Теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

дети российский флаг«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

Академик Д.С.Лихачёв

Автор: Лиманова Елена Вячеславовна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Лучики», Московская область, Коломна.

«Все начинается с детства» — эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью — ближайшее его окружение.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера — оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина.

Нравственно – патриотическое  воспитание понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство к Родине. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство к Родине — правильное отношение к обществу, людям, труду , своим обязанностям. В процессе работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей должны решаться также задачи их эстетического воспитания.

Проблема нравственно — патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Необходимо научить ребенка быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно — экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

Начинать работу по нравственно-патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и селу (городу);
  • формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • расширение представлений о родной земле, её столице, городах;
  • знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • развитие элементарных знаний о правах человека;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Начиная работу по нравственно-патриотическому воспитанию, нужно обязательно определить для себя важный момент: педагог сам должен хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности родного края, района, города.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха, представляет собой сложный педагогический процесс.

Ребёнок с нарушением слуха может приобрести те же качества морального поведения, что и слышащий сверстник. Но нельзя забывать о своеобразии его характера, зависящего от недостаточного понимания окружающих событий и неумения выразить свои переживания. Отсутствие слуха значительно затрудняет воспитание глухого дошкольника, так как до формирования речи он не может овладеть в полной мере морально-этическими нормами поведения наравне со слышащими ровесниками.

Для успешного решения задач нравственно-патриотического воспитания детей с нарушением слуха возможно лишь при использовании разнообразных форм взаимодействия педагога с детьми и их родителями.

Нравственно- патриотическое воспитание очень важно для детей дошкольного возраста с нарушением слуха – это процесс длительный и кропотливый труд, который проводится повседневно в ходе выполнения режимных моментов, в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной и бытовой. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств ребёнка. В процессе общения со взрослыми у детей с нарушением слуха формируются такие нравственные чувства, как отзывчивость, сочувствие, доброта, побуждающие детей к активным действиям, направленные на оказание помощи, внимания, проявление заботы к окружающим.

Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.