Релаксация – метод воздействия на психическое и физическое здоровье детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.

Релаксация (расслабляющие упражнения) – метод воздействия на психическое и физическое здоровье детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.

релаксация детейАвтор: Жильцова Светлана Владимировна, инструктор по физической культуре, ГБОУ «Школа N929» г. Москва.

Раздел 1.

1.1  Общие положения.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и физическое и социальное благополучие. Оно является показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
С этой позиции в центре внимании по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться:
— семья, включающая всех ее членов;
— дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего времени.
Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создание определенных условий.

1.2  Значение расслабляющих упражнений.

Одним из средств оздоровления детей, их психического благополучия является релаксация.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое
мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Почему расслабление так необходимо при исправлении речи детей? Известно, что многие дети в состоянии возбуждения  говорят сбивчиво, путают и произносят неправильно слова. Когда ребенок  возбужден его мышцы чрезмерно напрягаются. Большинству  детей с общим  недоразвитием речи (далее ОНР) свойственно нарушение  равновесия и подвижность между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже самые незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Появляется скованность в различных группах мышц, что мешает легко говорить и двигаться. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
У детей с ОНР ослаблена эмоциональная сфера. Они легко возбуждаются, негативируют; им свойственна частая смена настроения, неуверенность в речи, не способность к длительным волевым действиям и т.п. Следовательно, при коррекции ОНР в одинаковой мере необходимо избавляться как от мышечного так и от эмоционального напряжения. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом так же снижается уровень бодрствования головного мозга.
Для формирования эмоциональной стабильности и раскованности движений ребенка важно научить ребенка управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Важно знать, что метод релаксации (освобождение от мышечного и эмоционального напряжения одновременно) по заключению специалистов, является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных последствий.
С этой целью на  занятиях физической культурой и в качестве оздоровительных мероприятий в режиме дня важно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. В приложении представлены несколько конспектов занятий в подготовительной группе с включением упражнений на расслабление.

1.3 Цель расслабляющих упражнений

Научить детей расслаблениям, умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных, начиная расслабление с наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи за счет кратковременного напряжения, а также закрепить в сознании детей необходимость пользоваться мышечной релаксацией.

1.4  Ожидаемые результаты

1. Осознание взрослыми и детьми понятия релаксации и его влияния на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладения навыками расслабления
4. Снижение уровня напряжения и возбуждения.

1.5  Объекты программы

  1. Дети дошкольного образовательного учреждения
  2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение
  3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Раздел 2.

Основные принципы.

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых занятий, направленных на мышечное и эмоциональное расслабление научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поисках новых, эффективных методов и целенаправленная деятельность на оздоровление себя и детей
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья детей
  5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития.

Раздел 3

Направления работы.

  1. Профилактическое: санитарно-гигиенический режим, обследование и выявление отклонений (диагностика) адаптация, решение оздоровительных задач средствами физической культуры
  2. Организационное: создание необходимых условий для психического и физического развития, определение физических показателей и развития двигательной подготовленности, изучение передового педагогического, медицинского  и социального опыта и внедрение эффективных технологий и методов

Раздел 4

Обеспечение реализации основных направлений.

Условия:

  1. Физкультурный зал.
  2. Аромотерапия
  3. Использование люстры Чижевского
  4. Музыкальное сопровождение

Поиск, изучение, внедрение эффективных технологий:

  1. Игровой массаж
  2. Психогомнастика
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Релаксация

Создание и поддержка здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей.
Организация работы с родителями:

  1. Семейный клуб
  2. Консультирование
  3. Семинары и тренинги
  4. Информационная работа

Связь со специалистами:
1.Логопед – консультации, диагностика затруднений
2.Медсестра –  медико-педагогический контроль, карта здоровья
3.Воспитатели – открытый просмотр, индивидуальная помощь,   консультации, беседы
4.Психолог – консультация по проблеме, оказание психологической помощи, участие в планировании и разработке данной проблемы

Раздел 5

Методы.

— определение уровня зрелости нервных процессов;
— определение уровня развития психических процессов;
— определение уровня физического развития;
— определение уровня речевого развития.

