Театр кукол и игрушек в детском саду.

Художественно-эстетическое воспитание ребенка… Мы, педаго­ги, определяем этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и ис­кусстве, как воспитание стремления самому участвовать в пре­образовании окружающего мира по законам красоты, как при­общение к художественной деятельности. Конечно же, особая роль в эстетическом воспитании отво­дится искусству.

Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их присталь­нее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопережи­ванию, осуждению зла.
Надо отметить, что художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодей­ствует со всеми ее сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характери­зуют целостную, гармонически развитую личность, нравствен­ные совершенствования которой во многом зависят и от эстети­ческого воспитания. Это и есть принцип всестороннего и гармо­ничного развития личности, к которому мы все так стремимся.

Основная цель, которую ставят педагоги нашего дошкольного учреждения, занимаясь с детьми, — это развитие творческих способ­ностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, при­вивает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенству­ет артистические навыки детей в плане переживания и вопло­щения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: от­вечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреж­дают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с ок­ружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разно­стороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педа­гогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, мы стремимся обогатить его жизненный опыт яркими художественными впе­чатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музы­ке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.

Знакомить детей с театрализованной игрой  мы начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитате­ли и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой по­могает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, по­буждать детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть. Не стоит препятствовать стремлению малышей поиграть с кук­лами, участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.

Начиная со второй младшей группы и до выпуска из детско­го сада мы знакомим детей с различными видами кукольных театров.

Начиная со средней группы работу над кукольными спек­таклями и театрализованными играми мы ведём па­раллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое. Этот вид деятельности (театрализованные игры с элементами кукольного театра) интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая  участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в се­бе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спря­таться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).

В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в одной те­атрализованной игре несколько видов театральных кукол раз­личных систем: настольные куклы, верховые, марионетки, на­польные, куклы с «живой рукой».

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудны­ми для разработки мизансценами, наиболее сложными в упра­влении куклами (тростевые куклы, куклы с «живой рукой», мяг­кие игрушки, «люди-куклы»).
Используя в работе с детьми различные виды театральной  деятельности, основополагающими можно считать представле­ния выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Таким образом, для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, детям необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зритель­ных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных про­цессов дошкольников, в том числе и при помощи театральной деятельности.

Поскольку дошкольники обладают непроизвольным внима­нием, весь процесс обучения мы организовываем так, что­бы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Это­му требованию отвечают театрализованные и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают воз­можность в игровой форме обучать детей и закреплять художе­ственно-эстетические приемы.

Принципиально важно не оставить безучастным ни одного ребенка, каждый должен получить пусть небольшую, но неза­менимую роль.

Содержание используемых сценариев должно создавать возможность через эмоциональные переживания способствовать становлению нравственной позиции ребенка: воспринимать прекрасное, бе­речь красоту природы, активно «бороться» со злом, творить добро самому.

Цель работы педагогов нашего детского сада в направлении театральной деятель­ности — сделать жизнь воспитанников интересной и содержа­тельной, наполненной яркими впечатлениями, интересными де­лами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полу­ченные в театрализованных играх, дети смогли применить в по­вседневной жизни.

Из многообразия  средств выразительности программа  дет­ского сада рекомендует следующие:  во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных пер­сонажей — животных); в средней группе использовать художест­венно-образные выразительные средства — интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенст­вовать художественно-образные исполнительские умения; в под­готовительной к школе группе развивать творческую самостоя­тельность в передаче образа, выразительность речевых и панто­мимических действий.

Пусть с нашего доброго начала театральные действия и по­любившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.

Подготовила: Аввакумова Ирина Николаевна,
старший воспитатель МДОУ «Детский сад N102»
г. Саратова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website