Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2015/2016 год Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми  от 4 до 5 лет.

Основой для разработки данной программы предстали:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН (Постановление №26 от 15.05.2013 г. «Об утверждении требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»);
  • ФГОС дошкольного образования (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва);
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Рабочая  программа  разработана  для   построения  системы   педагогической  деятельности с детьми 4-5 лет, обеспечения  гарантии  качества  содержания, создания  условий  для  практического  освоения задач  образовательных  областей, обеспечения  индивидуального  развития  и  раскрытия  творческого  потенциала каждого  ребенка. Рабочая  программа  рассчитана  на  один учебный  год.

Рабочая  программа  обеспечивает  развитие  детей  в  возрасте  от 4-5 лет  с  учетом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей, обеспечиваетединство  воспитательных, развивающих  и обучающих  целей  и  задач  процесса  образования. Содержание психолого-педагогической работы дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, ком­муникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-худо­жественной, чтения.

Для достижения целей рабочей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит им расти общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы к формированию программы

  1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики.
  3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой  образовательных  областей.
  4. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
  5. Принцип адаптивности через предметно-развивающую среду каждого дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие.
  6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Условия реализации программы

Данная программа предназначена для работы с детьми от 4 до 5 лет. Программа рассчитана на 1 год.

Непосредственно образовательная деятельность проводится с детьми ежедневно.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии: групповая, подгрупповая.

Форма проведения занятий – игровая.

Организация образовательной деятельности

Количество занятий в неделю Количество занятий в день Продолжительность занятий Перерыв между занятиями
10 занятий 2 занятия 20 минут Не менее 10 минут

Планирование образовательной деятельности

Непосредственно образовательная  деятельность

 

Образовательная область Вид деятельности Периодичность
Количество часов                  в неделю Количество часов в год
Физическое развитие Физическая культура

 

3 раза в неделю 108 часов
Речевое развитие Развитие речи 1 раз в неделю 36 часов
Познавательное развитие -Познавательное развитие

-Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю

1 раз в неделю

36 часов                         36 часов
Социально-коммуникативное развитие Социализация

 

Реализуется через интеграцию областей,                     в ходе режимных моментов, посредством реализации «Программы по нравственно- патриотическому воспитанию                       МБДОУ «Детский сад №5 «Звоночек»
Художественно- эстетическое развитие

 

-Рисование

-Лепка

-Аппликация

-Музыка

 

1 раз в неделю

1 раз в две недели

1 раз в две недели

2 раза в неделю

36 часов                         18 часов

18 часов                      72 часа

 

Осуществление воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

По каждой образовательной области разработано календарно- тематическое планирование организованной образовательной деятельности (Приложение)

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 4-5 лет

Период Тема периода Педагогические задачи

 

4-я неделя августа- 1-я неделя сентября День знаний

 

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.)
2-я–4-я недели сентября Осень Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели

цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

1-я–3-я недели октября Я в мире человек Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить

детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно

чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

4-я неделя октября -2-я неделя ноября Мой город,  моя страна Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.
3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря Новогодний праздник Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
1-я–4-я недели января Зима Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта.

Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.

Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять

представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

1-я–3-я недели февраля День защитника Отечества Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к

русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

4-я неделя февраля- 1-я неделя марта 8 Марта Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим

сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков

маме, бабушке, воспитателям

2-я–4-я недели марта Знакомство с народной культурой и традициями Расширять представления о народной игрушке

(дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

1-я–3-я недели апреля Весна Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

4-я неделя апреля–1-я неделя мая День Победы Осуществлять патриотическое воспитание.

Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

2-я–4-я недели мая Лето Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.  Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Организация режима дня детей 4-5 лет.

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:

— время приёма пищи;

— укладывание на дневной сон;

— общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей 4-5 лет и способствует их гармоничному развитию.

Содержание деятельности Время
4-5 лет
-Прием детей в группе, осмотр

— «Минутки движений»:игры малой подвижности, индивидуальная работа с детьми по развитию движений,

утренняя гимнастика

-Дежурство

7.30-8.25
-Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.55
-Игры, самостоятельная деятельность детей 8.55-9.00
-Организованная образовательная деятельность (включая перерывы) 9.00-10.10
-2-ой завтрак 9.50-10.00
-Подготовка к прогулке.

-Прогулка : наблюдения, игры, труд

-Самостоятельная деятельность детей на прогулке

10.10-12.10
-Возвращение с прогулки

-Пальчиковая гимнастика,  дыхательные упражнения

-Минутки музыки

12.10-12.25
-Подготовка к обеду, обед 12.25-12.50
-Подготовка ко сну, дневной сон 12.50-15.00
-Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, водные процедуры, туалет

-Самостоятельная деятельность

15.00-15.25
-Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.50
-Самостоятельная деятельность, игры, художественное творчество, музыкально-ритмическая деятельность,

физкультминутки

15.50-16.15
-Чтение художественной литературы 16.15-16.30
-Подготовка к прогулке,  оздоровительная прогулка.

-Возвращение с прогулки, игры.

-Уход детей домой

16.30-18.00

Планируемые результаты освоения детьми программы

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики- карты педагогических наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

— познавательного развития;

— речевого развития;

-социально- коммуникативного развития;

-художественно- эстетического развития;

— физического развития.

Анализ детского развития проводится два раза в год (в сентябре, мае). Основная задача педагогической диагностики за­ключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образова­тельной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Данные о ре­зультатах заносятся карту педагогического наблюдения в рамках образовательной программы.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:

— индивидуализации образования;

— оптимизации работы с группой детей.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образователь­ной программы и организацию образовательного процесса в группе детско­го сада.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.

Ведущая цель: создание необходимых условийдля формирования ответственных взаимоотношенийс семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности решать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Для достижения цели составлен план работы с родителями на учебный год (Приложение).

Материально- техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект к Программе «От рождения до школы», игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Литература и средства обучения

  1. «Книга для чтения » Сост. В.В. Гербова и др.
  2. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», М.: Мозаика – Синтез, 2008.-64 с.
  3. О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 48 с.
  4. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», М.: Мозаика – Синтез, 2008г. – 96 с.
  5. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2011.- 48 с.
  6. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М.: Мозаика – Синтез, 2008.-96 с.
  7. Т.Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»
  8. Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду»
  9. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности.», М.: Мозаика – Синтез, 2008.-144с.
  10. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы». Средняя группа. Волгоград : Учитель, 2012.-114 с.
  11. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой . -М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.-304 с.
  12. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет». М.: Вентана — Граф, 2007.- 224 с.
  13. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средний возраст». М.: Ц ГЛ, 2005. -112 С.
  14. Ладушки: Хрестоматия для детей от  4-5 лет. – М.:ОЛМА-ПРЕСС         Экслибрис, 2004. -239 с.: ил. – (Ступеньки.  Вып. 1)
  15. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
  16. Н. Вавилова «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость»: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.- 96 с., ил.
  17. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение.
  18. Правила дорожного движения. Младшая группа/ Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей».- 96с.
  19. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми  4-5 лет. Конспекты занятий». – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 80 с.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Звоночек»
Рабочая программа по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2015/2016 год.
Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет.
г. Тамбов, 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website