Управление по внедрению модели экологического образования дошкольников

экологическое образованиеАвтор: Леканова Галина Ивановна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №4» с.Объячево Прилузский район, республика Коми.

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

План:

  1. Актуальность проблемы.
  2. Краткий обзор литературы по теме.
  3. Методическая работа с педагогами.
  4. Взаимодействие с родителями и социумом.
  5. Анализ работы.

Проблема взаимосвязи с природой имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за нее. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия  природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Экологическая проблема сегодня, это проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных воздействий человека на природу, а также в  целенаправленном и сознательном взаимодействии с ней. Такое взаимодействие возможно при наличии в каждом человеке  достаточного уровня экологической культуры и грамотности, экологического сознания и мировоззрения, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Если люди в ближайшем будущем  не научаться  бережно относиться к природе, то погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Несмотря на спад промышленного производства экологическая обстановка в стране остается сложной. Даже если остановить все производство (что нереально), загрязнение окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для улучшения состояния окружающей природной среды. А для этого нужны экологические знания у всего населения. На сегодняшний день у большого количества людей наблюдается экологическое невежество. И начинать экологическое воспитание  необходимо с  дошкольного возраста, так как в это время можно привить знания, предполагающие особое видение мира, как объекта постоянной заботы. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир — главная задача на сегодняшний день.               Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был убежден,  что необходимо «вести детей в природу», чтобы привить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В теории и практике советского дошкольного воспитания идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в статьях, методических работах О. Иогансон, А. А. Быстрова, Р. М. Басс, А. М. Степановой и др. Долгое время  для практиков дошкольного воспитания большим подспорьем были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в основу теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — внесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.                                                                                                                                                                                                        Последние годы можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. В этот период происходит  становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования. У.Фурман   (кандидат  географических  наук) пишет: «Экологическая обстановка быстро изменится к лучшему не сможет. Поэтому жителям планеты необходимо адаптироваться, приспособиться к существующим экологическим условиям. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Эту программу необходимо разъяснить на всех уровнях непрерывного экологического образования  от детского сада до последипломной переподготовки».

За рубежом и в России в этот период происходит становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводятся конференции, съезды, семинары, создаются программы, технологии, учебные и методические пособия для детей разного возраста. Необходимость охраны окружающей среды, интерес к правильному образу жизни, любовь к природе — причины, по которым экологических детских садов становится все больше. Во многих экологических детских садах, особенно в Центральной Европе, при закладке новых зданий одну стену делают сплошь стеклянной, чтобы дети чувствовали себя частью природы. Практикуются также «лесные» детские сады, где дети весь день проводят в лесу и только в непогоду  находятся в небольшом вагончике, где мастерят поделки из природного материала, читают книжки.

В России разработано немало  программ, ориентированных на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно — ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Это программа Н.А.Рыжовой «Наш дом — природа» ,раздел экологическое воспитание в программе «Кроха» Е.Ф.Терентьевой,программа Е. Рылеевой «Открой себя» ,подраздел «Мир природы» программы «Радуга» Т.И.Гризик, парциальная   «Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии», разработанная одним из авторов «Детства» — Н.Н.Кондратьевой, подраздел «Природа и ребенок» комплексной программы «Истоки»,  созданной психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запоржца, программа А. Вересова «Мы – земляне», программа «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина — Новикова), программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и др.), программа В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик». Эти программы нацелены  на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка. Дают рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом, как давать представления о взаимосвязях природе, которые и помогут им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.    Во всех данных программы предусмотрено получение дошкольниками  множества интересных знаний, но не всегда экологических. Факты о мире и природе  не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный  эколог», созданная на основе  концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» отличается от других программ тем, что включает две программы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры — важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Содержание программы отражает особый взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах, как закономерные проявления функциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый — это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку — он рассматривает в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый — это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания — это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников показывает большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

В принятых законах Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти законы возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является дошкольное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, значит, у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которой  на духовный мир ребенка трудно переоценить. Природа является  источником первых конкретных знаний и  радостных  переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается  в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Этот факт должны усвоить, прежде всего, мы — взрослые, воспитывающие ребенка. Так как полноценное экологическое воспитание дети смогут только тогда, когда взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Наш детский сад находится в сельской местности, в окружении природы.  Наш район считается, по нынешним меркам, экологически чистой местностью. Население потребляет чистую воду, вокруг много леса, нет крупных промышленных предприятий. Но, все же, необходимо учитывать, что  одной из особенностей нашего времени является то, что окружающая среда дает часто опыт негативного содержания, образцы  экологической безграмотности и бескультурья. В поле зрения детей нередко попадаются горы мусора на задворках, загрязненные водоемы, бездомные животные.

Результаты анализа экологических условий детского сада  выявили следующие показатели:

  • Детский сад находится очень близко к центру села, в густонаселенном районе. Рядом находится улица, движение по которой умеренное;
  • Уровень пылевого и шумового загрязнения также умеренный;
  • На участке детского сада присутствует экосистема – луг, уголок леса.
  • На площадке растут большие березы; по периметру — сосны, рябина, осина, черемуха.
  • Природная среда используется неэффективно
  • Воспитатели ведут работу по ознакомлению с природой, элементами экологии.

Как выяснилось, для экологического развития детей обстановка вполне удовлетворительная. Но сказать, что экологическое сознание детей находится на должном уровне, нельзя. Причин для этого достаточно:

  • непонимание родителями важности дошкольного детства в воспитании экологической культуры;
  • недостаточные знания родителей по экологии;
  • неумение или нежелание уделять внимание данной проблеме воспитателями;
  • отсутствие системности и целостности в работе педагогов по экологическому образованию детей.

В детском саду появилась необходимость разрешить эти проблемы  и перевести  работу учреждения из режима функционирования в режим развития путем обновления педагогического процесса посредством  внедрения инновационных методов и приемов в экологическом образовании детей.

