Спортивные праздники в дошкольных отделениях. Методическая разработка для воспитателей.

Спортивные праздники в дошкольных отделениях.

Методическая разработка для воспитателей

Спортивные праздники в дошкольных отделениях. Автор: Гурихина Галина Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранного языка №1236 имени С.В. Милашенкова»
Дошкольное отделение №5
по адресу улица Фонвизина, дом 14, корпус 1

Значение спортивных праздников в организации активного отдыха дошкольников.

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли спортивные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Главная цель спортивных праздников  – удовлетворить природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Достижение этой цели включает решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным задачам относятся охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности и работоспособности, создание бодрого и жизнерадостного настроения.

Образовательные задачи включают закрепление, совершенствование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и выразительности двигательных действий, формирование основ праздничной культуры.

Решение воспитательных задач направлено на формирование у детей стремления к систематическим занятиям физкультурой, потребности в здоровом образе жизни.

Спортивные праздники, развлечения, досуги – основные формы активного отдыха в саду. При их планировании педагог подбирает упражнения, подвижные игры, конкурсы, эстафеты, строго дозируя нагрузку.

Физкультурно-спортивный праздник, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды физических упражнений (гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения) преимущественно на открытом воздухе в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.

Классификация спортивных праздников.

Спортивные праздники можно выделить по :

-доминирующей задаче;

-по двигательному содержанию;

-по методам применения.

Классификация праздников в соответствии с методом достаточно условна: в любом из них используется широкий арсенал методов и приемов обучения и воспитания детей. Поэтому речь идет о преимущественном использовании какого-либо метода.

По месту проведения праздники делятся так

  • на спортивной площадке или стадионе;
  • в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);
  • в спортивном зале;
  • в бассейне.

По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать следующим образом.

  • Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как правило, строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (пооче­редно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.
  • Праздник может быть организован на основе объединения детей одного возраста или близких по возрасту. Если он строится на играх с элементами соревнования или спортивных играх, то участниками яв­ляются дети 6-7 лет. Если это праздник-развлечение, в котором преобладают сю­жетные игры и музыкальные сюрпризы, участниками могут стать дети 4-5 лет.
  • Праздник можно провести как веселое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты, в которые включаются дети 2-3 лет (задание — проползти между ног своих братьев и сестер) и бабушки (задание -как можно быстрее одеть своего внука).

Классификация праздников по характеру используемого оборудования, инвентаря, пособий весьма условна: если оснащенность детского сада физкультурным, спортивным и игровым инвентарем недостаточна, это не повод, чтобы лишать детей праздника — указанному оборудованию можно найти адекватную замену.

  • С применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря.
  • С использованием природного мате­риала (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камушки, пеньки, бревна и т.п. — в зависимости от сезона и природного окружения).
  • С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды), лестница, бельевая ве­ревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бу­тылки, наполненные песком, и т.п.
  • С сюжетными игрушками и игровыми пособиями для детей младшего возраста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).

Классификация праздников в зависимости от сезона традиционна. (Это четыре сезонных праздника.)

Педагогические требования к организации спортивных праздников.

При планировании и подготовке праздника необходимо:

— обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

— подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

— выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);

— определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;

— обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.

При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

— недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых по инициативе спортивных организаций;

— недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;

— при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;

— необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Методические требования к проведению спортивных праздников в разновозрастных группах.

Спортивный праздник может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.

Средняя группа

В программе праздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы, хороводы), в которых принимают участия вся группа, а также танцевальные выступления детей и выступления – экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный вал). Созданию хорошего праздничного настроения включение в содержание праздника «сюрпризного» момента – неожиданное появление Зимы, Снегурочки, Красной Шапочки. Важно создать на празднике общее радостное настроение, вызвать у детей желание участвовать в будущих праздниках.

Старшая группа

Спортивный праздник проводится 2 – 3 раза в год. В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.

Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегу реки). Своеобразно содержание спортивного праздника на воде – в бассейне, на берегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды.

В схематическом плане спортивного праздника можно условно выделить три части: подготовительную, основную и заключительную.

Задачи подготовительной части: организовать детей и психологически настроить их на предстоящую деятельность – пробудить интерес, создать праздничную атмосферу; разогреть мышцы, сделать подвижными суставы.

В ходе основной части закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают их физические качества, тренируют различные мышечные группы, продолжают учить согласовывать свои движения с движениями других детей.

Заключительная часть строится так, чтобы дети постепенно вернулись в спокойное состояние (нормализация пульса, поддержание положительных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения).

При разработке сценария спортивного праздника необходимо придерживаться определенного материала. Этому поможет провиденная ниже примерная схема построения праздника:

  1. Открытие праздника, парад участников.
  2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения.
  3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх, эстафетах.
  4. Окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.

Заключение

Спортивные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Во время спортивных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков.

Литература

  1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4
  2. Мащенко М. В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с
  3. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199
  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
  5. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. – Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
  6. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
  7. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с
  8. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с
  9. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973. 196с
  10. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website