,

В защитной, с тонкой щелью, маске.

Опасно рядом с ним, детишки,

Здесь искры, огненные вспышки!

Сварщик все соединяет

Своим волшебным аппаратом:

Мосты висят, и столб стоит,

И трубы вдаль идут куда-то.

И доставляют без труда

Нефть, газ и питьевую воду

В деревни, села, города

И облегчают жизнь народу!

Г. Шалаева

Слайд 17

Ребята, помните, что у дома обязательно должны быть дверь и окна.

Окна вставляют стекольщики, они же занимаются изготовлением рам. Орудия труда стекольщика- стеклорез, зубила, плоскогубцы, линейки, молоточки, перчатки для защиты рук.

Слайд 18

Видите, наши дома почти готовы, но если мы заглянем им внутрь, увидим те же кирпичные стены, или по другому говорят «коробку» а нам ведь хочется, чтобы наш дом был красив не только снаружи, но и внутри. Кто нам поможет?

Дети отвечают.

Штукатур занимается отделкой стен и потолков, покрывая их специальным составом — шпаклевкой, умело работая своим инстру­ментом — шпателем. Теперь стены и потолок у нас белоснежные, но красиво ли это, ребята? Как украсить наш дом?

Дети отвечают.

Нам поможет маляр. Слово «маляр» по-немецки означает «живо­писец», и это отчасти правда, так как он работает с красками, ими он раскрашивает стены и потолок.

Красит стены, и заборы,

И железо, и бетон,

Он и дерево покрасит,

И бумагу, и картон.

Красить все — его работа,

Маляром его зовут,

Если нужно, что покрасить —

Он, конечно, тут как тут.

Г. Шалаева

Слайд 19

Чтобы жильцам было уютно в новом доме, нам еще потребуют­ся люди других профессий. Что делает плотник?

Дети. Плотник работает с древесиной, из нее он делает брусья, доски, перекрытия, пластины, которые пойдут на изготовление оконных рам, дверей, пола.

Слайд 20

Воспитатель. Паркетчик?

Дети. Укладывает пол.

Слайд 21

Воспитатель. Электрик?

Дети. Электрик прокладывает электропровода и устанавлива­ет розетки, чтобы люди могли пользоваться электроприборами.

Слайд 22

Воспитатель. Слесарь-сантехник?

Дети. Чтобы в нашем доме исправно работали все водопро­водные краны, не засорялись унитазы.

Слайд23

Плотник и столяр –эти 2 профессии похожи, давайте разберемся чем.(Оба работают с древесиной. Различия один делает в доме перегородки, перекрытия, другой для дома мебель)

Слайд 24

Вот и новый дом готов!

Воспитатель. Вот, ребята, как много людей трудилось, чтобы мы с вами могли жить в красивых домах. Давайте вспомним, люди каких строительных профессий потрудились, чтобы вы могли хо­дить в детский сад и школу, посещать музеи, театры и кинотеатры, делать с родителями покупки в магазинах и просто путешество­вать по улицам нашего красивого города.

Дети отвечают.

Провожу пальчиковую игру «Строим дом»

Быть строителем почетно.

Дом, квартира всем нужны!

Раньше, нынче, ежегодно

Много строек у страны!

Г. Шалаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка  на тему «Строители» (выполняются движения по тексту).

На стройке жаркая пора,
сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днём
Всё выше, выше новый дом!

 Эмоциональный настрой

Ребята, давайте отвлечемся от всего плохого, что может быть произошло  за день, и настроимся на выполнение домашнего задания. Для этого мы сделаем самомассаж лица.

Ручки растираем  (Потирание ладоней)

И разогреваем (Хлопки в ладоши)

И лицо теплом своим нежно умываем. (Ладошками провести по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли, (Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро. (Растираем ушные раковины сверху вниз по краю)

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками похлопаем по щечкам

 

Физминутка Дом

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.     (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном.   (Приседают)

Взяли, детки, белый ком                 ( сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой,                      ( присесть, «поднимая ведро и выливая  воду»)
Домик будет ледяной                        (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)
Ком за комом мы кладём,                 ( наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом.                        (потянуться на носочках,  руки вверх (большой дом))

Физминутка У оленя дом большой

У оленя дом большой,         (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко.  (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит,         (Бег на месте)
В дверь к нему стучит:        (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой,      (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой».   (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай!        (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай».              (Протягиваем руки с открытой ладонью)

Физминутка для пальчиков

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

Физминутка.
То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,
Кровельщик на крыше. изображая стук молотком кулачками)
Бьет он громко молотком –
Вся округа слышит. (закрывают ладонями уши)
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)

Физминутка для глаз
Машины ездят повсюду
То влево, то вправо спешат
Машины едут по кругу
Вперед и назад.