Методическая работа в детском саду – одно из важнейших звеньев непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации. В связи с этим работу я старалась строить в системе, поэтапно, учитывая индивидуальные творческие особенности каждого из воспитателей. Управление методической работой связывала с  заинтересовыванием педагогов выдвинутой проблемой. Строить методический процесс таким образом, чтобы в каждой его ситуации проявлять важнейшие функции личности воспитателя – выбор ценностей, понимание смысла своей деятельности, реализация своих способностей и задатков.

Управление методической работой невозможно без педагогической диагностики, задача которой выявить уровень готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников. Поэтому на начальном организационно-теоретическом этапе был проведен анализ образовательной ситуации в детском саду, диагностика готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников; ознакомление с научно-методической литературой; изучение программ и инноваций в системе экологического образования; изучение передового педагогического опыта. По моему мнению, именно диагностика позволяет на научной основе реализовать дифференцированный подход, позволяющий значительно повысить уровень методической работы. Самодиагностика уровня готовности педагогов по экологическому образованию дошкольников, в которой участвовали все 8 воспитателей и музыкальный руководитель нашего детского сада, показала следующие результаты:

Неплохие показатели выявились по умению создавать экологическую  развивающую среду в группе и владение методикой проведения различных форм занятий по экологии. Педагоги недостаточно полно осознавали актуальность  проблемы экологизации образования. Лишь частично понимали единство и взаимосвязь живого и неживого в природе, ее системное строение. Трое не владели знаниями системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое образование дошкольников, не осознавали задач формирования экологической образованности дошкольников, не умели строить работу с детьми с учетом познавательных интересов, индивидуально-личностных качеств  и с учетом уровня экологической воспитанности детей. Не владели знаниями методов диагностики экологической воспитанности детей.   Данные итоги подтолкнули на создание инициативной группы из воспитателей, творчески подходящих к выполнению своей работы для подготовки и проведения методических занятий, разработки рекомендаций, проведения индивидуальных консультаций, подготовки выставок и других методических мероприятий. Было решено для экологического образования детей  и повышения компетентности воспитателей  с учетом условий нашего детского сада внедрить программу «Юный эколог» С.Николаевой.

Педагоги, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них пространственно-развивающую среду, – это решающий фактор в экологическом образовании  дошкольников. Для экологизации образовательного процесса в детском саду стремились к тому,  чтобы все педагоги осознали ее необходимость и свою ответственность за воспитание дошкольников. Поэтому для успешного выполнения задач экологического образования детей  в структуре экологического образования воспитателей инициативной группой были определены требования к педагогам и основные составляющие для успешного выполнения задач экологического образования детей:

  • Экологическая компетентность и уровень мастерства воспитателей, их готовность к экологическому образованию дошкольников.
  • Понимание воспитателями экологических проблем и причин, их порождающих, их участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению природы.
  • Использование личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, забота о здоровье каждого ребенка. Умение реализовать экологические задачи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  • Способность рационально использовать педагогическую и окружающую среду.

Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому мы стремимся  к экологизации всего образовательного процесса. Был проведен  совет инициативной группы, итогом которой явилось предложение: вынести на обсуждение педсовета условно названные две экологические модели: «эколог» и «воспитатель». Обе модели предполагают  участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ. Необходимым условием  использования модели «Эколог»  является наличие в дошкольном учреждении педагога — эколога, выполняющего функцию координатора. К сожалению, в нашем детском саду нет возможности ввести эту должность в штатное расписание. Поэтому более подробно была обсуждена модель «воспитатель», которая предполагает возложение функций экологического образования на воспитателей. Они самостоятельно реализуют интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни. Совет педагогов внес коррективы в данную модель с учетом того, что в учреждении также отсутствует должность старшего воспитателя, с учетом наших условий и разработкой функций всех сотрудников образовательного учреждения. Разработанную  модель было решено взять за основу  для решения основной цели:

Систематизации и целостного формирования у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней через обновление развивающей среды, повышение   экологической компетентности  воспитателей и родителей.

Как руководитель учреждения, я определила для себя систему управления,направления в работе и  поставила  перед собой следующие задачи:

  • Экологизация и правильная организация развивающей среды для формирования  у детей экологической культуры;
  • Повышение экологической компетентности педагогов путем включения в методическую работу новых форм и методов.
  • Приобщение родителей к воспитанию в детях экологически грамотного поведения в природе.

Далее было проведено собеседование с детьми от 4-х до 7-ми лет. Анализу подвергались следующие разделы экологического воспитания: знания детей о растениях, о животных, о неживой природе. Выяснилось, что  знания детей  находятся в основном на среднем уровне -75%. Дети интересуются явлениями природы, но им не хватает знаний о ней. Выражают сочувствие к объектам живой и неживой природы. Умеют за ними ухаживать, но не всегда осознанно. При необходимости готовы им помочь, но не всегда знают, как.  15% детей показали низкий уровень. У таких детей природа не вызывает интереса. Вопросы об объектах природы вызывают затруднения. Навыки ухода за животными и растениями развиты плохо. Наибольшие затруднения вызвали вопросы о неживой природе. Одной из причин является то, что недостаточно проводится поисковая деятельность. Также недостаточно объектов природы в уголках, некоторые растения находятся в недоступном для детей месте. В двух группах животные вовсе отсутствуют.

Проанализировав данные итоги, было принято решение: включить в план методической работы с воспитателями  вопросы значимости экологических знаний для детей, роли взрослого в получении этих знаний.

Далее был составлен план  методической работы по проблеме «Экологическое воспитание и образование дошкольников», выполнение которого предполагалось осуществить за три года. В течение этого времени проводились различные методические занятия с педагогами.

Подготовительный  этап был направлен на то, чтобы повысить уровень педагогического мастерства воспитателей в коллективе, заинтересовать вводимым новшеством, так как в коллективе имелись воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и методическую подготовленность, хотя являются ответственно работающими педагогами.

Мои усилия на этом этапе были направлены на  обеспечение заинтересованности педагогов к выдвинутой проблеме, понимания необходимости формирования мотивации в поведении детей соответствии с основной целью (чтобы дети знали не только что делать, а и то, что так нельзя делать и почему нельзя).

