«Ум на кончиках пальцев» Консультация для родителей и педагогов.

Ум на кончиках пальцевУже много лет назад рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Чем выше двигательная активность пальцев ребенка, тем лучше развивается его речь. У человека существует не только зрительная и слуховая память, которая помогает запоминать, потрогав что-либо движением. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Английский психолог Д.Селли и психиатр В.М.Бехтерев придавали очень большое значение «созидательной работе руки» для развития мышления и речи детей. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развитие функций речи и руки идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: все последующее совершенствование речевых реакций в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. В левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной – сенсорная речевая зона. Если ребенок проводит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно, в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии. Эти исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В литературе имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Для достижения желаемого результата необходимо, чтобы не только воспитатели и логопед играли в пальчиковые игры, а и родители каждый день по 5-10 минут проводили игры и массаж пальцев. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Пальчиковые игры выбираются такие, чтобы в них содержалось большее количество разнообразных пальчиковых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.

Постоянное использование пальчиковых игр позволяет:

  1. регулярно стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.
  2. совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью.
  3. обеспечить будущим школьникам усвоение навыков письма.

В настоящее время в свободной продаже имеется огромное количество готовых пальчиковых игр, всевозможные массажеры для кистей рук, но не стоит забывать о таких простых и доступных , а главное очень полезных, упражнениях, как сортировка природного материала, нанизывание пуговиц, бусин и т.д.

Вахтина О.В. воспитатель МБДОУ №81,
г.Белгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website