Семинар-практикум для родителей «Игры-занятия со строительным материалом»

«Игры-занятия со строительным материалом»

Семинар-практикум для родителей.

Игры-занятия со строительным материаломАвтор: Соловьева Наталия Викторовна, воспитатель, Филиал «Теремок» МБДОУ «Детский сад №10 «Малыш» г. Мичуринска Тамбовской области.

Сегодня вы познакомитесь с тем, как проходят игры-занятия со строительным материалом в детском саду и как их можно организовать дома.

Детям второго года жизни уже доступно сооружение несложных построек из строительного материала, с использованием кубиков икирпичиков. Игры со строительным материалом способствуют умственному воспитанию малышей. Действуя с ним, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт малышей. Воспитатель учит детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий и т. д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь детей, расширяется их словарный запас. Возведение постройки требует сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения детей: они становятся более точными, ловкими, целенаправленными. Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность. Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.

Для развития игр со строительным материалом необходимы соответствующие условия. Важнейшее из них — обучение детей несложным конструктивным умениям. Детей учат ставить кубики друг на друга (башня), ставить кирпичики вертикально в ряд на длинное ребро (загородка) и на короткое ребро (высокий забор). Используя кубики и кирпичики, малыши сооружают простейшие постройки: стол, стул, диван, кровать, скамейку, домик, ворота. (Объяснение сопровождается показом конструктивных умений.)

С постройкой, изображающей предмет, дети играют (на скамейке сидит матрешка; в ворота въезжает машина; за загород• кой гуляют цыплята и т. д.). Поэтому, когда постройка закончена, ребенку дают соответствующие игрушки для ее обыгрывания. Важно, чтобы эти игрушки по размерам соответствовали постройке и были устойчивы.

Приемы возведения новой постройки ребенок усваивает не сразу, поэтому занятия с одним и тем же содержанием повторяют.

Рекомендуем вам организовывать игры со строительным материалом дома. Для этого приобретите необходимый строительный материал. Из мелкого строительного материала дети строят на столе. Подберите мелкие игрушки для обыгрывания постройки. Следите за тем, чтобы дети доводили начатое дело до конца. Если вы видите, что у малыша что-то не получается и пропадает желание строить, окажите ему помощь или подскажите, что надо сделать для завершения постройки.

А сейчас я покажу и объясню, как можно обучать детей конструктивным умениям, например на тему «Сооружение загородки». Для сооружения понадобятся: материал (10-12 кирпичиков) и дополнительные игрушки (фигурки цыплят). Обращаюсь к ребенку: «Посмотри, Катя, каких красивых цыплят купила бабушка Настя. Цыплята бегают, а бабушка волнуется: как бы не разбежались далеко. Давай поможем бабушке Насте, построим загородку для цыплят».

Вокруг цыплят на равном расстоянии друг от друга ставятся кирпичики. По окончании постройки можно спросить ребенка, из чего сделали загородку, сколько потребовалось кирпичиков (много), для кого соорудили загородку (для цыплят), как цыплята бегают (быстро), пищат (пu-пu) и т. д.

Таким образом, важно сочетать обучение детей конструктивным умениям с развитием у них представлений об окружающем мире, с пополнением словаря.

Малыши любят совместную деятельность со взрослыми, особенно с папой и мамой. Учитывая это, можно организовывать такие игры-занятия со строительным материалом, где каждый из участников выполняет свое задание. Например, вы предлагаете сыну или дочке построить дом с садом для семьи матрешки.

Показ создания постройки.

Вы строите дом, а ребенку предлагаете возвести вокруг забор, оставив место для деревьев. Потом вместе с малышом сооружаете ворота. Предложите ребенку сделать из кирпичиков дорожку от ворот к дому.
Для обыгрывания постройки дайте ребенку деревья (их можно сделать заранее из картона и раскрасить), сборную матрешку (мама и дети).

При повторном сооружении такой постройки можно ввести еще один элемент — скамейки для отдыха.
В ходе игры-занятия малышей учат называть качества предметов. Как вы думаете, какие качества предметов может назвать малыш в данной постройке? (Ответы родителей обобщаются. Обычно называют такие качества, как цвет, форма, величина.).

Заключительный этап семинара-практикума. По завершении семинара-практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальным заданием, в котором указано, какие игры-занятия следует провести с ребенком в зависимости от уровня сформированности у него конструктивных умений.
Через 3-4 месяца целесообразно организовать занятие, посвященное обмену опытом родителей по проведению дома игр со строительным материалом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website