Консультация «Экологические знания – первые представления о мире» раскрыла особенности формирования экологической культуры дошкольников. Дала понятие, как создать экологически правильные условия для растений и животных уголка природы. В итоге воспитатели более внимательно стали относится к подбору растений в уголок природы, постарались расставить растения с учетом их требований к свету, задумались о пополнении уголков живыми объектами.

После проведения тематического контроля по теме «Создание условий для исследовательской деятельности детей», который выявил недостаток материалов для опытов, назрела необходимость в  проблемном  семинаре по теме: «Опытно-исследовательская работа в экологическом образовании детей» с целью  определить сущностные характеристики опытно-исследовательской деятельности в системе экологического образования дошкольников; разработать структуру опытно-исследовательской работы с дошкольниками на разных объектах развивающей среды детского сада. Данный семинар был разделен на три части: теоретическую, практическую и дискуссию. Первая часть прошла, как диалог. Воспитатели  обсуждали понятие «опытно-исследовательская деятельность», чем отличается данная деятельность в разных группах, какие критерии дифференцированного и индивидуально-личностного подходов необходимо учитывать при проведении опытов и исследований.

Во второй части использовалась работа в проблемных группах, метод, который очень редко использовался в нашем саду: 3-м группам по 2-3 человека было дано задание: разработать структуру опытно-исследовательской деятельности на разных объектах развивающей среды детского сада. В третьей части анализировались разработанные структуры, обсуждалась их целесообразность, соответствие требованиям программы. В итоге разработанная структура с доработками была предложена для использования в работе. Данный семинар показал, что работа в проблемных группах активизирует педагогов, охватывает работой не только активных, но и пассивных воспитателей.

Семинар « Анализ разделов программы и парциальных программ экологического направления» дал правильное видение программ с точки зрения экологического развития детей, помог уловить отличия, плюсы и минусы разных программ.

К организационно — деятельностной игре « Система работы в  опытно – исследовательском уголке в разных возрастных группах» воспитатели представили к рассмотрению перспективные планы работы в группе, защищали их. Подготовка к этому мероприятию потребовала от воспитателей определенных знаний, для чего некоторыми воспитателями была приобретена специальная литература.

Для удовлетворения информационных потребностей воспитателей, пополнения развивающей среды детского сада была закуплена детская и  методическая литература экологического содержания, приобретены дидактические развивающие игры «Что где растет?», «Животные и птицы», «Лето в деревне», «Волшебные цветы», «Почемучка», «Времена года», «Съедобное, несъедобное», «Составь цепочку», «Животные и птицы» и т.д., наглядный материал «Овощи», «Грибы», «Ягоды», «Насекомые», куплены муляжи фруктов и овощей, глобус. Выписан наглядно-информационный материал для родительских уголков по всем возрастным группам.

К концу этого этапа уже половина педагогов были увлечены экологическим направлением в работе. Трое из сомневающихся  в новшестве воспитателей стали проявлять заинтересованность данной темой, больше использовать в работе игр и упражнений экологической направленности.

На втором методическом этапе основной  моей целью  являлась организация коллективного творческого поиска путей реализации экологического образования дошкольников в детском саду.

Для раскрытия  задач и содержания познания природы дошкольниками через наблюдения прошел семинар по теме:  «Познание природы дошкольниками путем наблюдения, как ведущего метода экологического образования детей». В первой части семинара озвучены итоги проверки состояния работы по ознакомлению детей с природой, где было указано, что недостаточно полно проходит  обучение  дошкольников умению ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, умению обнаруживать взаимосвязи в природе. Наблюдения проводятся однотипно, они недостаточно разнообразны, нет системы. На семинаре выделены наиболее важные  аспекты наблюдений:

  1. Компактное проведение цикла наблюдений.
  2. Преобладание визуального источника знаний над словесным.
  3. Охват наблюдениями всех детей.
  4. Учет биологических особенностей видовой специфики животных и растений.
  5. Использование двигательной активности дошкольников.

Предложена воспитателям схема наблюдений:

Во второй части провела с педагогами «мозговой штурм» по вопросам мер предосторожности при наблюдении за животными и растениями, способами наблюдений за растениями и животными, помогающими детям лучше познать природу.

В третьей части педагоги разрабатывали для своей группы примерную тематику наблюдений. Итогом семинара явилось понимание педагогами цикличности наблюдений, как   основой систематического  накопления  дошкольниками конкретных чувственных представлений о природе, непосредственно окружающей ребенка, что возможно при условии четкого определения содержания наблюдений, организационно и структурно упорядоченного их проведения,  и разработанная тематика наблюдений для разных возрастов.

На проведенной викторине «Все взаимосвязано» выяснялись знания воспитателей о значении природы для человека, взаимосвязях различных объектов природы, о причинах  и опасности загрязнения воды и воздуха, о правилах поведения в природе и личном участии в охране окружающей среды. Педагоги довольно уверенно отвечали на вопросы, но с небольшим перевесом все-таки победили воспитатели средней группы. Викторина позволила каждому педагогу принять активное участие в ней. После нее педагогам стало намного легче вести работу с детьми по данному направлению, используя те знания, которые они получили в ходе подготовки  и во время  викторины.

Интересно прошел семинар, посвященный играм в системе экологического образования дошкольников. Основной целью семинара было желание уточнить, правильно ли  проводятся игры экологической направленности с учетом возраста детей и программных задач, их разнообразие. Работа проводилась в трех проблемных группах по младшему, среднему и старшему дошкольному возрасту. Воспитателям было дано задание: разработать игры экологической направленности с учетом программных задач и возраста детей. По времени проведения семинар затянулся, но зато были разработаны воспитателями игры и упражнения, которые активно используются в работе. Наиболее интересными были предложения воспитателей по  организации работы с детьми старшего возраста, которые предложили сочинять рассказы и сказки о природе, используя схемы и символы, а затем подводить детей к составлению рассказов самостоятельно с помощью тех же схем. Воспитатели младшей группы рассказали о том, как можно использовать в играх геометрические фигуры основных цветов, использовать  раскраски. Данные предложения рекомендованы для использования в работе.

