«Тепло домашнего очага»

«Тепло домашнего очага»

Воспитывать понимание, что тёплые, заботливые отношения между близкими людьми – главная ценность в жизни человека.

Автор: Иванищина Ольга Николаевна, воспитатель ДОУ Детский сад №285 Красноармейского района города Волгограда.

Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры.

Образовательные задачи:

  • Формировать умение размышлять над содержанием притчи, совершенствовать навыки связной речи при её пересказе, используя мнемотаблицу;
  • Формировать навыки монологической речи;
  • Актуализировать представления о различных видах жилищ древних времён и современности;
  • Формировать представления о домашнем очаге, его значении для жизни человека в прошлом и настоящем;
  • Расширить представления о музее – месте образования людей, интересном и содержательном времяпровождении;
  • Формировать умение пользоваться изобразительными средствами при создании изображения по содержанию пословицы;

Развивающие задачи:

  • Развивать творчество, воображение;
  • Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к прошлому людей и желание узнавать новое;
  • Воспитывать понимание, что тёплые, заботливые отношения между близкими людьми – главная ценность в жизни человека;
  • Воспитывать чувство ответственности к порученному делу;
  • Воспитывать чувство признательности к тем сверстникам, кто желает поделиться своими знаниями с товарищами:

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: речевая, продуктивная, познавательная.

Предварительная работа: Беседа о музеях, презентация «Как люди раньше жили», игра «Правильно- неправильно» на уточнение правил поведения в общественных местах, рассматривание репродукций художников с изображением избы, очага,семьи. Домашнее задание для детей и родителей: подборка информации о различных видах жилища человека.

Материалы: мнемотаблица к пересказу притчи о братьях, иллюстрации с изображением пещеры, шалаша, землянки, избы, каменного дома, многоэтажных домов, изобразительные материалы, указка.

Ход ОД:

  1. Ребята, я рада видеть всех вас, садитесь поудобнее и приготовьте свои ладошки. Потрите их, вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на нашей встрече вам будет также тепло и уютно. (Создание благоприятного морально-психологического климата, настрой на совместную работу в процессе познавательной деятельности).
  2. Ребята, сегодня у нас состоится экскурсия по музею прошлого. Здесь оформлена очень интересная выставка. По-другому, более современным языком, можно сказать «экспозиция». А вот о чём будет экспозиция, вы догадаетесь, когда послушаете стихотворение.

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье себе искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашей встрече? Правильно, о домах, о жилищах. А точнее о том, какими они были в разные времена. Вы были когда-нибудь в музеях? Конечно же вы знаете, что экскурсию по выставке проводит человек определённой профессии? Как называют человека этой профессии? (Экскурсовод). На нашей выставке экскурсоводом буду я. У меня будут помощники. Ими сегодня будут те из вас, кто подготовил домашнее задание – рассказ об экспонатах музея.

Предлагаю вспомнить правила, которые люди должны соблюдать в музеях (экспонаты руками не трогать, говорить шёпотом, передвигаться не спеша, задавать вопросы только после рассказа экскурсовода и его помощников).

  1. Итак, мы начинаем. Где указка? Она сегодня поможет и мне, и моим помощникам.

В давние времена нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.

Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел ПЕЩЕРУ (изображение пещеры).

Помощник №1: Пещера – это пустое пространство в горе.  Человек принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель. Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных. Пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников. Но пещеры были не везде.

И человек придумал ШАЛАШ (изображение шалаша).

Помощник №2: Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и укрывали ветками. Но шалаши были недолговечны. От ветра и урагана они рассыпались.

Экскурсовод: Там, где было много камней, человек пытался строить из них дома. Но каменные сооружения тут же разваливались. Почему? (ответы детей, практическая деятельность с камнями – сооружение каменной стены без растворов). Но человек стал использовать камни при строительстве ЗЕМЛЯНКИ (изображение землянки).

Помощник №3:В местах, где рос лес, древний человек выкапывал яму, укреплял стены землянки бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли. Но жить под землей было сыро и неуютно.

Экскурсовод: Проходили столетия, и человек научился использовать толстые стволы деревьев для строительства деревянных срубов. Появился деревянный дом – ИЗБА (изображение деревянного дома).

