«В семье будущий первоклассник»

Конспект семинара-практикума с элементами тренинга для родителей

первоклассникЦель:  создание условий для эффективного сотрудничества  детского сада и семьи в вопросах воспитания  детей старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.

Задачи:

  1. Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
  2. Определить, что входит в понятие «психологическая готовность к школе.
  3. Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
  4. Применять различные виды работ для достижения задач семинара.

Форма работы: групповая.

Виды работ:  короткие информационные сообщения, упражнения, обсуждения, работа в группе.

Ход семинара

Здравствуйте, уважаемые родители! Мне приятно видеть вас , я благодарю вас за то, что вы  нашли возможность  прийти на сегодняшнее мероприятие. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению вопроса подготовки к обучению  детей в школе. Вы, родители,  заинтересованы в школьных  успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше необходимо начинать готовить его  к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом  только положительные  эмоции – цель  сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем, друг друга и проведем своеобразную разминку.

Разминка «Разброс мнений»

Раздаются карточки  с первыми словами, а родители должны  его продолжить.

  1. Мой ребенок любит играть…
  2. Любимая игрушка моего ребенка…
  3. Дома мы играем…
  4. Игры могут научить детей…
  5. Мне кажется, что моему ребенку…
  6. Я считаю, что игра…
  7. Любимая игра моего ребенка…
  8. Ребенку для игры нужно…
  9. Мой ребенок боится…
  10. Мой ребенок любит…
  11. Я со своим ребенком занимаюсь…
  12. Моему ребенку трудно…
  13. Мой ребенок не умеет…
  14. Мой ребенок мечтает…
  15. Мой ребенок в школе…
  16. Я хочу, чтобы мой ребенок…
  17. Меня волнует в моем ребенке…
  18. Положительные черты характера моего ребенка – это
  19. Мой ребенок в детском саду…
  20. Дома я своему ребенку читаю…
  21. Я думаю, мой ребенок в школе…
  22. Я рассказываю своему ребенку о школе…
  23. Любимая сказка моего ребенка…
  24. Меня радует в моем ребенке…
  25. В выходные дни  я с ребенком…
  26. Я запрещаю своему ребенку…
  27. Мой ребенок умеет хорошо…
  28. С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок…
  29. Мой ребенок любит больше всего…

Поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребенка. Начинается новый возрастной период, новый жизненный этап. Переход  в школьный возраст связан  с решительными изменениями  в деятельности, общении, отношении  с другими  людьми, самоощущении. Ведущей деятельностью становится учение.

Упражнение «Экзамен для родителей»

Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь  дошкольника  от жизни первоклассника. Для этого мим нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые  пишут на «билетиках».

Примерные вопросы:

  1. Какие занятия проводятся в детском саду?
  2. Какие предметы будет изучать ребенок в 1 классе?
  3. Сколько занятий в день проводится в детском саду?
  4. Сколько уроков в день  будет в 1 классе?
  5. Длительность занятия в подготовительной группе детского сада?
  6. Длительность урока в школе?
  7. Сколько педагогов обучает ребенка  в детском саду?
  8. Сколько учителей будет обучать ребенка  в первом классе?

Готовность к обучению в школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Физическая готовность.

Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный  уровень психического  развития ребенка для  освоения школьной  учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Значимость компонентов психологической готовности к школе 

1 место Мотивационная готовность

Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой.

Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение?

 

  • Экскурсии с ребенком в школу.
  • Рассказы о своих любимых учителях.
  • Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
  • Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
  • Семейное чтение художественной литературы.
  • Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
  • Никогда не запугивайте детей школой.

 

Начинать лучше сейчас, а потом нужно будет затратить еще больше сил. Но даже если ребенок не хочет идти в школу, не надо винить его в этом. Лучше помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнить свою работу, что это обязанность каждого современного человека.

2 место Интеллектуальная готовность

Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции.

Практическая работа

Игры на развитие внимания, наблюдательности.