Большое значение для экологического воспитания детей имеет экологическая тропа, которая спроектирована по типу дендрария. Она включает ряд объектов леса: площадка фитонцидных  растений — можжевельник, черемуха, ель, сосна; лесная поляна — на ней растут раскидистая ива, шиповник и рябина. Есть на тропе и культурные деревья, и кустарники: смородина, ирга, малина, вишня, яблоня, черноплодная рябина. В создании экологической тропы принял участие десант из объячевской средней школы во главе с Зуевой И.А.- мамой одной из воспитанниц ДОУ.

Проведенная  презентация передового педагогического опыта воспитателей на семинаре «Система работы воспитателя с детьми на экологической тропе детского сада» позволила воспитателям показать свои знания в умении разрабатывать занятия и наблюдения на экологическую тему. Через месяц контроль  по теме «Работа на экологической тропе ДОУ» показал, что педагоги обращают внимание на зависимость живых организмов от погодных условий, используют игры и физические упражнения (н-р, покажите как качается дерево, когда дует сильный ветер, а теперь — слабый). Для облегчения планирования данной работы.

Исходя из  вышеизложенного, можно сделать вывод, что  к концу второго этапа педагоги стали интересоваться новинками литературы по экологии, более серьезно стали относится к подготовке наблюдений. Оправдали себя также такие формы работы на семинарах, как «мозговой штурм» и работа в проблемных группах, которые активизируют воспитателей.

На третьем этапе происходила апробация воспитателями детского сада разнообразных форм и методов работы с детьми. На этом этапе я старалась помочь воспитателям, испытывающим затруднения в работе, способствовать осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления, поднять творческую активность, выявить информационные потребности, стимулировать профессиональный рост.

С целью углубления знаний воспитателей о значении познавательного развития через экологию проведена консультация « Экология и познавательное развитие ребенка». В консультации были использованы карточки, задачи, практические ситуации – форма работы, в которой участвует каждый педагог. Именно активное включение педагогов в общение, обсуждение вопросов приводят к лучшим результатам. Думаю, что если я просто  познакомила с содержанием этого вопроса, зачитав его, это было бы не столь эффективно. Поэтому я стараюсь отойти от традиционных форм проведения методических мероприятий, чтобы активизировать коллектив.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы экологического воспитания.

Обновление содержания работы с детьми состоит,  прежде всего, обогащением знаниями об экологической целостности природы  и о взаимодействии, взаимоотношениях природы и человека. Мы рассматриваем связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями и животными, между различными животными и др.), а также отношения « воздух — животные», «воздух – человек», «вода-человек», «полезные ископаемые — человек», «почва-человек», « растения-человек», «животные — человек», «природные сообщества-человек». Причем в каждом случае рассматриваем как связи, направленные от природы к человеку, так и связи, направленные от человека к природе.

Мои старания были направлены на правильное  построение системы педагогического взаимодействия с детьми, как одной из основных составляющих непосредственной работы педагогов. Это:

  • Специально организованное обучение.
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми.
  • Самостоятельная деятельность детей.

В дальнейшей работе выяснилось, что в учреждении недостаточно используется образно — символический и знаковой материал, поэтому был проведен  семинар-презентация по их использованию в процессе формирования у детей обобщенных представлений об окружающем мире. Педагоги подготовили  модели и схемы для работы с детьми, рассказали об их использовании. На семинаре были внесены определенные корректировки в схемы и рекомендованы для работы. Благодаря этому семинару, воспитатели получили  практические навыки и без малейших трудностей внедряют их в свою деятельность.

Чтобы выявить положительные моменты в работе, на организованной экологической неделе педагоги посетили занятия коллег, обсудили и проанализировали их проведение. Занятия показывали  и молодые, и опытные педагоги. Двое из воспитателей продемонстрировали нестандартный подход к подготовке и проведению занятий, что показывает  творческий настрой данных  педагогов в решении поставленных задач.

Заключением третьего этапа стал педсовет «Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие дошкольников». Первой частью стало сообщение о  различных видах деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей в природе. Вторая часть прошла, как диалог, в котором обсуждались вопросы создания условий для самостоятельной деятельности детей, представления воспитателей о занятиях по ОБЖ, о месте в педагогическом процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, включения в систему экологического образования различных занятий.

В третьей части озвучены итоги контроля по планированию и проведению различных форм и видов экологических занятий с детьми, в котором указано, что упускаются из работы занятия интегрированного характера, дающие возможность закреплять и разнообразить деятельность детей, а также рационально использовать время, отведенное для занятий, так как замечено, что некоторые занятия затягиваются.

Как итоги педсовета, утверждены  перспективные планы работы по разделу «Мир природы» с учетом возраста детей,  которые рекомендованы воспитателям для использования в работе с детьми. Предложены примерные планы интегрированных занятий, которые можно использовать для закрепления знаний об основах экологии.

Идея совместной деятельности взрослого и ребенка не нова, она, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили и др.. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего проявляется в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности мы выделили:

  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями    и информацией;
  • понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
  • наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений,  характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве?

Основное место в системе экологического воспитания мы относим деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Совместно организационная хозяйственная, трудовая деятельность в уголках природы и на участке детского сада, выращивание растений, забота о животных и их потомстве принимают различные формы и проходят с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.  Воспитателям мы предлагали участие дошкольников в  этой деятельности способами, которые используются  сейчас в работе, так как помогают им  правильно спланировать, не упустить все предлагаемые способы:

  • слушание рассказа воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

Наблюдение за деятельностью взрослых:

  • демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором     реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение,
  • демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ним,
  • развитие наблюдательности, формирование понимания причинно — следственных связей в природе

Практическое участие в ней.

  • ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма,
  • опытническая деятельность.

Такая постоянная деятельность, как ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ, приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Именно на этом мы акцентируем свое внимание, так как методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно взрослыми и детьми. После оперативного контроля отдельным воспитателям, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, было указано, что такие методы развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание  к объектам природы, а в будущем вообще к жизни  как уникальной ценности. Я старалась довести до педагогов, что   какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность осуществляется  в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Хорошая наглядная  форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы.  Например, для попугаев приобретены просторные клетки, которые расположены в светлом месте, но вдалеке от сквозняков и открытых форточек. Для рыб поддерживается постоянная температура воды, используются только специальные корма. Растения расположены с учетом потребности света и тепла, на  доступных для ухода  подставках. К посильной помощи в уходе за объектами уголка привлекаются дети с младшей группы. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с ее объектами.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Я добивалась, чтобы воспитатели поняли и приняли этот метод работы, как основной в своей деятельности.