Помощник №4: Двери сначала не было, её заменяло входное отверстие, которое закрывалось грубой тканью. В глубине избы выкладывалось из камней место для огня. Полов тоже не было. Земля просто поливалась водой и подметалась, становилась гладкой и твёрдой. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — у входа. Также при входе размещались домашние животные, например, свинья с маленькими поросятами. Через несколько столетий появились окна для выхода дыма, потом появилась печь, потом труба на крыше для выхода дыма.

Экскурсовод: Когда человек открыл свойства глины, стали появляться каменные дома (картинка). После изобретения кирпича стали расти кирпичные дома (картинка). Сейчас мы живем в современных многоэтажных домах (картинка).

Спасибо помощникам за содержательные рассказы. Вам пришлось много готовиться, читать вместе с родителями энциклопедии, смотреть познавательные фильмы. Мы узнали много нового и интересного. Поэтому мы вас благодарим аплодисментами. Но негромко аплодируем, помним, что мы в музее.

Экскурсовод продолжает: В разных жилищах и домах в разные времена люди обязательно пользовались огнём. Сотни тысяч лет назад очаг разводился в пещере. Кто знает, что означает слово «Очаг»? Предлагаю заглянуть в энциклопедический словарь. Очаг – это место или устройство для разведения и поддержания огня.

Очаг сплачивал людей вместе, они по очереди следили за огнем, чтобы он не погас, это для людей было очень важно. Много изменилось с тех пор и понятие «Домашний очаг» приобрело несколько другое значение. Сейчас у каждого в доме есть электричество, но мы часто слышим, выражение «Тепло домашнего очага».

Ребята, как вы понимаете это выражение? (ответы детей). Правильно, это когда в семье живет любовь, мир и взаимопонимание, где все заботятся друг о друге.

  1. Послушайте старую притчу о названных братьях. Есть братья по рождению. А есть братья названные. Это те, между кем есть крепкая дружба.

Жили в далёкой арабской стране два названных брата. Каждый вечер собирались они у очага и беседовали, шутили, мечтали о хорошей жизни, поддерживали друг друга в житейских ситуациях. Случилось так, что один из них стал шейхом. Переселился он в каменный дворец и сидел теперь на высоком троне из перламутра. Множество людей приходило поклониться новому властителю.

Пришел и его названный брат и был счастлив поздравить его, но гордый шейх не захотел сразу впустить его и заставил дожидаться у ворот в течение многих дней. Наконец, шейх приказал, чтобы брата впустили. Брат скромно вошел, а шейх еще больше развалился на своем роскошном перламутровом троне. Все понял его брат, и нарочно стал оглядываться, как бы ища глазами шейха. Тогда шейх сердито спросил его: «Что ты ищешь?»

— Тебя ищу, человече, где ты? — ответил ему брат и добавил печально: — Пока сидел ты на малом стуле возле нашего очага, был ты добрым и отзывчивым, весёлым и доброжелательным. А теперь, хоть ты и сидишь на красивом троне, смотри, чего-то в твоей жизни явно не хватает. Может быть, потухло в твоём сердце тепло домашнего очага и поселилась там гордыня, надменность и чёрствость? Забыл ты, что дороже всего в жизни домашний очаг, настоящие друзья и тёплые отношения между людьми?

Хочу найти тебя. Человече, где ты?

Ребята, о чём эта притча? Можно ли считать настоящим другом того, кто забывает о настоящих жизненных ценностях? Могут ли между людьми быть хорошие отношения, если кто-то из них становится надменным, жадным, равнодушным?

  1. Предлагаю вам рассказать притчу, пользуясь схемой (мнемотаблицей).

(Выполнение задания: 3-4 человека).

Послушайте пословицу: «Дом создаётся руками, а очаг сердцами».

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей). Как вы думаете, а можно ли изобразить то, о чём говорится в народной пословице с помощью рисунков?

  1. Ребята, сейчас в нашей стране и в нашем городе есть музеи, где посетители не только осматривают экспонаты. Есть современные интерактивные музеи, где посетители могут стать активными участниками выставочной экспозиции, могут сами участвовать в создании выставочных экспонатов. Предлагаю пройти за столы, взять изобразительные материалы и нарисовать то, как вы понимаете эту пословицу: «Дом создаётся руками, а очаг сердцами».

Вашими картинами мы пополним экспозицию музея и пригласим на экскурсию родителей и всех, кто пожелает прийти в наш музей. Согласны? Наша встреча закончена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website