Советы по организации художественно-эстетической среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Советы по организации художественно-эстетической среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В данной статье рассказывается о принципах построения художественно-эстетической среды ДОУ, выделенных и разработанных советскими и российскими педагогами, на которых должна основываться практика ее организации и реализации в детских садах. В последнее время подход к организации художественно-эстетической развивающей среды в дошкольных образовательных организациях меняется, и она должна занять более важное место в педагогическом процессе, чем занимала ранее.

Максакова Галина Валерьевна,

Воспитатель, ДОУ  №1344 г. Москвы

Аннотация. Автор статьи описывает круг проблем как объективных, так и субъективных, стоящих перед педагогами и руководством ДОУ при планировании, создании и реорганизации художественно-эстетической среды современного российского ДОУ. Описаны также проблемы формирования целостности художественно-эстетической развивающей среды в дошкольных организациях. Также в статье были изучены требования и подходы к формированию художественно-эстетической развивающей среды в свете реализации ФГОС ДО. Автор дает ряд рекомендаций по созданию элементов художественно-эстетической среды ДОУ в соответствии с положениями ФГОС ДО. Статья может быть полезна как воспитателям ДОУ, так и руководителям, методистам.

 

Как показывает практика, очень часто в современных дошкольных организациях педагоги не всегда уделяют должное внимание вопросам проектирования художественно-эстетической развивающей среды групповых комнат и всего детского сада. Связано это с рядом объективных и субъективных причин. Среди объективных причин – низкое финансирование дошкольных организаций в направлении модернизации. Среди субъективных причин – немотивированность педагогического состава, низкий уровень компетентности в решении вопросов дизайна образовательного пространства.

Художественно-эстетическая развивающая среда в среднестатистическом современном детском саду создается таким образом, чтобы показать именно проведенную работу и затраченные усилия педагогов. На сегодняшний момент такой подход кажется уже устаревшим, не отвечающим современным требованиям. На самом деле, грамотно спроектированная художественно-эстетическая развивающая среда в дошкольной организации имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника.

При этом такой подход, в свете введения нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, становится просто неприемлемым. ФГОС ДО требует от педагогов повышения качества образования и воспитания дошкольников, использования современных инновационных подходов в образовательном процессе. Зачастую, проблемой педагогов является не столько нежелание воспринимать новые, современные тенденции, но простое незнание положений ФГОС ДО, неумение применять их на практике. В этой статье я постараюсь частично разрешить эту проблему неинформированности и показать каким образом положения ФГОС ДО могут быть интерпретированы в отношении организации художественно-эстетической среды ДОУ, передать свое понимание применения положений стандарта и некоторые приемы организации художественно-эстетической среды ДОУ в их свете.

При создании предметно-развивающей среды детского сада необходимо учитывать основные параметры, выделенные Л.Н. Седовой.

Первый параметр — целеполагание, ориентирующие педагога дошкольного образовательного учреждения на понимание развивающей среды как пространства, способствующего оптимальному саморазвитию, самореализации различных видов деятельности ребенка.

Второй параметр — анализ позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность дошкольника в процессе совместной с ним деятельности.

Третий параметр — отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. Результатом объединения реализации этих параметров является создание развивающей образовательной среды:

— обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

— высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества;

— гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

— комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам [21].

Концептуальная модель предметно-развивающей среды предлагаемая Пасековой Л.А. [17, с. 6-11] включает три компонента: предметное содержание, его простран­ственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок дей­ствует преимущественно самостоятельно или совместно со взрослым и сверстниками; учебно-методические пособия, используемые взрослым в процессе обучения детей; оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (художественной, театрализованной, физкультурной и пр.).

Предметное содержание должно быть определенным образом орга­низовано в пространстве, что обеспечит его активное освоение детьми.

Характеристика предметного содержания:

— предметная среда должна включать материалы для развития ребенка в различных, соответствующих его возрасту видах деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной;

— в среде должны быть представлены различные виды игрушек: сюжетные (образные),  технические, конструктивные, театральные и декоративные, дидактические игрушки и игры, игрушки для подвижных игр, игрушки-самоделки, игрушки-забавы, игровое оборудование.

Чем младше дети, тем чаще должна проводиться смена материалов.

В современных условиях главными требованиями к организации художественно-эстетической развивающей среды выступают ее соответствие реализуемой в детском саду программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений художественно-эстетической развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов заключается в том, что:

— есть возможность разнообразно использовать различные составляющие предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

— в организации или группе активно используются разнообразные материалы без привязки к тому или иному виду деятельности.

