«Развитие сенсорных способностей детей 3–4 лет»

«Развитие сенсорных способностей детей 3–4 лет»

План по самообразованию.

Автор: Спиридонова Наталья Григорьевна, воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N1155 Дошкольное отделение, г. Москва.

Дата Форма самообразования Форма отчета
  1. Сентябрь-октябрь 2014г
 — Изучение научно-методической литературы,
— Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей
-Посещение нод воспитателей для обмена опытом
Беседы с родителями

Индивидуальный план работы по самообразованию

Ноябрь-декабрь 2014 — Изучение опыта педагогов ДОУ
-Рассмотрение и изучение сенсорно-двигательных игр для детей младшего дошкольного возраста,

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет
Январь-февраль 2015 — обзор в СМИ  информации по исследуемой теме, подбор материала по темам Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей».
Март –апрель 2015 Изучение и разработка конспектов НОД по сенсорному развитию детей. Презентация«Сенсорное развитие детей 3-4 лет»»
Май 2015  Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных способностей Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей 3-4 лет»

Работа по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет»

Воспитатель: Косолапова Татьяна Николаевна
Группа вторая младшая
Структурное подразделение МОУ СОШ N8 (д/с «Росинка»)
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»
Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом работы других дошкольных учреждений, педагогов.
Задачи: — создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей (центр сенсорного развития, используя дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки, рамки-вкладыши, звучащие игрушки, массажные мячики разных цветов, игры на развитие мелкой моторики рук (игры со шнуровкой, с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различным наполнителями: жёлудями, фасолью, морскими камушками, мозаика, игры на развитие представлений о цвете, форме, величине («Большой – маленький», «Длинный – короткий», «Какой? », «Найди предмет такой же формы») .
— активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности (продуктивная, познавательно-
исследовательская, игровая и т. д.) .
— педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

План работы

N Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы
I.Организационно-ознакомительный Сентябрь 2013г. 1. Изучение научно-методической литературы: — Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».
— Под ред. Салахетдинова В. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
— А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. «Дидактические игры и упражнения». — О. А. Новиковская «Математика в играх и картинках». — Н. В. Гаганова «Тесты для детей 3-4 лет». 2. Составление плана работы кружка по сенсорному развитию детей второй младшей группы «Разноцветный мир». 3. Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей. 4. Составление перспективного планирования по сенсорному развитию детей второй младшей группы.
Доклады, сообщения. Перспективное планирование
по сенсорному развитию детей второй младшей группы. Дидактический материал. План работы кружка по сенсорному развитию детей второй младшей группы «Разноцветный мир».
II.Основной Октябрь- апрель 2014г. 1. Проведение занятий, дидактических игр, упражнений, наблюдений, ОЭД с детьми в соответствии с программой кружковой работы, с планированием по сенсорному развитию детей второй младшей группы.
2. Оформление наглядных консультаций и информационных стендов для родителей по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Консультации с родителями.
Конспекты НОД по сенсорному развитию детей. Выставка детских работ.
III.Заключительный Май 2014г. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Подведение итогов работы по самообразованию за учебный год. Аналитическая справка по результатам диагностического обследования детей. Самоанализ педагогической деятельности.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

В 2013-2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
— Изучить литературу по данной теме;
— развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
— развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
— повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.
3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».
Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», в течение сентября-октября я подробно изучила книгу Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», и сделала краткий конспект.
В ноябре я продолжила изучение темы с раздела: «Рассмотрение сенсорно-двигательных игр», я изучила статью Абдулаевой Е. А. «Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста», в журнале «Дошкольное воспитание».
В декабре я составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4лет. В картотеку вошли следующие дидактические игры по сенсорному развитию: «укрась бабочку», «игра-шнуровка», «почини одежду зайчатам», «полянка», «подбери чашки к блюдцам», «разложи фигуры по местам».
В январе мною был разработан конспект непосредственно-образовательной деятельности по сенсорике на тему: «Составные картинки» для второй младшей группы.
В феврале была создана папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей».
В марте совместно с родителями пополнили дидактические игры для сенсорного уголка. Мною были изготовлены следующие игры для детей: «Теремок», «Найди пару», «Собери машину», «Найди похожую матрешку»… Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике.
В апреле была изучена методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста», и разработана папка-передвижка «Игры для развития осязания (тактильного восприятия) ».
В мае закончила изучение темы разделом: «Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста». Изучила книгу Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат», а также сделала конспект.
В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», сделала следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей от 1,5 до 5 лет посредством дидактической игры»

Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека»
Б. Г. Ананьев.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего», — говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей 1, 6-5 лет через дидактическую игру».
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
Целью моего проекта является — формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Задачи:
Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 1, 6 – 5 лет средствами дидактических игр
Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление)
Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
Учить способам обследования предметов
Познакомить детей с дидактическими играми
Развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины)
Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей
Затем определилась с участниками проекта: воспитатель, старший воспитатель, дети, родители.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитательные:
Воспитать у детей интерес к дидактической игре;
Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;
Воспитывать у детей желание заниматься.
2. Обучающие:
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.
3. Развивающие:
Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;
Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;
Развивать внимание, усидчивость детей.
Также определилась с ожидаемыми результатами во взаимодействии с участниками процесса:
1 .Старший воспитатель – получить консультацию по данному направлению.
2. Родители – сотрудничество через консультации, анкетирование, родительские собрания, беседы, совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
3. Дети – заинтересованность детей в использовании дидактической игры во время занятий, в самостоятельной деятельности, индивидуальная деятельность с педагогом.
В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.
В ходе реализации своего проекта я разработала систему дидактических игр:
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный. На этом этапе решалась следующая задача:
Подбор заданий и проведение диагностики для выявления уровня сенсорного развития детей на начало проекта.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание условий для работы с детьми. На последнем этапе решалась следующая задача: научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, развивать сенсорные процессы.
5 этап – контрольно-аналитический. На данном этапе проводилась диагностика с целью определения полученных результатов на конец проекта.
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки — передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.
Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец проекта.
На май 2009 года (на начало проекта) дети не имели представления о цвете, форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, не знали, что такое сенсорные эталоны, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития (Н=77%, С=23%, В=0%) . На май 2012 года, на конец проекта, в результате проделанной работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился и составил: В=71%, С=29%, Н=0%
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра — наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчлененно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья!

Хочу рассказать Вам о сенсорном развитии детей раннего возраста. Сейчас очень мало внимания родители уделяют воспитанию детей раннего возраста. Они считают что их ребенок еще успеет, зачем загружать ребенка, и вообще обучать ребенка должен воспитатель, по их мнению, а дома заниматься с ребенком им некогда. Но как хорошо, что таких людей единица! Многие родители с удовольствием занимаются с детьми и я этому очень рада, ведь мы воспитатели всегда видим как развивается ребенок и это безусловно зависит от того, занимаются ли детьми дома. Итак начнем:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте детей трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Тему: «Сенсорное развитие действий и эталонов в раннем возрасте» я выбрала, потому что для раннего возраста детей восприятие является одной из главных линий умственного развития:
1. Чувственное восприятие и познание окружающей действительности осуществляется за счет включения системы анализаторов: (цвет, величина предметов, слуха (голос человека, звуки музыки, природы, осязания (воздействие предметов на тактильные и температурные рецепторы, обоняния (разнообразные запахи, вкуса (сладкое, кислое и др.)
2. Усвоение сенсорно – перцептивных действий и эталонов – длительный процесс, действенность которого предполагает активное включение детей в познание путем сравнения, установления сходства и различия предметов и объектов ближайшего окружения.
3. В ходе выполнения игровых действий с дидактическим материалом обогащается чувственный опыт ребенка, совершенствуется его восприятие, движения кисти руки и пальцев, развивается речь, мышление, внимание, память.
4. Дети быстрее всего начинают ориентироваться в величине предметов, т. к. в ближайшем окружении постоянно встречаются с большими и маленькими образцами обуви, посуды и т. д. Взрослый интонацией выделяет: «большая кровать и маленькая – маленькая кроватка» и т. д. Для облегчения ознакомления с формой он соотносит ее с различными предметами: круглое – яблоко, овальное – яичко и др. При ознакомлении с цветом взрослый предлагает детям сравнения: красный – как ягодка, зеленый – как огурец и др.
Задачи сенсорного воспитания
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.
Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети учатся изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.
Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач – выполнять собственно практические действия конструирования, рисования, лепки и т. д. Вместе с тем воспринимать и анализировать предмет, на основе которого создается, например, постройка, рисунок.
Уважаемые родители! Примите мой совет, как от Мойдодыра:
— «Играйте, играйте, занимайтесь с детьми по утрам и вечерам! Ведь сенсорное (умственное) развитие — это залог успеха для становления личности сегодня, завтра и навсегда!

