«Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством приобщения к произведениям художественной литературе»

«Развитие речи и речевого общения дошкольников посредством приобщения к произведениям художественной литературе»

Развитие речи и речевого общения дошкольников посредствам приобщения к произведениям художественной литературеМетодическая разработка. Консультация для воспитателей.

Автор: Трифонова Надежда Леонидовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранного языка №1236 имени С.В. Милашенкова»
Дошкольное отделение №5
по адресу улица Фонвизина, дом 14, корпус 1

 «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой…»

(В.А. Сухомлинский)

Рубеж 20- 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. В процессе общения с книгою ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется интеллектуальная, нравственная и культурная основа его личности, которая и будет фундаментом для дальнейшего развития и становления ребенка в школьные годы.

Ознакомление с художественной литературой  развивает речь ребенка, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение книг развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Встреча с книгой  – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Согласно ФГОС ДО, задача по художественной литературе звучит, так знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Главная  наша цель в работе с дошкольниками-

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг)

Для осуществления поставленной цели по ознакомлению дошкольников с художественной литературой разработаны задачи.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:

  • Оформление центров чтения (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей; обязательно должен учитываться региональный компонент);
  • Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей и поэтов, к которым и приурочиваются выставки);
  • Ежедневное чтение художественных произведений, ознакомление с биографией писателей в свободное время;
  • Создание мастерской по ремонту книг (решение задачи по воспитанию у детей бережного отношения к книгам);
  • Проведение оод по истории возникновения книг и книжной продукции;
  • Организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;
  • Создание детьми книг-самоделок (по произведениям или авторские), презентация книги;
  • Празднование именин произведения (по специальному календарю);
  • Изготовление макетов по мотивам любимых произведений;
  • Создание коллекций (книжки-малышки, открытки и т.д);
  • Привлечение родителей к участию в создании семейных библиотек в группах;
  • Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению книг на родительских собраниях, конференциях;
  • Взаимодействие с районной детской библиотекой;
  • Проведение детских досугов, утренников, праздников, викторин с участием детей и родителей.

Основные принципы приобщения детей к художественной литературе следующие

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным выборе содержания своего образования.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Ребёнок–полноценный участник (субъект) образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы дошкольников.
  • Сотрудничество с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников. Все это вы можете увидеть на выставке.
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы.
  • Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Педагоги в своей работе используют следующие  методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой — это словесный, наглядный, практический.

Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово разнообразны.При использовании литературных произведений в режиме дня  решаются следующие задачи:

  1. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой, воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании художественного вкуса.
  2. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников).

В круг детского чтения входят:

  1. — произведения устного творчества русского народа и народов мира;
  2. — классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
  3. — современная литература (русская и зарубежная).

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели,  художественное произведение доносит до них педагог, поэтому овладение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступка, лирическим переживаниям героев.

На данном слайде представлены культурные и методические требования к речи педагога

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношение к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДО.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума. Хорошая освещенность в дневное и вечернее время. Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм — продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой — она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Ведь не зря ещё В.А. Сухомлинский говорил, что «Чтение – это окошко,  через которое дети постигают мир и самих себя.»

Используемая литература:

  1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
  2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981/
  3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб.:Питер, 1996.
  4. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. — М.: Просвещение, 1982/
  5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1967.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website