Вариативность среды предполагает:

— наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды подразумевает:

— доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность художественно-эстетической развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В рамках реализации художественно-эстетического развития детей успешно решается весь комплекс задач творческого развития. В современной научной литературе образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям (познавательным, эстетическим, общекультурным, коммуникативным). Эстетическая среда образовательного учреждения – это педагогически организованная микросреда, обладающая высоким уровнем развития эстетической культуры, гибкой динамикой развития, предоставляющая большие возможности на воздействие творческой мотивации субъекта [27, с. 109]. Эстетическая среда дошкольной органиазции является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период дошкольного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность [5, с. 5].

Вопрос организации художественно-эстетической развивающей среды дошкольной организации на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового  Федерального государственного   образовательного стандарта  (ФГОС ДО) [14].

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников [14].

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению художественно-эстетической развивающей среды дошкольной организации.

Понятие художественно-эстетическая развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

Требования ФГОС ДО к развивающей  художественно-эстетической развивающей среде:

Художественно-эстетическая развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Доступность среды предполагает:

— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности [14].

Организация художественно-эстетической развивающей среды в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности [14].

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Художественно-эстетическая развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций [12, с. 86].

Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. А.О. Подольская отмечает, что необходимыми в оборудовании дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты [18, с. 30].

Насыщенная художественно-эстетическая развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Художественно-эстетическая развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время  используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды [8, с. 109].

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т.п.») Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

— показ предмета и его называние;

— показ действий с предметами и их называние;

— предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование [11, с. 84].

Создавая художественно-эстетическую развивающую среду необходимо помнить, что:

— среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;

— необходимо гибкое и вариативное использование пространства, среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

— форма и дизайн предметов ориентированы на степень безопасности и возраст детей;

— элементы декора должны быть легко сменяемыми;

— в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности;

— организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели  эмоционально — потребностной сферы;

— цветовое решение должно быть представлено теплыми, пастельными тонами;

— при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;

— предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что художественно-эстетическая развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Предметно-развивающая среда в рамках реализации художественно-эстетического развития детей должна быть организована с учетом определенных требований, а также рекомендаций, выполнение которых позволит наиболее эффективно решать задачи всей образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Таким образом, создавая художественно-эстетическую развивающую среду любой возрастной группы в дошкольной организации, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Создание эффективной, целостной и продуманной художественно-эстетической развивающей среды начинается с разработки модели. Для того чтобы среда отвечала постоянно меняющимся требованиям и запросам современного дошкольного образования, общества необходим ее постоянный контроль и мониторинг. Причем, мониторинг должен осуществляться как на уровне каждого воспитателя в группах и на участках в соответствии с его учебными планами и характеристиками группы (состав, возраст, уровень развития и пр.), так и на уровне руководства (старший воспитатель, методист, руководитель детского сада) во всем пространстве  в соответствии с образовательной программой, годовым планом детского сада.

На основе анализа современных исследований, данных, представленных в изученной литературе и собственной педагогической практики, я хотела бы выделить ряд проблем, наличествующих в организации целостной художественно-эстетической развивающей среды детского сада.

  1. Подход к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов, при котором все составляющие покупаются, расставляются и оформляются красиво, но бездумно, бессистемно и в итоге бесполезно. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей художественно-эстетической развивающей среды в активизации разно­образной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса («чтобы было»).
  2. Некоторая стихийность (иногда однообразность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).
  3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, «устаревших» игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
  4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
  5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
  6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, непродуманного, безвкусного цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
  7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
  8. Не учитывается гендерная принадлежность в создании предметной среды.

Конечно, многие из этих проблем могут быть решены самим коллективом детского сада, руководством,  при помощи дополнительного  финансирования, помощи родителей и т.д., но есть ряд системных проблем, которые можно решить только через призму всей системы образования.

Острота проблемы заключается в том, что разработкой и оформлением непосредственно интерьеров детского сада занимаются люди, не обладающие специальными профессиональ­ными навыками проектирования. Информация, содержащаяся в архитектурной проектной до­кументации, имеет усредненный и рекоменда­тельный характер, не учитывает современных потребностей по трансформации и развитию среды, проработку деталей и возможностей ин­дивидуализации среды конкретного детского сада. Сре­да должна быть мобильна, многофункциональ­на, обладать необходимыми обучающими и об­разовательными функциями, быть комфортной и соответствовать современным эстетическим параметрам. Такая работа должна вестись ди­зайнером в сотрудничестве с работниками дет­ского сада: заведующей, методистами и психо­логами.