В конце третьего этапа  было отмечено, что  педагоги стали проводить более содержательные занятия, использовать разнообразные игры и упражнения, планировать  интегрированные и комплексные занятия, стала более разнообразной работа в повседневной жизни детей. Материал для ухода за растениями и животными расположили в более доступных для детей местах для возможности самостоятельной деятельности. Приобрели новые дидактические игры экологической направленности. Подтвердилась действенность нетрадиционных методов и форм методической работы с педагогами, как повышающие их творчество и активность.

Чтобы определить уровень состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому образованию детей, на четвертом этапе проведены контрольные срезы; анализ результатов диагностики уровня профессионального развития педагогов и уровня их готовности к экологическому образованию дошкольников; анализ уровня экологической воспитанности дошкольников и их родителей.

Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе и результативность экологического образования обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды. Создание эколого-развивающей среды в нашем детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, огорода, обустройства участка и цветников и пр. За каждой группой  закреплен свой участок на огороде и цветнике. В высадке рассады, в посеве овощей участвуют все работники ДОУ.

Экологизацию развивающей среды в детском саду мы начали с анализа материально- технических  и природных условий. На этапах проектирования, организации и внедрения экологического образования детей, которое ведется до сих пор,   экологическо-развивающей среды на площадке под моим руководством были выполнены:

  • обустройство участков для создания комфортных условий;
  • высадка «Сиреневой аллеи»;
  • разбиты новые клумбы.

Ежегодно  на участке высаживаются вьюнки, бархатцы, георгины, нарциссы, маргаритки, львиный зев, петуния, флоксы, энотера, лаватера и другие цветущие культуры. Благодаря разнообразному видовому составу клумбы у нас в цветах с ранней весны и до поздней осени. Мы стараемся создать для детей интересные, занимательные уголки, в которых они могли бы получить не только новые знания о растениях и уходе за ними, но и радовали глаза и душу. Давали возможность отдохнуть, спокойно посидеть в тихом уголочке, окруженной зеленью и красивыми цветами.

Для выявления  положительного опыта  работы педагогов  и его распространения на семинаре «Экологизация развивающей среды в детском саду» проведена презентация опыта работы педагогов детского сада по проблеме экологического образования дошкольников. В итоге совместно с воспитателями были выделены основные элементы развивающей среды, их функциональная роль.

Один из семинаров был посвящен методике диагностирования уровня экологической воспитанности детей с целью: определить сущность и основные средства (принципы, уровни, методы, критерии и показатели) педагогической диагностики; выявить наиболее эффективные методы сбора информации об экологической воспитанности дошкольников. В ходе проведения прошло собеседование с воспитателями по вопросам сущности и целям  педагогической диагностики, обсуждались основные принципы диагностики, критерии и показатели, по которым можно судить об уровне экологической воспитанности дошкольников. Затем в двух проблемных группах обсуждались классификация и эффективность пассивных и активных методов диагностики. Воспитатели пришли к выводу, что использование обоих методов оправдано, так как в совокупности они дают более полную картину исследуемого направления. Хорошо, что некоторые воспитатели после семинара самостоятельно провели диагностику в своих группах в соответствии с рекомендациями.

На семинаре «Виды занятий с детьми», с целью систематизировать  и разнообразить виды занятий, поддержать интерес воспитателей данной темой, было дано задание: представить различные формы экологических занятий с учетом возраста и программных задач. Каждый воспитатель представил и защитил свой конспект экологического занятия и материала к ним (различные формы) с учетом возраста детей и программных задач. Были представлены занятия следующих форм:– наблюдение за животными и растениями (распознающее, сравнительное, наблюдение за развитием и изменением);

  • занятия с элементами труда по уходу за растениями и животными;
  • составление рассказов о природных явлениях и объектах;
  • беседы с использованием моделей, схем;
  • изобразительная деятельность экологической тематики.

Во второй части обсуждались представленные  и не представленные формы занятий, и, какие формы способствуют развитию познавательного интереса к природе, развитию навыков экологически правильного и безопасного поведения в природе, развитию наблюдательности. Данный семинар также выявил положительный опыт педагогов, дал возможность использовать наработки в деятельности учреждения.

Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с повседневной жизнью детей, выполняют очень важную функцию — чувственные представления детей качественно преобразуются: расширяются, углубляются, объединяются и систематизируются. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники.

Основные типы занятий, которые  используются нашими воспитателями, это:

  • первично – ознакомительного типа
  • углубленно – познавательного типа;
  • обобщающего типа;
  • комплексного типа

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. Для более  успешного решения  поставленных задач в  старшей — подготовительной группе организованы специальные занятия по экологии. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые (труд в  природе, участие в экологических акциях), по художественно-продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация деревьев, цветов, птиц и др. объектов природы), музыкальные (экологические фольклорные праздники, песни, слушание произведений о природе, таких, как «Времена года»), физкультурные (подвижные игры, упражнения-перевоплощения в объекты природы, хождение по камушкам, по траве и т.д.), речевые занятия. Как новая форма  стали включаться в работу и интегрированные занятия.

Посещения занятий показали, что обновляются формы проведения занятий. Все типы занятий используют в своей работе Леканова В.А., Ракина Н.А.Этим воспитателям предложено показать открытые занятия, с целью распространения опыта работы, для коллег. Необходимо отметить работу музыкального руководителя Хотемовой Т.Т.в использовании экологического направления на своих занятиях, с готовностью отзывающуюся на просьбы об участии в занятиях интегрированного типа. Много внимания уделяет экологическому воспитанию детей средствами  нетрадиционного рисования Смолева В.П., которой предложено выступить на родительском собрании с темой «Значение нетрадиционного рисования в экологическом воспитании детей», а также на семинаре, организованном на курсах повышения квалификации для воспитателей.