— Игры с наглядными картинками «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что не дорисовано?»

— Двигательные: «Нос, пол, потолок»

— -игры вопросы:

  1. пять груш больше , чем пять яблок?
  2. у рубашки три рукава?
  3. ноль меньше трех?
  4. неделя начинается субботой?
  5. год начинается в марте?
  6. у квадрата четыре угла?
  7. один меньше, чем много?

Игры на развитие мышления

— игра «Что лишнее» (устно вслух, карточки, написанные слова)

— игра «Назови одним  словом» (устно вслух, карточки, написанные слова)

— игра «Что перепутал художник?» (перепутанные детали в изображениях предметов)

— игра «Собери похожие картинки (классификация)

— игра «Скажи наоборот»

Игры на развитие памяти

Слуховая память – зачитываются слова с интервалом  в 1 секунду. Их необходимо повторить.

Зрительная память – предлагается  сюжетная картинка, ее необходимо рассмотреть, затем она убирается, перечисляется сюжет.

3 место Эмоционально – волевая готовность

Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.

Эмоционально-волевая готовность —  важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и  контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать  «надо». От того, насколько ребенок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть, от того, насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Известная истина гласит: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия». Надо с детства приучать ребенка к труду и , разумеется,  не на словах,  а на личном примере! Пусть ваш ребенок будет уверен,  что упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы – и ваш ребенок усвоит с легкостью  эти полезные навыки.

Если говорить о  психическом здоровье детей, то мне бы хотелось  затронуть тему восстановления  психоэмоционального состояния ребенка, снятие  напряжения в конце дня:

— комплекс оздоровительного массажа (любой на выбор)

— дыхательные упражнения (быстрый вдох, медленный выдох, «Воздушный шарик)

— физкультминутки, психогимнастики, направленные на  снятие мышечного напряжения.

4 место Коммуникативная готовность

Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение «влиться» в детский коллектив.

Коммуникативная готовность  включает в себя  умение ребенка общаться, как со сверстниками, так и  со взрослыми, это тоже весьма важное умение. Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребенок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей —  научить ребенка простым правилам общения.

5 место Педагогическая готовность

Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.

Игры на развитие знаний об окружающем  мире

— игра «Составь рассказ по картинке»

— игра «Последовательные картинки»

— игра «Что нас окружает»

Чтобы структурировать  полученные вами знания, предлагаю представить готовность к школе в виде растущего дерева. ( Демонстрация дерева).

И в заключении хочу продемонстрировать вам один простой опыт. Это губка – предмет, который очень хорошо впитывает  в себя любую жидкость: вольем красную – получим красную, вольем синюю – такую же и получим. (проделываем озвученные действия). А если одновременно вольем  синюю и красную жидкость, то эффект будет неопределенным. Наш ребенок  впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы «вложим» в своих детей в детстве, то и получим в более зрелом возрасте. Давайте будем вкладывать в своих детей  только всё хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами  в будущем.

Спасибо за работу! Я надеюсь, что сегодняшняя встреча была для вас максимально полезной. Мы с вами постарались рассмотреть некоторые моменты, касающиеся подготовки  будущего первоклассника.

Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.

Родителям предлагается  анкета-рефлексия.

Как вы считаете, необходимо ли продолжать раскрытие темы подготовки  ребенка к школе?

— да

— нет

Что для вас оказалось интересным?

— необычная форма проведения

— получение практических навыков

— предложите свой вариант

Что показалось наиболее сложным?

— прийти вечером после работы

— активно включиться в обсуждение

— предложите свой вариант

Выберите краткую характеристику мероприятия:

— интересно, познавательно

— пригодится в будущем

— скучно, не хочется участвовать

 

Список использованной литературы:

  1. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2007.
  2. Венгер A.JI. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил. – (Психология для всех).
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики, 2001.

Составила: педагог-психолог Омётова Олеся Васильевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
г.Соликамск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website