«Становление творческого воображения у одаренных детей посредством использования фанбуки (фантастической азбуки)»

азбука для малышейВ  педагогической практике все больше  отмечается возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому рассматривать проблему одаренности детей-дошкольников, открывать новые аспекты её изучения и практического решения.

Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день выбирают развитие одаренности как основное направление работы.

Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.

Все это свидетельствует о том, что проблема развития одаренности в частности на этапе дошкольного детства требует научно-практического решения.

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейна,                    А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, П. Торренса); о значимости и самоценности дошкольного периода детства  (Л.С. Выготского, А.А. Люблинской, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисициной, Л.А. Венгера).

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию одаренных дошкольников.

Актуальность проблемы развития одаренного ребенка определяется перенесением данной проблемы из плана научных исследований в план практической деятельности.

Это означает, что на уровне ДОУ должны быть созданы необходимые условия для распознования одаренности воспитанников.

Одной из инновационных форм работы с одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении является менторство. Ментор – индивидуальный руководитель, наставник  (педагог-психолог или воспитатель), заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка. Менторство – это специфические отношения, складывающиеся между  взрослым  и одаренными детьми, с которыми  мы занимается.  Оно  дает дошкольникам не только знания и умения, а также способствует формированию положительного образа “Я” и адекватной самооценки, развитию  способности к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает установить длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Важнейшая особенность менторства, отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей, — возможность преодолеть разрыв между групповой комнатой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни, в различных конкурсах (маленьких интеллектуалов, “Я-исследователь”, “Шахматный турнир” и т.д.).

Наиболее успешно становление творческого воображения у одаренных детей происходит в игровой деятельности с использованием «Фанбуки»  (азбуки фантазирования), целью которой является: учить детей формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании, развитие интеллектуальных способностей.

Детям  предполагается: решить определённую проблему, выдвинуть гипотезу, продолжить рассказ или сочинить свой; нарисовать несуществующий образ, свои эмоции, чувства. Для этого необходимы: свобода мысли, индивидуализация и оригинальность решений, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказать не совсем традиционный ответ.

Вариативная система детских ответов, приём используемый  педагогом-психологом или воспитателем, способствует развитию духа соперничества у детей в придумывании оригинальных и нестандартных решений, в использовании нестандартных приёмов фантазирования.

Также детям предполагается абстрагированное рисование от известных образов и шаблонов (3-5 минут) и анализ продуктов детского творчества (рассказ о своих ощущениях, переданных в рисунке, рассказ от имени нарисованного персонажа).

Результатом реализации таких форм работы является:

1) развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к жизни в динамично изменяющемся мире;

2) развитие произвольности (дети учатся не только свободно высказывать свои мысли, но и слушать других);

3) развитие навыков сохранения и укрепления здоровья, снятие психоэмоциональных и мышечных зажимов;

4) развитие навыка самоанализа (рефлексии);

5)  положительные изменения в личностно-эмоциональном развитии детей.

        Упражнения, используемые в практической деятельности:

 

                                «Краски подружились»

Цель:       развивать чувство цвета, воображение

— найти и определить краски, которыми раскрашены фигуры на картинке;

— смешивая краски на палитре, получить новые цвета и оттенки;

— придумать и раскрасить картинку полученными цветами;

— «подружить» холодные цвета и оттенки: придумать и нарисовать картинки.

                               «Волшебная палочка»

Цель: овладение приемами преобразования графических фигур, развивать воображение.

Волшебная палочка превращает любые предметы,  во что захочешь. Карандаш тоже может стать волшебным: «превратить» самые разные фигуры в какие-либо предметы.

Вариант: «Расколдуй картинки» — дорисовать самые разные фигуры, «превратив» их в определенные предметы, объединить их одним содержанием. Придумать название полученной картине.

                                  «На что это похоже?»

Цель: развивать воображение — умение создавать замысел на основе восприятия графических изображений фигур, линий, знаков.

Дорисовать простые и сложные фигуры, линии таким образом, чтобы получились определенные предметы. Объединить их одним содержанием истории, рассказа, сказки.

                                               «Самое-самое…»

Цель: развивать умение создавать замысел, используя контрастные эталоны, как сенсорные, так и эстетические, нравственные.

Можно вначале прочесть сказку «Что всего дороже».

Предложить нарисовать самое, «что есть на свете» (использовать фишки со схемой, условным обозначением эталона)

— большое (маленькое)

— далекое (близкое)

— темное (светлое)

— веселое (грустное)

— любимое    и т.п.     Рассказать о содержании работы

              Упражнение: «Мир глазами мышки». Сочинение истории.

«Представьте себе, что вы ненадолго превратились в мышек. Опишите один день, прожитый по- мышиному. Какие были радостные сюрпризы, необычные ощущения, горестные испытания?» Пример детского рассказа: «Я выбежала из норки и решила поискать себе еду. Тут вижу —  выходить  кот и хочет меня съесть. Я от него быстро убежала под диван. Кот подошел к дивану и стал его обънюхивать и царапать. Но я притаилась и стала ждать, когда уйдет кот».

                              Упражнение «Что было бы, если…».

Предложить представить и обсудить ситуацию: «Зайчата заигрались на поляне и не заметили, как подкрался волк. Что бы вы сделали на их месте?» (Убежали, предложили бы волку вместе поиграть, обманули бы волка, отвлекли, надели страшные маски и т. д.)

Рекомендуется рисование детских страхов с последующим их анализом (ребёнок рассказывает, чего он боится, в индивидуальной или групповой обстановке)

                     Тематическое рисование. Сочинение истории.

Предложить объединить единым сюжетом любые три открытки, составить по ним короткий рассказ.

                                 Упражнение «Как правильно дружить»

Предложить решить проблему: как дружить без ссор, не обзываться. (Приветствовать друг друга утром; говорить добрые и вежливые слова; придумать какие-то традиции в группе и т. д.).

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Егорова, Н. Учитесь фантазировать [Текст] / Н. Егорова // Дошкольное образование. — 2002. -№11.
  3. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
  4. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцова. — М.: Просвещение, 1996.
  5. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий /авт.-сост. С.Г. Королева.-Волгоград: Учитель,2010.-114с.

 

Подготовили: педагог-психолог Войтенко Галина Павловна, воспитатель Василенко Надежда Алексеевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 84
Белгород.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website