Один из видов занятий по экологическому образованию детей – освоение представлений о человеке и ОБЖ, на которых дети знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом. Комплексная организация таких занятий отмечена у Бундуки А.М., которая показала открытое занятие на родительском собрании. Родители  посмотрели занятие с большим интересом, некоторые были удивлены разнообразием приемов на занятии и активностью своих детей при выполнении заданий, и, несомненно, взяли для себя немало полезной информации.

Как выяснилось, большое значение в развитии детей имеют занятия по моделированию. Такие занятия позволяют упорядочить представления и впечатления, учат анализировать, выделять существенное, учат наблюдательности и любознательности. Для работы воспитателей было предложено примерное перспективное планирование по использованию наглядных моделей и схем. На высоком уровне  данные занятия проходят у воспитателей Смолевой Н.Д, Галевой Н.Н., Утробиной Л.А. , которым для обобщения опыта предложено выступить на педагогическом совете.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что профессионализм воспитателей вырос, они более серьезно относятся к подготовке занятий, обновляются формы проведения занятий, используются более разнообразные  методы и приемы.

Для подведения итогов предшествующей работы  проведен педсовет по теме: «Система экологического образования детей  в ДОУ» в форме методического пробега. На нем подведены итоги проведенной работы. Этому педсовету предшествовала  достаточно большая подготовка, потому что данный вид еще не был разработан на должном уровне. Воспитатели поработали в трех проблемных группах по направлениям: «Мастерство», «Становление», «Поиск», где были выработаны критерии необходимые для личности воспитателя на данных этапах работы по экологизации образовательного процесса. Группа «Мастерство» провела презентацию передового опыта педагогов детского сада по работе на экологической тропе, проведению экскурсий, опытно-исследовательской деятельности. Группа «Становление» — презентацию развивающей среды и ее использование в работе с детьми. Группа «Поиск» представила модели различных форм работы с детьми: занятия, совместную деятельность воспитателя и детей, вовлечение родителей в проекты и акции. Затем были озвучены итоги тематического контроля по созданию экологически развивающей среды в группах детского сада с учетом возраста детей и программных задач. Было предложено пополнить экологически развивающую среду в группах (дидактические игры, схемы и модели, материал для опытов и исследований на каждого ребенка, наглядно-демонстрационный материал по экологическим темам).

Для дальнейшего обновления педагогического процесса включать больше проектной работы.

В итоге можно отметить, что к концу четвертого этапа  в учреждении был наработан  определенный положительный опыт работы. Оказалось, что разработанные рекомендации , памятки и схемы полезны не только для молодых воспитателей. Педагоги с большим стажем также интересуются  их содержанием и используют в работе.

Уголки в группах пополняются в соответствии с данными рекомендациями.  В частности оформлена папка по схемам и моделям для старшей — подготовительной группы, уголки оснащены материалами для самостоятельной исследовательской деятельности. Для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков предназначена зона коллекций. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций. При сборе образцов мы учитывали определенные аспекты:

* Доступность. В коллекции детского сада включены, прежде всего, образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители: камни, семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины, — и т.п.

* Разнообразие. Мы старались, чтобы в зоне коллекции были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

* Краеведческий аспект. В коллекциях представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Поэтому местный материал составляет основу, базовое ядро коллекции.

* Страноведческий аспект. Коллекции пополняются и за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха.

* Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций учитывается природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников основ экологического мышления. Мы стараемся не включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями, гербарий. Опыт работы показал, что дети, прекрасно определяющие растения по гербарию и рисункам, часто затрудняются идентифицировать эти же растения в лесу, на лугу. К тому же гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. На наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в живой природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии и видеофильмы.

*Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть  безопасным для ребенка — как с точки зрения возможных механических повреждений (например, у камней острые грани обстукиваем молоточком), так и с точки зрения здоровья (следим, чтобы используемые птичьи перья и другие были чистыми, и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю)  собираем вдали от мест, посещаемых собаками и кошкам. В ДОУ разработан экологический паспорт, в котором отражены: экологическая ситуация района, характеристики территории детского сада и здания, влияние ДОУ на окружающую среду, методики и основные направления работы.

В течение этого времени  для повышения эффективности работы педагогов, выявления недостатков, обеспечения их  необходимой информацией проведен также  контроль:

Тематический:

  • Ознакомление с явлениями неживой природы. Предложена памятка для более успешной работы.
  • Экологизация различных видов деятельности.

Рекомендовано использовать примерную тематику

  • Организация трудовой деятельности в природе. Предложено примерное содержание работы ДОУ по формированию представлений о значении природы в жизни людей и необходимости труда.
  • Создание условий для наблюдения за ростом растений. Рекомендована программа занятий о растениях и животных, которая построена по иерархическому признаку, т. е. предполагает введение подсистемных знаний в нарастающем порядке.

Для своевременной коррекции недостатков в работе проведен оперативный контроль для выявления состояния работы по экологическому развитию на разных этапах (Взаимодействие с родителями, оформление информационных стендов, подготовка оборудования для игр с водой, ветром, песком в летне-оздоровительный период, наличие выносного материала, использование художественного слова в наблюдениях и др.)

Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй, так как родители – первые люди, которым доверяет ребенок. Это заставило нас активизировать свою работу с семьями воспитанников, очень важным звеном, на котором формируется личность ребенка.

Любовь к природе начинается с самого раннего возраста со средств народной педагогики: сказок, прибауток, пословиц, поговорок и колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.  К сожалению, очень часто развитие культуры детей тормозится низкой культурой взрослых.  С целью выявления отношения родителей наших воспитанников  к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье проводятся анкетирования родителей, беседы. В анкетах используются как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов, так и открытые, позволяющие свободно высказать свое мнение. Результаты анкетирования выносятся на очередные родительские собрания для анализа, обсуждения и для того, чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Первоначальное анкетирование выявило, что более 62% родителей положительно относятся к тому, что ДОУ работает над проблемой экологического воспитания детей. Но необходимо отметить, что 60% родителей из опрошенных не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины можно сгруппировать по следующим ответам:

  • этим должны заниматься воспитатели;
  • нет необходимых знаний;
  • нет времени;
  • для этого есть лето.