Некоторые проблемы существующих детских садов, возможно, решить дополнительными мерами. Например, компенсировать недостаток площадей в существующих детских садах возможно за счет следующих мер: пристройка архитектурных объемов, остекление и утепление лоджий, изменение функций помещений (в случае малого количества детей в конкретном детском саду), создание многофункциональных пространств.

Но  зачастую внутренние пространства не обладают достаточной гибкостью и возмож­ностями трансформации помещений, имеют низкий потенциал планировочной реконструк­ции. Протяженные проходные зоны без есте­ственного освещения производят тягостное впечатление.

Все помещения в детских садах абсолютно замкнутые и не подразумевают активной функ­циональной связи между собой. Вся групповая ячейка в целом также закрыта и не подразуме­вает контакта с внешним миром и соседними ячейками. Уличное пространство организова­но по такому же принципу: каждой группе вы­делено определенная ограниченная зона.

Всё выше перечисленное и еще многие моменты не позволяют  создавать в дошкольных учреждениях действительно эффективно действующую, обучающую, интересную и дружественную ребенку художественно-эстетическую развивающую среду. Среду, которая бы отвечала современным требованиям детей, родителей, педагогов и существующим педагогическим научным и практическим разработкам.

Методические рекомендации по проектированию художественно-эстетической развивающей среды дошкольной организации

Одним из самых главных вопросов современной дошкольной педагогики является вопрос о создании условий для гармоничного развития личности дошкольника.

«Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности» [16, с. 3]. Таким образом, среда является как бы партнером ребенка в игре и в художественной деятельности и, одновременно, его миром настоящим и воображаемым. И от того какой будет эта среда зависит и мир мыслей ребенка, мир его переживаний – внутренний мир, который чрезвычайно важен для развития его воображения, его художественных способностей.

Художественно-эстетическая развивающая среда дошкольной организации должна включать необходимые предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из видов деятельности ребенка [30, с. 51]. Все эти материалы, а также педагогические, дидактические и дизайнерские приемы и методы основываются и строятся в соответствии с принципом построения художественно-эстетической развивающей среды в соответствии с возрастом дошкольников.

Правильно построенная развивающая среда даст возможность любому ребенку выразить себя в той деятельности, которая наиболее подходит ему по темпераменту, способностям и интересам, даст уверенность в собственных силах. Лишь в такой среде социальное взаимодействие с педагогами и сверстниками будет протекать наилучшим образом, без ненужных конфликтов и непонимания. Как раз в такой среде возможно создавать зону ближайшего развития ребенка.

Необходимо выделить несколько компонентов художественно-эстетической развивающей среды:

Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

— взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

— преобладающее позитивное настроение;

— авторитетность руководителей;

— степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

— сплоченность;

— продуктивность взаимоотношений [25, с. 190].

Пространственно-предметный компонент.

В работе В.В. Давыдова и В.А. Петровского определены главные требования к «интегративной среде для всестороннего развития ребенка»:

— среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

— среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

— среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

Психодидактический компонент.

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного роста.

Таким образом, развивающая среда становится самым главным средством внутреннего роста дошкольника, источником его знаний, практического и социального опыта.

Исходя из всего вышеизложенного, можно предложить некоторые рекомендации для организации художественно-эстетической среды в дошкольной организации.

