Рабочая программа по лепке для  1 младшей  группы N1 образовательная область «Художественное творчество»

Составитель: Елесина Л.Н., воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Мальвина» муниципального образования г. Ноябрьск.

Пояснительная записка

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, (лепку) — традиционный для российского дошкольного образования вид активности, объединенный общим понятием «продуктивная деятельность детей».

Основой для разработки рабочей программы по художественному творчеству стали:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. N 655,
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Минобрнауки  от 27 октября 2011 г. N 2562,
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Познаем играя»

Учебно-методический комплекс:

  • Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г
  • Е.А.Янушко  « Лепка с детьми раннего возраста», М. издательство «Мозаика –Синтез», 2005г.
  • Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2008г

Количество непосредственно образовательной деятельности общее — 36, в неделю — 1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности  для детей 3-го года жизни составляет 10  минут.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» в рабочей программе направлено на достижение целей развития эстетических чувств и интереса детей к изобразительной деятельности через  решение следующих задач:

  • Развитие продуктивной деятельности ребенка (лепка);
  • Развитие детского творчества;
  • Приобщение к изобразительному искусству.

Рабочая программа написана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приоритетное интеллектуальное направление реализуется как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.

Интеграция содержания образовательной области

Образовательная область Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса
«Здоровье» Использование физкультминуток  длительностью 1-3 минуты.
Формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
Ознакомление с основами техники безопасности при работе с пластилином.   и правилами поведения в организованной деятельности.
«Физическая культура» Формирование правильной осанки, умение осознанно вы­полнять движения.
«Безопасность» Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.
«Социализация» Формирование умения согласовывать свои действия с дейст­виями партнеров. Создание условий для творческого самовыражения. Создание атмосферы творчества и доверия. Воспитание творческой самостоятельности. Воспитание уважительное отношение к окружающим. Формирование сочувствия, отзывчивости.  Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравст­вуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать ис­пользовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).  Развитие стремления выражать свое отношение к окружаю­щему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
«Труд» Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.  Учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, предметы декоративного искусства.
«Познание» Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный,  желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Развивать умение группировать объекты по нескольким признакам. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами. Формировать умение обследовать предметы разной формы.
«Коммуникация»  Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и ка­чества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.  Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«Чтение художественной литературы» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познаватель­ной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.    Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на офор­мление книги, на иллюстрации.
«Музыка» Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную от­зывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с класси­ческой, народной и современной музыкой.

Формы работы с детьми

Задачи работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке) Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров,  иллюстраций, произведений искусства. Игры. Подгрупповая
Индивидуальная
10 мин.

Основные требования к уровню подготовки
воспитанников  1 младшей группы

Дети должны уметь

  • Раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимать их друг к другу;
  • Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться пластилином.

Дети должны иметь представление

  • об основных выразительных средствах;
  • о произведениях изобразительного искусства: Ю.Васнецов, Е.Чарушин, В.Чижиков.
  • о русском народно-прикладном искусстве:  дымковском, богородском.
  • о народных игрушках – забавах: матрешка, ванька-встанька, пирамидка, богородская игрушка.

 

Тематическое планирование по лепке

Предполагаемая дата проведения N НОД Тема Количество НОД В том числе:
практической  НОД
01.09.2014 1 «Вот такой пластилин» 1 1
01.09.2014 2 «Пластилиновая мозаика» 1 1
08.09.2014 3 «Блинчики» 1 1
15.09.2014 4 «Готовим котлеты» 1 1
22.09.2014 5 «Колбаска» 1 1
29.09.2014 6 «Покормим курочку» 1 1
06.10.2014 7 «Съешь моего яблочка» 1 1
13.10.2014 8 «Подсолнух» 1 1
20.10.2014 9 «Мухомор» 1 1
27.10.2014 10 «Маленькие змейки» 1 1
10.11.2014 11 «Яблоки» 1 1
17.11.2014 12 «Червячки для цыпленка» 1 1
24.11.2014 13 «У ежа иголки» (регионал) 1 1
01.12.2014 14 «Божья коровка» 1 1
15.12.2014 16 «Новогодняя елка» 1 1
22.12.2014 17 «Огурец» 1 1
29.12.2014 18 «Баранки» 1 1
19.01.2015 19 «Вкусный пирог» 1 1
26.01.2015 20 «Ягодная полянка» (регионал) 1 1
02.02.2015 21 «Пирожки для Машеньки» 1 1
02.02.2015 22 «Конфеты» 1 1
09.02.2015 23 «Самолет» 1 1
16.02.2015 24 «Колобок» 1 1
02.03.2015 25 «Цветные карандаши» 1 1
16.03.2015 26 «Банан» 1 1
23.03.2015 27 «Гусеница» 1 1
23.03.2015 28 «Цветы» (регионал) 1 1
30.03.2015 29 «Неваляшка» 1 1
06.04.2015 30 «Бусы» 1 1
20.05.2015 32 «Сушки» 1 1
27.05.2015 33 «Вишенки» 1 1
18.05.2015 34 «Печенье для кота» 1 1
18.05.2015 35 «Булочки» 1 1
25.05.2015 36 «Морковка» 1 1
Диагностические НОД 2
08.12.2014 15 «Нос для снеговика» 1 1
13.04.2015 31 «Апельсин» 1 1
Итого   36