На начальной стадии вопросы экологической образованности детей и родителей обсуждались на  родительском комитете. Нужно отметить, что родительский актив воспринял  поставленную цель с энтузиазмом, составил план работы с родителями и активно помогает ДОУ во всех мероприятиях.

При общении с родителями мы стараемся донести до них мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Совершая определенные действия по отношению к природе, необходимо думать не только о насущных проблемах, но и будущем – детях, внуках. В саду стараемся донести до  детей, а также и их родителей, выполнять определенные правила для посетителей природы. (Приложение №15).При этом в объяснениях стараемся употреблять выражения без частицы «не». Вместо «Не рви цветы!»- «Сохраняй цветы!».

С целью привлечь внимание родителей к работе по экологическому образованию детей, привлечения внимания детей к необходимости оказания помощи  зимующим птицам проведены экологические акции «Берегите птиц» и  «Птичья столовая», в которой участвовали 55% родителей. Были изготовлены различные кормушки, принесен корм для зимующих птиц. Участвуя в районном конкурсе «Птичья столовая»  детский сад занял второе место. В зимнее время дети на прогулках регулярно кормят птиц. Часто можно наблюдать такую картину, что ко времени выхода детей на прогулку на площадку собирается стая голубей, ожидающая свой «обед». Это, безусловно, способствуют осознанному и ответственному отношению детей к окружающей природе, птицам. Воспитывают желание заботиться и охранять их. Привлекает внимание родителей к работе детского сада.

Большое место в работе с родителями уделяется совместной деятельности детей и взрослых:

  • проведение родительских собраний экологической направленности (КВН «Что мы знаем о природе»»
  • участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
  • выезды с детьми на природу;
  • участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
  • совместное озеленение территории детского сада. Привлечение их к обустройству участка (снежные постройки, ремонт  оборудования и постройка новых, посадка деревьев)
  • тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет.

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой.  Хорошей традицией в детском саду стала организация  выставок из овощных культур к осеннему празднику. Она имеет большое значение  привлечения  родителей в совместное с детьми творчество. По итогам выставки группам вручаются благодарственные письма, которые вывешиваются в приемной группы, с указанием имен родителей и детей. Отдельные   работы были выставлены на осенней  районной ярмарке.

Организованы экскурсии под девизом: «В природу с добром». (На луг, лесную поляну, на берег реки Лузы.)

Приняли участие родители и в пополнении развивающей среды. Ими было подарено к 40-летию детского сада четыре аквариума и  попугайчик с клеткой, хомячок, рыбки.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в приемной  старшей группы детского сада, включающего в себя несколько рубрик (одежда детей в соответствии с сезоном; эколого-оздоровительная работа с детьми; основные сезонные явления в природе, на которые следует обратить внимание; художественная детская литература и др.) материал в которых обновляется один раз в квартал.

С сентября 2015 года в саду работает «Почта для родителей». Родители задают интересующие их вопросы по воспитанию детей, в том числе и экологическом. Ответы вывешиваются в виде информации или проводятся консультации на интересующую тему.

Такая работа с семьей способствовала повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогла создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Проанализировав влияние внешних факторов на жизнь нашего ДОУ, я пришла к выводу, что позитивное влияние на деятельность детского сада может оказать сотрудничество с другими организациями села. У нас налажена связь с детской библиотекой и школой, домом кино, домом культуры, центром изобразительного искусства, районным музеем, «Станцией юннатов». (Приложение № 16)

С удовольствием наши воспитанники посещают мероприятия в детской библиотеке. Здесь они знакомятся с произведениями о природе, участвуют в КВНах и викторинах.

Проводятся 2 раза в год экскурсии на «Станцию юннатов» для знакомства с животными и птицами, способами ухода и особенностями обитания  в природе. На таких экскурсиях дети воспитывается умение сострадать и оказывать посильную помощь  всему живому, так как  на станции имеются раненные обитатели, которых сотрудники лечат и выхаживают. Со «Станцией Юннатов» составлен  договор на проведение экологического кружка. Нужно отметить, что кружок посещают все дети старшей — подготовительной группы. Это, также повышает уровень экологической образованности к поступлению в школу.

Наши дети являются частыми гостями и в районном музее, где знакомятся с историей  родного края. Приняли участие в выставке «Мой край», организованного музеем к 80-летию района. Работы наших детей так понравились посетителям музея и его сотрудникам, что нас попросили подарить их  в фонд музея.

В «Программе развития ДОУ на 2015-2020 годы  одним из основных направлений является экологическое образование дошкольников.

Результатом своей деятельности по повышению профессионализма воспитателей в экологическом образовании детей  я считаю:

  • Повышение профессионального интереса к изучению инновационных программ по экологическому образованию.
  • Внедрение воспитателями в свою работу различных форм и методов работы по данному направлению. Используются также интегрированные занятия.
  • Личностный и профессиональный рост. Активное участие в методических мероприятиях учреждения.
  • Три воспитателя темой самообразования на текущий учебный год взяли темы экологической направленности, два воспитателя аттестуются по данной теме.
  • Предложенные схемы, таблицы и рекомендации активно используются в работе
  • Воспитатели приобрели навыки опытнической работы в природе.
  • Итоги самодиагностики педагогов показали значительное улучшение результатов:
Содержание вопросов 2014г Конец 2014г 2015г Конец 2015г 2016г Конец 2016г
Владеет

полностью

Владеет

частично

Не

владеет

1. Осознание  актуальности проблемы экологизации образования-все педагоги только частично 4 6 4 2
 2. Понимание единства и взаимосвязи живого и неживого в природе, системного строения природы. 1 5 6 3 1
3. Знание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое образование дошкольников. 1 4 4 4 3
4. Осознание задач формирования экологической образованности дошкольников.

 

2 4 3 4 3
5. Знание методов диагностики экологической воспитанности детей.

 

2 5 3 2 3 1
6. Владение методикой проведения различных форм занятий по экологии.

 

3 5 3 3 2
7. Умение создавать экологически развивающую среду в группе.