  1. Все групповое пространство должно быть доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они должны не только знать, где можно взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, музыкальные инструменты, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок, куклы для кукольного театра, но и само расположение предметов и мебели не должно мешать им сделать это.
  2. Необходим также в групповой комнате уголок уединения, или стационарный, или мобильный, в котором можно полистать книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, снять накопившиеся злость или раздражение и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива [30, с. 22]. Переносные ширмы из легких материалов или же ленты, натянутые на рамы из пластиковых труб могут служить стенами, как для уголков уединения, так и для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может создать комнату для игры в любом месте, может уединиться для рисования в уголке ИЗО, у полки с книгами и т.д., отгородившись таким способом от общего пространства, создав свой собственный небольшой закрытый от других детей мирок. Таким способом достигается персонификация среды, т.е. создание «своего» личного пространства.
  3. В групповой комнате мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу [29, с. 41]. С этой точки зрения очень удобна мебель-трансформер, которая трансформируется как в индивидуальную, так и групповую (например, столик с несколькими выдвижными и разворачивающимися столешницами), как в низкоуровневую, так и в разноуровневую, а также мягкие модули. Вся эта мебель должна быть по силам для передвижения и трансформации ребенком, для их компоновки и переделки пространства групповой комнаты в зависимости от желания ребенка. Такая организация пространства является одним из условий среды, в которой дети будут чувствовать себя раскрепощено, свободно и педагог получит дополнительные условия для наблюдения за предпочтениями детей, их эмоциональным состоянием.
  4. Должны быть оборудованы уголки детского экспериментирования, в которых дошкольники смогут играть с песком, водой, красками, пеной [20, с. 54]. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).
  5. В дизайн интерьера детского сада обязательно должны входить элементы различных видов искусств – живописи, литературы, музыки, театра, как высокого искусства, так и творчества воспитателей, самих детей, их родителей. В каждой группе и в других помещениях ДОО (коридорах, холлах, рекреациях, на лестницах) должны организовываться выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок) [10, с. 12]. Воспитателям необходимо с уважением относиться к продуктивной, художественной деятельности каждого ребенка.
  6. Очень важным моментом является персонификация каждой группы. И не только за счет разных названий и различных картинок на шкафчиках, но и за счет дизайна интерьеров группы, ее декора, за счет присутствия на стенах групповых и личных фотографий воспитанников, наличия семейных альбомов. Очень хорошей идеей является создание портфолио группы, с фотографиями, рисунками, сочинениями родителей о своих детях и наоборот и т.д.
  7. Очень важно, особенно в старших группах, придерживаться принципа гибкого зонирования, который заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации [6, с. 37].
  8. Развивающая среда группы должна меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то необходимо оборудовать группу дополнительными конструкторами, кубиками, машинами, что позволит детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то необходимо иметь больше атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д., выделяя для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не статично воспринимает среду, а постоянно получает отклик из окружающего его мира и изменяет свое представление о нем, поэтому среда не должна быть статичной, неинтересной ребенку.
  9. Оформление кабинетов, коридоров, залов (музыкального, физкультурного) и других помещений не должно быть статичным, оно должно меняться в связи с праздниками, тематическими мероприятиями, досуговыми мероприятиями, конкурсами, постановками спектаклей, сказок и пр.
  10. Принцип полифункциональности предметно-развивающей среды реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников [20, с. 55].
  11. При организации художественно-эстетической среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов, специалистов и руководства ДОО. Консультации психолога, методическая помощь старшего воспитателя, замечания медсестры, финансовая помощь заведующей ДОО могут сильно помочь творческой инициативе воспитателей, направить ее в нужное русло, добавить энтузиазма.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Сама по себе предметная среда не должна быть самоцелью, она лишь часть общего воспитательно-образовательного процесса, проходящего в ДОО. Развивающая  среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей [10, с. 11].

  1. Создание интерьеров помещений детского сада, использование детской мебели, игрушек, оборудования должно базироваться на научных принципах своеобразной «Эргономики детства» (научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук) [25, с. 104]. Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения «развивающей среды» (Концепция дошкольного воспитания», раздел «Условия развития»). Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности [28, с. 80].

Большое значение имеет дизайн всех составляющих предметно-развивающей среды дошкольной организации. Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых отдельных объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Понятие интерьера включает статичные и сменяемые части и детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом выбранного стиля.

В основе создания интерьера современного детского сада – целесообразность и красота, баланс инициатив взрослых и детей.

Дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст  детей. Форма занавесей, мебели и крупного игрового оборудования призвана обеспечить  потребности детей в удобстве и естественности пользования, в развитии воображения и реализации игровых замыслов.

Элементы декора – панно, картины, подвесные мобили и прочее можно назвать взрослой частью дизайна. Они должны соответствовать эстетическим канонам – красоте и гармонии, вызывать чувство радости и эстетического наслаждения, воспитывать умение видеть и ценить красивое. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Художественно-эстетическая развивающая среда – это определенный культурно-общественный феномен, обладающий высоким потенциалом развития эстетической культуры, творческой мотивации субъектов образовательного процесса, приобщения к общекультурным ценностям и национальным традициям.

Задачи художественного и эстетического воспитания – развитие эстетического восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно – эстетической культуры личности.

Для художественного образования дошкольников большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, оформление всех его помещений, организация и оборудование участка.