Содержание работы по освоению образовательного компонента «Лепка»

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластилином. Учить аккуратно пользоваться материалом.
Развивать умение отламывать комочки пластилина от большого куска; ле­пить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движе­ниями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яб­локо, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, пече­нье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шари­ка (неваляшка) и т. п.
Приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку.

 

Способы проверки  усвоения элементов содержания компонента
образовательной    области

Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Художественное творчество» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в декабре и апреле каждого учебного года.

Перечень литературы и средств обучения

Для педагогов:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Познаем играя»
  • Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г
  • Е.А.Янушко  « Лепка с детьми раннего возраста», М. издательство «Мозаика –Синтез», 2005г.
  • Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2008г

Для воспитанников:

  • художественная  литература (сказки, потешки, рассказы).

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей  2-3 лет

  1. Уголок художественного творчества в группе;
  2. Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;
  3. Выставка работ в приемной группы.

Технические средства обучения

  1. Магнитофон;
  2. CD и аудио материал

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:

  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие формы;
  • На восприятие величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие первоначальных представлений о природе.

Наглядно – образный материал

  1. Иллюстрации и репродукции;
  2. Наглядно — дидактический материал;
  3. Игровые атрибуты;
  4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  5. Стихи, загадки;
  6. Открытки для рассматривания.

 

Календарно-тематическое планирование по лепке. Образовательная область «Художественное творчество»

Дата
(месяц)
Содержание
По плану По факту N Тема Базовая программа Компонент ДОУ Материал Литература
01.09.2014 1 Вот какой пластилин Познакомить детей с пластилином, его свойствами (он мягкий, его можно отщипывать), научить разминать пальцами и ладонями рук обеих рук, развивать мелкую моторику кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки Янушко, стр. . 15
01.09.2014 2 Пластилиновая мозаика Знакомить с пластилином и его свойствами, научить отщипывать маленькие кусочки от большого куска. Развитие мелкой моторики кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки Янушко стр.16
08.09.2014 3 Блинчики Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами, Учить сплющивать шарики из пластилина. Развитие мелкой моторики кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки Янушко стр. 17
15.09.2014 4 Готовим котлеты Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами, учить сплющивать шарики при помощи придавливания к поверхности. кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки Янушко стр.18
22.09.2014 5 Колбаска Научить раскатывать из пластилина колбаски, формировать интерес к работе с пластилином кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки Янушко стр.67
29.09.2014 6 Покормим курочку Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами, учить располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии. Обогащение словаря за счет названий животных кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки, игрушка курочка. Янушко стр.19
06.10.2014 7 Съешь моего яблочка учить скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху обогащать словарный запас за счет названий фруктов пластилин красного и желтого цветов, вырезанная из картона яблоня, дощечка, маленькая тарелочка, красные и желтые яблоки Колдина, стр. 8
13.10.2014 8 Подсолнух продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем, воспитывать отзывчивость и доброту

 

учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями пластилин черного или серого цвета, вырезанный желтый шаблон подсолнуха, дощечка, кукла — бабушка, подсолнух с семечками (муляж) Колдина, стр.9
20.10.2014 9 Мухомор Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их в шарики, прикреплять их к основе. Пластилин белого цвета, вырезанный из картона шаблон гриба, муляжи грибов Янушко стр.29
27.10.2014 10 Маленькие змейки учить раскатывать валик (колбаску) на дощечке прямыми движениями руки, воспитывать отзывчивость и доброту шарики из пластилина (4-5 штук), дощечка, игрушечная змея Колдина, стр. 10
10.11.2014 11 Яблоко учить скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму яблока развивать логическое мышление  

пластилин зеленого и коричневого цвета, дощечка, яблоки (муляж)

Колдина, стр.19
17.11.2014 12 Червячки для цыпленка учить раскатывать валик (колбаску) на дощечке прямыми движениями руки, воспитывать отзывчивость и доброту развивать речь, учить правильно называть домашних птиц четыре шарика пластилина коричневого цвета для каждого ребенка, дощечка, игрушечный цыпленок Колдина, стр.11
24.11.2014 13 У ежа иголки
(регион)
учить делать большой шар из пластилина, скатывать его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, развивать мелкую моторику рук. Развитие внимания, воображения, памяти хвоинки или соломинки от сока, картонка-подставка, дощечка, игрушечный ежик Колдина, стр.11
01.12.2014 14 Божья коровка продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем обогащать словарный запас за счет названий насекомых Пластилин черного цвета, вырезанный из картона шаблон божьей коровки, муляжи  насекомых. Янушко стр. 32
08.12.2013 15 диагностика
Нос для снеговика
Выявить умение скатывать шар круговыми движениями ладоней, раскатывать толстый столбик придавая удлиненную форму морковки обогащать словарный запас за счет слов — названий овощей пластилин оранжевого цвета, дощечка, натуральная морковь, вырезанный из картона снеговик Колдина, стр.15
15.12.2014 16 Новогодняя елка продолжать учить скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладоней и раскатывать «колбаски» развивать речь, мышление, память детей

 