 

3 4 4 4 1
8. Умение строить работу с детьми с учетом:

– возрастных особенностей детей;

– познавательных интересов;

– индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка;

– уровня экологической воспитанности.

 

 

4

2

2

 

2

 

 

6

5

5

 

4

 

 

4

3

3

 

3

 

 

2

3

3

 

4

 

 

3

3

3

 

 

 

Методические  мероприятия, проводимые в ДОУ, стимулируют педагогов к профессиональному росту, предоставляют поле для творческой активности, а значит одобрение за хорошо выполненную работу, создают ситуацию успеха, что положительно сказывается на воспитательно-образовательный процесс в целом. Для повышения заинтересованности в инновации используется также материальное стимулирование,

  • Повысился интерес других работников ДОУ к экологической деятельности педагогического коллектива. Дворник, младшие воспитатели и даже повар и сторож помогают в обустройстве участка детского сада и участвуют в организуемых мероприятиях.

Работа с родителями также принесла свои плоды:

  • Повысился уровень экологического сознания.
  • К воспитанию детей средствами природы родители подходят более осознанно.
  • Активнее отзываются на просьбы участия в экологических мероприятиях.
  • Итоги анкетирования (Приложение №18) показали:

-100% родителей ответили, что знают, что такое экология,44% раскрыли, что она изучает;

-88% знают, что детский сад занимается вопросами экологического воспитания детей;

-94%  интересует данная проблема;

— у 78% семей дома есть домашние животные, у 90% — комнатные растения;

-62% родителей привлекают к уходу за растениями и животными детей;

-100% выезжают на природу с детьми;

-69% не только с целью отдыха, но и наблюдения, изучения природы и сбора грибов и ягод;

-94% детей лето проводят дома, на даче, у бабушки;

72% родителей ощущают, что  в ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию;

-у 75 % детей это ощущается по просьбам прочесть ту или иную книжку, тем, что ребенок обращает внимание на окружающую природу, просит завести животное;

-100% родителей положительно относятся к природе. Готовы оказать  ДОУ посильную помощь в обустройстве площадки, принести нужные книги, энциклопедии, комнатные растения;

-82 % родителей положительно оценивают работу ДОУ по данному вопросу.

Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявить достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности. Используемая «Модель готовности к охране и защите природы выпускника детского сада» – ожидаемый результат, сформированная система экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы. Главный показатель экологической воспитанности дошкольников — это их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.

Диагностика уровня сформированности экологического образования детей старшей-подготовительной группы (24 ребенка), которая проведена в декабре 2016 года,  показала:

  • У 90% детей намного пополнились навыки грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, изменилось отношение к окружающей среде, к своему здоровью, дети стали более самостоятельными, сообразительными.
  • У 70 % детей хорошо сформированы отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений,         понимание взаимосвязи в экосистемах. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы.
  • 59% замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой; обеспечением собственной безопасности.
  • У 67% выработалась правильная позиция по отношению к растениям и животным, что отражается в их рисунках и рассказах
  • 60% умеют применять элементарные знания о естественной природе при общении друг с другом;
  • 67% охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому. В походах и на экскурсиях часто можно услышать, как они рассуждают о полезности жучка, на которого раньше не обращали никакого внимания.

В ДОУ  постоянно проводятся развлечения, смотры и  конкурсы экологической направленности. Наши дети неоднократно участвовали в конкурсах и выставках районного и даже республиканского масштаба.

Наименование мероприятия уровень итог
1.Конкурс рисунков «Золотая осень»

 

ДОУ грамоты

 

2. Конкурс на лучший зимний букет ДОУ сладкие призы

 

 

3.Конкурс – выставка «Мы любим и бережем природу»

 

ДОУ

 

 

благодарности

4.Смотр на лучший уголок природы ДОУ премии
5.Конкурс поделок из природного материала «Мир глазами ребенка»  

ДОУ

 

Благодарности

6.Конкурс «Рисование на песке» ДОУ Сладкие призы
7.Конкурс «Край мой северный» Район 1 место
 8.Конкурс

«Экосистемы»

 

Район

 

Республика

 

Два 1-х места  и 1 второе

Номинация

 

9.Конкурс

«Юные друзья природы»

 

Район

Республика

1 место

Номинация

10.Конкурс «Птичья столовая» Район 2 место
 

11.Месячник леса

 

 

Республика

 

2 место

 

12.Конкурс на лучшее озеленение участка ДОУ

 

Район

 

 

2 место

 

13.Конкурс «Зимний дворик» Район  

1 место

Улучшилась  развивающая среда детского сада.

— приобретены: дидактические игры, методическая литература, разработаны памятки и рекомендации для работы педагогов.

— уголки природы в группах пополнились в соответствии с требованиями,

-обустроена площадка учреждения,

-заложена и обустроена экологическая тропа.

Под экологическим образованием и воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни через знания экологической направленности. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Мы постарались сделать воспитательную работу  привлекательной для детей. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит   одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Поэтому результатом работы мы считаем не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной сферы: дети стали отзывчивее, у них есть желание активнее защищать, облагораживать  участок детского сада, что является начальным звеном  желания защищать природу в целом. Как видно из итогового анкетирования, компетентность           педагогов и родителей также возросла.  На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности  и образования дошкольников на занятиях и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Подводя итоги, нужно отметить, что в дальнейшем необходимо обратить внимание в работе с родителями на их вовлечение в образовательную деятельность ДОУ, обобщить опыт родителей, занимающихся вопросами экологического направления.  В работе с педагогами совершенствовать методы диагностирования детей, продолжать обновлять методический материал,  стимулировать участие педагогов в  методических мероприятиях, найти пути для привлечения педагогов  к более тесному сотрудничеству с администрацией в управлении ДОУ для решения задач экологической направленности.

Образовательный потенциал экологии настолько велик, что осталось еще много нераскрытых возможностей воздействия на всестороннее развитие детей. Это потребует в дальнейшем постоянного совершенствования методов управления и методического мастерства всего коллектива.

Литература:

  • Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  • Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  • Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  •  Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286с.
  • Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. — № 3. – С. 62-64.
  • Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 6. – С. 28-31.
  • Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. — № 6. – С. 17-21.
  • Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С.14-20.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website