Раздел 6

Методические указания

Процесс обучения релаксации делится на 3 этапа.
1 этап: мышечная релаксация по контрасту с мышечным напряжением
2 этап: релаксация по представлению
3 этап: внушение мышечной и эмоциональной релаксации.
(Материал планируется  из расчета 3-х занятий в неделю в течении 3-х месяцев) Релаксация проводится в конце каждого занятия в течении 10 минут.
1 этап: разъяснение детям, что такое поза покоя. Показ о объяснение каждого упражнения для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущее. Когда дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота можно переходить к расслаблению речевого аппарата.
2 этап: 1 часть — расслабление конечностей, мышц шеи и живота на основе прошлого опыта по указанию педагога. Сопоставление с напряжением данных мышц уже не проводится. Новые упражнения для расслаблении речевого аппарата даются по контрасту с напряжением и сопровождаются рифмованными текстами.
2 часть  — внушение, закрепление, ощущение расслабления и спокойствия. К концу второго этапа полезно вязать образное представление о расслабленности и спокойствии. Чтобы усилить у детей состояние релаксации, в сеанс внушения вводятся сравнения типа «будто мы лежит на травке». Когда педагог убедился, что у детей на занятиях вызывается состояние успокоенности и наступает мышечное расслабление, можно перейти к 3-му этапу.
3 этап: расслабление по контрасту с напряжением полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается с помощью внушения. Кроме известных уже детям формул, вводятся новые направленные на коррекцию речи.

Раздел 7

Совместная работа с родителями.

Только при регулярном проведении релаксации дети смогут полнее почувствовать ее благотворительное воздействие на речь и нервную систему. Для этого необходима целенаправленная работа с родителями:

  1. Анализ потребности родителей в релаксации
  2. Учет запросов и пожеланий родителей
  3. Проведение социального среза семей с целью выявления готовности семьи к занятиям дома (%)
  4. Оказание психолого-педагогической помощи родителям по данной проблеме
  5. Отработка разных форм работы, зависящих от желания родителей заниматься этой проблемой.

Формы работы с родителями:
— Обучение ( семинары, круглые столы, консультации, индивидуальная работа, групповые открытые просмотры).
— Рекомендации с использованием наглядного материала.
Условия работы с родителями:
— открытость
— доброжелательность
-возрастной характер
-системность
— дифференцированный подход.

 Физкультурные занятия с элементами релаксации в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие 1.
Цель:
— помочь детям избавиться от эмоционального напряжения;
— закрепить в сознании детей необходимость пользоваться мышечной релаксацией.
Задачи:
— формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям    физической культурой:
— совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности исполнения;
— развивать психофизические качества: выносливость, динамическую силу нижних конечностей, координацию, равновесие;
— воспитывать чувство взаимопомощи.
Физкультурные атрибуты:
— музыкальное сопровождение;
— гимнастическое бревно;
— гимнастические скамейки;
— шнуры для прыжков;
— конусы;
— ленточки по количеству детей для подвижной игры «Ловишка».

Ход занятия.
1.Вводная часть
Построение  в круг. Инструктор по физкультуре сообщает детям, что на одной из планет случилась беда. Там побывал злой волшебник. Ей нужна помощь . Злой волшебник заколдовал птиц, зверей, цветы. По спокойную музыку детям предлагается  найти свое сердце и прислушаться как оно стучит. «Тук-тук-тук» Затем представить, что  «сердце – это маленькое солнышко, которое излучает тепло и свет. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам.  Его становится так много, что уже не умещается. Давайте пошлем немного тепла и света этой планете, и может быть, она оживет» (дети вытягивают руки вперед, ладони вверх).
Перестроение в колонну по 1, шеренгу.
Ходьба: на носочках, руки вверх, на пятках, руки за голову, вприсяде, руки на коленях, обычная ходьба.
Бег: обычный, с высоким подниманием бедра, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, обычный бег переходит на спортивную ходьбу, обычная ходьба упражнения на восстановление дыхания.
Построение в колонну по 2, разомкнуться приставным шагом.
Инструктор по физкультуре: « Планета стала оживать, так как каждый ей подарил немного тепла и света»
2. Основная часть
ОРУ:
1. «Теплый дождик»  (смочил землю и освежил траву и листья, поиграем с дождевыми каплями»
И.П. – основная стойка, руки за спину. 1,2 – вынести вперед прямую правую ногу и руку ладонью вверх;  3,4- вынести вперед прямую левую ногу и руку ладонью вверх; вернуться в И.П. – 8 раз

