«Самообразование — актуальность и теоретическое обоснование в ДОУ»

Автор: Ладыгина Елена Александровна, руководитель физического воспитания, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Яблонька» Мелекесский район, р.п. Мулловка.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века  — это:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
  • Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.
Но, не для кого, не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, мы пришли к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности»[1].
По мнению Н.С. Голициной, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук  [2].

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следующих  принципах [3].
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Оценить  потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет.

Желательно, чтобы тема самообразования  была связана с  проблемами решаемыми  в ДОУ,  с приоритетным направлением  его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

  • Деятельность педагогов процессе самообразования будет  способствовать решению  задач ДОУ;
  • Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая  отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности  в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального  опыта  и профессионального мастерства  воспитателя [3].
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только  в этом случае результат  будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.
В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может  самостоятельно сформулировать проблему,  или тему самообразования,  необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений  [3].
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.

Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы.  В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.  Предполагаемый результат и формы его представления.  Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога.  Сроки реализации плана, педагог определяет сам,  но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ [3].
Результативность этапов работы по самообразованию:

  • 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.  Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
  • 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
  • 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа  проводиться рефлексия (самоанализ) [3].

Сформированность определенных личностных качеств:

  • Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях,  педагогических советах, семинарах по теме самообразования.  Можно отметить, что при условии неформального  подхода к самообразованию, активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.
  • Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования.  Рост инициативности начинается после того,  как  педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность  реализовать полученные знания на практике.
  • Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать  развитие детей,  анализировать конкретные педагогические ситуации,  изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность  собственной деятельности.

Потребность в  саморазвитии.  Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой., творческим поиском (оценка реализации педагогом потребности в развитии производиться по методике К.Ю.Белой по трем критериям:  активное  развитие, не сложившееся развитие,  остановившееся развитие) [3].

Повышение профессионального статуса педагога:

  • Повышение или подтверждение категории.
  • Формы успешности педагога  (признание администрации, родителей, коллег).

Современные требования к  аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.
Таким образом, предлагаемая система работы  по самообразованию, во-первых ставит каждого педагога    перед необходимостью  повышения своих теоретических  и практических знаний, умений  и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт  наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно  быть в  определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать  атмосферу профессионализма и творчества [3].

Список литературы:

  1. Болта Галина Николаевна, Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками [Электронный ресурс] / Г. Болта – режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/417088/
  2. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. [Текст] /Н.С. Голицына.  М.: «Издательство Скрипторий», 2006.
  3. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ [Текст] / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя.- N 11,2008
  4. Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ [Электронный ресурс] – режим доступа: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website