Таким образом, художественно-эстетическая развивающая среда в рамках реализации художественно-эстетического развития детей должна быть организована с учетом определенных требований, в частности требований нового ФГОС ДО, а также рекомендаций, выполнение которых позволит наиболее эффективно решать задачи творческого становления детей.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 220 с.
  2. Губайдуллина, Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / Э.Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением: науч.-практ. журн. — 2013. — №4. — С. 91-99.
  3. Доронова, Т.Н. Игрушки для развития детей раннего возраста [Текст] : предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. — М. : Детям XXI  века, 2005. — 62 с.
  4. Жесткова, Л.С. Совместная работа детей, педагогов и родителей в детском саду [Текст]  / Л.С. Жесткова. — СПб. : Питер, 2014. — 80 с.
  5. Загвязинский, В.И., Емельянова, И.Н. Педагогика [Текст] : учебное пособие / Под ред. В.В. Загвязинского. — М. : Академия, 2012. — 352 с.
  6. Зеленкина, Т. По морям, по волнам…: о предметно-развивающей среде в соответствии с календар.-темат. пл. [Текст] / Т. Зеленкина и др. // Дошкольное воспитание. — 2013. — №10. — С. 82 — 85.
  7. Карабанова, О.А., Алиева, Э.Ф., Радионова, О.Р., Рабинович, П.Д., Марич, Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] : методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. — М. : Федеральный институт развития образования, 2014. — 96 с.
  8. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М. : Академия, 2013. — 416 с.
  9. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении / Петровский, В.А., Кларина, Л.М., Сливчина, Л.А., Стрелкова, Л.П., 1993 г. – М.: Просвещение, 1993. – 102 с.
  10. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника [Текст] / Н.И. Марецкая. — М. : Детство-Пресс, 2010. — С. 13 — 40.
  11. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Н.В Микляева, Ю.В. Микляева. — М. : Академия, 2013. — 208 с.
  12. Михащенко, А.Л. Семейная педагогика — антология педагогической мысли [Текст] : учебное пособие / А.Л. Михащенко. — Курган : КГУ, 2011. — 459 с.
  13. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст]: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. — М. : Просвещение, 2001. — 89 с.
  14. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]. — М. : Просвещение, 2014. — 112 с.
  15. Организация художественно-эстетической развивающей среды: из опыта работы [Текст] / авт.–сост. Л.Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2009. —230 с.
  16. Пасекова, Л.А. Предметно-развивающая среда [Текст] : методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. —  СПб. : Астерион, 2012. — 24 с.
  17. Пескова, Н. Территория детства [Текст] / Н. Пескова, И. Ляпина, Л. Лишаева // Дошкольное воспитание. — 2013. — №7. — С. 76 — 78.
  18. Подольская, О.А. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ [Текст] / О.А. Подольская // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения : практ. журн. — 2012. — №4. — C. 28 — 33
  19. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст] / Под общей редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. — СПб. : КАРО, 2014. — 112 с.
  20. Пятница, Т.В. Развивающая среда дошкольного учреждения [Текст] : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.В. Пятница. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2009. — 291 с.
  21. Седова, Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды [Текст] / Л.Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — №1. — с. 53 — 57.
  22. Смирнова, Е. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ [Текст] / Е. Смирнова, М. Соколова // Дошкольное воспитание. —2013. — №2. — С. 93 — 99.
  23. Смирнова, П.В. Художественно-эстетическая среда детского сада глазами дошкольника [Текст] / П.В. Смирнова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2011. — №3. — С. 49 — 57.
  24. ФГОС дошкольного образования [Текст] : [утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155]. —
    — URL : http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do ( дата обращения : 12.02.2016 )
  25. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] : [утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. №2151]. — URL : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm2151-1.htm ( дата обращения : 12.02.2016 )
  26. Федорова, М.Ю. Нормативно–правовое обеспечение образования [Текст] / М.Ю. Федорова. — М. : Академия, 2013. — 176 с.
  27. Фуряева, Т.В. Педагогика интеграции за рубежом [Текст] / Т.В. Фуряева. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 2005. — 200 с.
  28. Цаплина, О.В. Исследование организации художественно-эстетической среды детского дошкольного учреждения [Текст] /О.В. Цаплина // Актуальные проблемы современной науки. — 2013. — №2. — С. 100 — 101.
  29. Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «СанПиН 2.4.1.2660 — 10» [Текст] : [постановление главного государственного врача РФ от 22.07.2010 №91]. — URL : http://docs.cntd.ru/document/902227775 (дата обращения : 23.03.2016).
  30. Честнова, Н.Ю. Как обустроить детский сад? [Текст] / Н.Ю. Честнова. — Ростов н/Д. : Феникс, 2007. — 253 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website