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры с детьми 2-3 года»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
1. Научить детей различать основные цвета;
2. Познакомить детей с величиной и формой предметов;
3. Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
4. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
5. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
6. Сплотить детский коллектив.
7. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
8. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
9. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
-произвольное внимание;
-логическое мышление;
-зрительное и слуховое восприятие;
-память;
-речь детей.
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому, решила провести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка.
Значение развития мелкой моторики очень велико
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики рук: Познание (сенсорика РЭМП, окружающий мир, конструирование, Коммуникация (овладение средствами общения, Социализация (игры, Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, Чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки, Здоровье, Безопасность (бережное отношение к своему здоровью, гигиена, Физическая культура (массаж, пальчиковая гимнастика, Музыка (игра на муз. инструментах, Труд (самообслуживание, поручения) .
Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ.
Практический этап.
-изучение опыта педагогов ДОУ
-использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми
-изучение методик и технологий педагогов в Интернете
-консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»
-презентация «Дидактические игры с детьми»
-презентация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста»
1. Изобразительная деятельность (нетрадиционные техники рисование на песке и пальчиковое рисование на бумаге)
Рисование — способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти, пальцев рук и тактильного восприятия. Происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
2. Лепка (пластилин и соленое тесто) — развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
3. Массаж ладоней и пальчиков рук (массажные мячи с шипами) — он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. (игры с массажными мячиками) .
Игры «Ежики», » «маленькие гномики», «в огороде ли, в саду».
4. Пуговицы- развивают зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Игры «Сортировка», «башенка», «цепочка».
5. Игры с крупами-способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. «Месим тесто», «наполни банку», «веселые шарики», «Ягодки».
6. Шнуровка- развивает мышление, самостоятельность, совершенствуется моторика рук. «Елочка», «бабочка», «туфелька».
Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной проблеме:
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
3. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» — М. : «Просвещение», 1988;
4. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» — М. : «Мозаика-Синтез», 2003;
5. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г
7. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»,
«Обруч»

«Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет». Отчет по самообразованию

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет»
Актуальность работы заключается в следующем:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 2-3 лет.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
— Развивать сенсорные способности детей 2-3 лет;
— Изучить литературу по данной теме;
— Написать статью «Особенности сенсорного воспитания в семье»;
— Изготовить дидактические игры по сенсорике;
— Провести досуг совместно с родителями: «Игра на развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет».
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.
Работу проводила поэтапно:
— на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
— на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
— на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду», «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в семье». Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;
• Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .
На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе.
Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции.

Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».

Были изготовлены для детей следующие игры: «Спрячь мышку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты»…

Перспективы на следующий год:

  1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей»(согласно возрастной группе) ;
  2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
  3. Изучить новинки методической литературы
  4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website