елочные игрушки (небьющиеся), сосновая шишка, разного цвета пластилин, дощечка Колдина, стр.13
22.12.2014 17 Огурец продолжать учить скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней, раскатывать толстый столбик, придавая форму овала продолжать учить правильно называть цвет и форму овощей пластилин зеленого цвета, нож (стека), дощечка, овощи (муляж):огурец, картофель, морковка Колдина, стр.14
29.12.
2015
18 Баранки Учить скатывать прямыми движениями колбаски из пластилина, свертывать колбаску и плотно прижимать концы. Развитие памяти, воображения игрушечная белочка, веревочка, дощечка Колдина, стр. 12
19.01.2015 19 Вкусный пирог учить сплющивать пластилиновый шар между ладоней, придавая форму лепешки, учит украшать с помощью дополнительного материала горох, пуговицы, фасоль, дощечка, игрушечный кот Колдина, стр.16
26.01.2015 20 Ягодная полянка
(регион)
продолжать учить скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней Пластилин красного цвета, дощечка, муляжи ягод (брусника, клюква) Янушко стр.38
02.02.2015 21 Пирожки для Машеньки продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху Развитие внимания, памяти пластилин желтого цвета, вырезанный из картона силуэт короба, дощечка Колдина, стр.17
02.02
2015
22 Конфеты продолжать учить круговыми движениями рук скатывать шарики, прямыми движениями раскатывать толстые столбики фантики от конфет, дощечка, кукла Колдина, стр.18
09.02.2015 23 Самолет продолжать учить раскатывать на дощечке движениями вперед-назад  столбики и соединять их обогащать словарный запас за счет слов — названий транспорта, развивать внимание картинки с изображением самолета, машины и корабля, дощечка Колдина, стр.24
16.02.2015 24 Колобок закрепить умение скатывать шар круговыми движениями между ладоней   Развитие речи, мышление желтый пластилин, горох, фасоль, дощечка, игрушки: заяц, волк, медведь, лиса Колдина, стр.21
02.03.2015 25 Цветные карандаши продолжать учить скатывать шарики круговыми движениями ладоней, раскатывать столбики движениями вперед-назад, с помощью пальцев сплющивать один конец столбика, придавая форму карандаша закреплять умение различать и называть цвета пластилин красного, синего, желтого и зеленого цветов, дощечка, 4 коробочки разного цвета Колдина, стр.23
16.03.2015 26 Банан учить наносить пластилин тонким слоем на ограниченную поверхность Развитие памяти, внимания картон с контурным изображением банана, дощечка, натуральные фрукты Колдина, стр.20
23.03.2015 27 Гусеница продолжать учить скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладоней обогащать словарный запас за счет названий насекомых коротенькие веточки или спички, дощечка Колдина, стр. 26
23.03.2015 28 Цветы
(регион)
продолжать учить скатывать шарики круговыми движениями ладоней, надавливать пальцем на шарик прикреплять его к основе. Пластилин разного цвета, дощечка, искусственные цветы. Янушко стр.40
30.03.2015 29 Неваляшка учить создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики: большой снизу, маленький сверху развивать восприятие формы и величины предмета, образное мышление игрушка — неваляшка, 2 горошины, дощечка Колдина, стр. 29
06.04.2015 30 Бусы Учить вдавливать пластилин в определенном порядке создавая изображение, формировать интерес к работе Развивать мелкую моторику Пластилин разного цвета, дощечка, бусы  разной формы. Янушко стр.48
13.04.2015 31 диагностика
Апельсин
Выявить умение скатывать  из пластилина шарики, формировать интерес к работе, развивать мелкую моторику. обогащать словарный запас за счет названий фруктов. Оранжевый пластилин, дощечка, фрукты (апельсин, мандарин). Янушко стр.62
20.04.2015 32 Сушки Научить действовать по показу, формировать интерес к работе, развивать мелкую моторику. Пластилин желтого цвета, игрушечная белочка, веревочка, дощечка Янушко стр. 72
27.04.2015 33 Вишенки Закрепить навык скатывания шариков из пластилина, научить вдавливать детали в пластилин. обогащать словарный запас за счет названий  ягод Пластилин красного цвета, муляжи ягод. Янушко стр. 65
18.05.2015 34 Печенье для кота познакомить со свойствами пластилина: мнется, скатывается, расплющивается, рвется, воспитывать отзывчивость и доброту. вызвать интерес к работе с пластилином полоски желтого пластилина, пластмассовая тарелочка, дощечка, игрушка — кот Колдина, стр.7
18.05.2015 35 Булочка Научить скатывать  шарики из пластилина на плоской поверхности, формировать интерес к работе, развивать мелкую моторику. Дощечка, пластилин желтого цвета, пирожки, булочки (муляжи). Янушко стр.61
25.05.2015 36 Морковка Продолжать учить скатывать из пластилина колбаски, соединять детали путем придавливания обогащать словарный запас за счет названий  овощей. Пластилин красного цвета, дощечка, морковка. Янушко стр.68

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы

Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: декабрь, апрель.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Диагностика осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности, а так же индивидуально. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности. 

 

Методика диагностики

N п/п Критерий Задание
1. Раскатывает валик («колбаску») прямыми движениями руки, сгибает в виде кольца, соединяет концы. Скатывает маленькие шарики круговыми движениями на дощечке. Ребенку предлагается слепить угощение для куклы и положить его на тарелочку: конфету – круговыми движениями, баранку – раскатав столбик и соединив его концы.
   2. Без  затруднений отламывает от большого комка пластилина маленькие комочки, умеет сплющивать их в ладони. Предложить детям слепить пирожки для Машеньки. Каждый скатывает из пластилина шарик  и сплющивает его в ладони придавая форму пирожка.
    3. Умеет лепить несложные предметы, аккуратно пользоваться пластилином. Детям предлагается самостоятельно выбрать пластилин для лепки. Спросить: «Что вы умеете лепить?» Предложить слепить колбаску, шарики, колечки и др.

Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий). Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Лепка (1 младшая группа). Образовательная область «Художественное творчество»

N группы:__________ Воспитатели: ____________________________________________  Дата проведения мониторинга:______________

N п/п ФИ ребенка Раскатывает валик («колбаску») прямыми движениями руки, сгибает в виде кольца, соединяет концы. Скатывает маленькие шарики круговыми движениями на дощечке. Умеет лепить несложные предметы, аккуратно пользоваться пластилином. Умеет отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, умеет сплющивать их в ладони. Средний бал Уровневый показатель
СГ КГ СГ КГ СГ КГ СГ КГ СГ КГ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1 полугодие: В –
С –
Н –
2 полугодие: В –
С –
Н –

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website