2. «Красочная радуга» (засияла разными цветами, украсила планету)
И.П. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями вверх.
1,2- наклон туловища вправо, левую руку поднять через сторону вверх и опустить ладонью на ладонь правой руки;
3,4- И.П. то же. В левую сторону -6 раз

3. «Растения оживают» (деревья, трава, цветы потянулись к солнышку)
И.П. – ноги вместе, руки вдоль туловища, голова опущена.
1-поднять прямые руки перед собой вверх, правую ногу поставить назад на носок, посмотреть вверх;
2-И.П. то же левой ногой – 8 раз

4. «Полет птиц» красивые сказочные птицы взмахом крыльев поднимаются высоко в небо, то летят низко над землей)
И.П.- основная стойка, руки внизу
1,3 – руки в стороны;
2 –присесть;
4- И.П. 6-7 раз

5. «Звери просыпаются» ( потягиваются от долгого сна и стряхивают с себя его остатки)
И.П.- стоя на коленях или сидя на пятках, руки согнуты в локтях опущены на пол, голову положить на кисти рук.
1- поднять голову, руки выпрямить, потянуться
2- стоя на четвереньках,  прогнуться в пояснице, посмотреть вперед – встряхнуться (повилять «хвостиком»
3-сесть на пятки, руки вытянуть вперед, потянуться
4- И.П. -7 раз

6. «Бабочки» (порхают вокруг цветов, садятся на них, пьют нектар, и снова летят к другому цветку)
И.П. – сидя, колени согнуты, максимально разведены  подошвы соединены, кисти рук сложены в замок, обхватывают ступни, подтягивают пятки к туловищу.
1-3 – ноги, согнутые в коленях совершают ритмичные, пружинистые покачивания (стараться положить бедра на пол)
4- И.П. – 6 раз

7. «Лежа на траве»( полежим на мягкой траве и полюбуемся на окружающую красоту)
И.П – лежа на животе, опереться на локти, подбородок поставить на тыльную сторону ладоней
1,3 – поворот головы вправо (влево) ноги согнуть в коленах
2,4- И.П. – 6-8 раз

Танец  «Вальс цветов»
«Главными украшениями планеты являются цветы. Давайте представим себя розами, ромашками, танцующими, кружащимися в вальсе»
Дети совершенно свободно двигаются и выполняют любые движения под музыку.
Основные движения (способ организации поточный)
1.лазание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни (пройти по лежащему дереву по-медвежьи) – 4 раза

2. Прыжки правым (левым) боком через шнуры, положенные на расстоянии 40 см друг от друга– 4 раза

3. Ходьба по гимнастическому бревну, приставляя пятку к носку (пройдем по узкому мостику через быстрый ручей) – 4 раза

4. Ходьба и бег змейкой между конусами (стойками) (пойти и пробежать между колючими кустарниками не задев их) – 4 раз

3 заключительная часть.
Подвижная игра «Ловишка с мячом»
Цель: учить детей бегать врассыпную в зале, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень – ребёнка. Развивать умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать выдержку.

Ход игры:
Дети стоят в кругу, стоя  друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Один из детей становится в центр круга. Это – водящий. У ног его лежат два небольших мяча. Водящий называет или проделывает ряд движений. Дети повторяют. Внезапно воспитатель говорит «Беги из круга!» и дети разбегаются в разные стороны. Водящий поднимает мячи и старается, не сходя с места попасть в убегающих. Затем по сигналу «Раз, два, три в круг скорей беги» дети снова образуют круг. Выбирается новый водящий.
Релаксация по представлению (2 этап)

Внушение состояния покоя и расслабленности.
Дети ложатся на ковер. «Реснички опускаются…глазки закрываются… мы спокойно отдыхаем…- 2 раза
Сном волшебным засыпаем… дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают… ноги тоже отдыхают…отдыхают засыпают…-2 раза
Шея не напряжена и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…-2 раза
Дышится легко…ровно…глубоко…

Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна»
Говорить бодрым голосом, ритмично
«Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Занятие 2

Программное содержание:

  1. Закреплять умение детей самостоятельно и быстро строиться в шеренгу, в колонну по 1, выполнять повороты на месте и в движении. Развивать координацию и равновесие, выполнять  смену движения по сигналу воспитателя; отрабатывать легкость и ритмичность бега, непринужденно держать руки, голову, туловище.
  2. Закреплять умение правильно держать ракетку, укреплять кисти рук, подготавливая к игре в большой теннис; совершенствовать навык бросания мяча об пол и вверх, чеканить несколько раз подряд ракеткой мяч, подавать и отражать летящий на встречу мяч; развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции, соразмерять силу удара ракеткой по мячу, следить за правильным выполнением упражнения.
  3. Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, дружелюбие, прививать интерес к спортивным играм. Развивать воображение, выразительность движений, способствовать снятию эмоционального напряжения.

Оборудование к занятию:

— напольная маркировка
— теннисные ракетки
— теннисные мячи
— сетка
Ход занятия:
Дети входят в спортивный зал и строятся в шеренгу с последующим перестроением в колонну по 1 .
Под музыкальное сопровождение дети начинают ходьбу в колонне по 1 по залу

Вводная часть

Ходьба в колонне по 1 по кругу со сменой направления по сигналу воспитателя (хлопок)
Ходьба на носочках, руки вверх, сжимать и разжимать кулачки между напольной маркировкой
Ходьба на пятках, руки на пояс между напольной маркировкой
Ходьба с высоким подниманием колена и хлопком под коленом по кругу
Ходьба на высоких четвереньках.

Далее ходьба переходит в бег в колонне по 1 со сменой направления по сигналу воспитателя (хлопок).
Бег правым и левым галопом, руки на пояс;
Обычный бег, бег врассыпную в чередованием с кружением
По сигналу («птица») дети становятся на маркировку на 1 ногу и стараются удержать равновесие
Бег переходит в ходьбу, дети выполняют упражнения на дыхание.

Далее дети берут теннисные ракетки и становятся на напольную маркировку (врассыпную)

ОРУ с теннисными ракетками

  1. И.П.- основная стойка, ракетка внизу в правой руке. 1- поднять ракетку вверх, переложить в левую руку, сохраняя правильный европейский хват.  4- 6 раз
  2. И.П. – то же , руки вытянуть вперед на уровне плеч. Поворачивать ракетку вправо- влево, вверх-вниз не меняя положения рук, пальцы свободной руки сжаты в кулак .  6-8 раз
  3. И.П. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Вращение кистей рук одновременно поворачивая ракетку. 6-8 раз
  4. И.П. – основная стойка. Присесть , развести колени в стороны, руки вытянуть вперед, ракетку держать на уровне глаз. 6-8 раз
  5. И.П. – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, наклониться вперед вниз, коснуться ракеткой пола, выпрямиться.  6-8 раз
  6.  И.П. – основная стойка. 1- выпад вправо, ракетка вправо ( отразить удар), левая рука на поясе. 2- то же в другую сторону. 6-8 раз
  7.  И.П. – руки на поясе , ноги вместе, ракетку положить на пол. Прыжки на 2-х ногах  через ракетку. 4-6 раз
  8. Упражнение на восстановление дыхания.

 

2. Основная часть

  1. Стоя , держать ракетку горизонтально, положить на нее мяч и не давать скатиться
  2. Ударить мяч об пол (подбросить вверх) поймать на ракетку после отскока, балансировать с мячом, не роняя.
  3. Чеканить мяч, ударяя его ракеткой несколько раз вверх
  4. Подавать мяч по верху
  5. Вести мяч одной рукой, отбивая его ракеткой как в баскетболе.

6. Элементы спортивной игры в большой теннис через сетку парами.( подавать и отбивать мяч ракеткой друг другу)

3.Заключительная часть
Подвижная игра «Ловишка» с ленточками»
Упражнение на дыхание с платочками « Не дай упасть платочку»
Релаксационное упражнение «Снежинка»

— Мы играли, играли, немного устали. Давайте сядем, отдохнем, закроем глаза и представим себе, что с неба
Падают снежинки, а вы их ловите ртом. А теперь снежинка легла на правую щечку – надуйте ее,
Легла на левую щечку – надуйте ее,
Легла на носик – наморщите нос
Легла на лоб — пошевелите бровями
Легла на веки – поморгайте глазами и откройте их
Снегопад закончился.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website