Весна в произведениях музыки, поэзии, живописи.

НОД в подготовительной к школе группе.

грачи прилетелиЦель

Формировать  у детей эстетический вкус через умение видеть в музыке, поэзии и живописи красоту весенней природы.

Задачи

  1. Развивать эстетическое восприятие весенней природы в музыке, поэзии и живописи.
  2. Закреплять умение различать настроение в произведениях искусства.
  3. Воспитывать умение доброжелательного отношения к своим товарищам в совместной деятельности.

 

Активный словарь

Инструментальная музыка, вокальная музыка.

 

Предварительная работа

— Беседы о весне, заучивание стихов.

— Слушание музыкальных произведений по теме.

— Отображение темы весны в лепке, рисунке.

 

Дидактическое обеспечение

— Ноутбук, проектор, экран.

— Репродукции картин:

Весеннее солнце. Варваров Андрей Николаевич. 2007 г.

Весенняя капель. Нестерчук Степан. 2006 г.

Время песен жаворонка. Грицай Алексей Михайлович. 1982 г.

Грачи прилетели. Саврасов Алексей Кондратьевич. 1871 г.

Март. Левитан Исаак Ильич. 1895 г.

Подснежники. Левицский Юрий Алексеевич. 2006 г.

Солнечный день. Весна. Константин Фёдорович Юон. 1876 г.

— ИКТ «Весеннее настроение»

 

Образовательные области

Социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Музыкальный репертуар

  1. «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковский.
  2. Творческий танец «Подснежник» (импровизация).
  3. «Капель» Р. Ахьярова.
  4. “Яз килгән” Л. Б.-Булгари.
  5. Романс «Жаворонок» М. Глинка (фрагмент, ИКТ).
  6. ТК «Хорошее настроение».

 

Ход мероприятия

(Дети заходят в музыкальный зал, здороваются песенкой.  Исполняют музыкально-ритмическое  приветствие.)

 

Тук, тук, тук. Кто стучит в окошко?

Тук, тук, тук. Может это кошка?

Тук, тук, тук. Может это птица?

Тук, тук, тук. К нам весна стучится!

Педагог: — Сегодня мы вновь встретились в нашем прекрасном музыкальном зале. Представьте, что наш зал – это музыкальная гостиная (показывает на замок на стене музыкального зала, который выполнен в виде барельефа), которая находится в этом прекрасном замке.

Обратите, пожалуйста, внимание на картины (дети рассматривают репродукции).

— Какое время года изображено на этих картинах? Есть ли среди них те, которые вы видели и знаете? Кто написал эти картины? Какое чувство вас охватывает, когда вы видите эти картины? (Ответы детей.)

Воспитатель: — Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?  (Ответы детей.)

— Сегодня мы с вами будет говорить о весне языком музыки, поэзии и живописи.  Теме весны посвятили и посвящают свои произведения многие композиторы, поэты, художники.

Педагог: —  Весна…  Какое прекрасное время года! Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Всё вокруг оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Я хочу прочитать вам стихотворение «Весна», которое написала Ирина Токмакова.

К нам весна шагает                  Черные проталины
Быстрыми шагами,                   На полях видны.
И сугробы тают                        Видно, очень теплые
Под ее ногами.                          Ноги у весны.
Воспитатель: — Наши дети  тоже знают стихотворения о весне. Послушайте, пожалуйста.

Педагог: — С удовольствием послушаю. Присаживайте, пожалуйста.

Стихотворения о весне (3-4 произведения)

 (После прочтения каждого стихотворения,  воспитатель просит ребёнка или других детей найти картину, содержание которой соответствует данному стихотворению.)

Воспитатель: — Спасибо. Очень хорошие стихи вы прочитали и сумели точно соотнести их с картинами художников.

Педагог: — А сейчас мы обратимся к музыке. Как вы думаете, композиторы могут рассказать о весне в своих произведениях? Каким образом? (Ответы детей.)

Сегодня вы услышите знакомые вам произведения и, конечно же, новые. (Исполняет на фортепиано.)

«Апрель. Подснежник»  П. Чайковский

— Я вижу, что узнали эту пьесу. Как она называется? Кто написал это музыкальное произведение? Из какого музыкального цикла это пьеса? Что вы ещё знаете о цикле «Времена года»? (Ответы детей.)

— Совершенно верно. В этом цикле 12 пьес – столько, сколько месяцев в году. У каждой пьесы два названия. Первое название – это название календарного месяца, а второе название указывает на тот предмет или природное явление, о котором конкретно хочет рассказать композитор.  Для  каждой пьесы есть своё стихотворение. Для нашей пьесы — это стихотворение «Подснежник» А. Майкова, мы сегодня слышали в вашем исполнении. А как Чайковский в своей пьесе рассказывает о подснежнике? Что он пытался нам рассказать об этом цветке? (Ответы детей.)

— Да, подснежники — это цветы, которые начинают цвести в апреле, когда в лесу ещё не растаял снег. Эти нежные цветы, несмотря на снег и холодный ветер, тянутся к солнцу, чтобы своей красотой удивить природу. Поэтому музыка нежная, трепетная. Хотя в этой пьесе нет слов, музыка выразительно и ясно рассказывает о весне, о нежном подснежнике. На какой танец похожа эта пьеса? (Ответы детей.) Правильно, на вальс. Может быть, кто-то хочет исполнить свой танец под эту музыку? (Ответы детей.)

Творческий танец «Подснежник» (импровизация)

— Спасибо. Это было замечательно. Предлагаю вам послушать ещё одно произведение.

«Капель» Р. Ахьярова

— О каком весеннем явлении рассказывает музыка? Почему вы так решили? (Ответы детей.)

Я предлагаю исполнить песню “Яз килгән” (“Весна пришла”) Луизы Б.-Булгари.

“Яз килгән”  Л. Б.-Булгари

— Сколько музыкальных произведений сейчас прозвучало? Чем они отличаются друг от друга по форме исполнения? (Ответы детей.)

—  Да, прозвучало три музыкальных произведения: две музыкальные пьесы и песня. Если в музыке нет слов – это инструментальная музыка. Если есть слова, стихотворный текст, который поётся, то – это вокальное произведение. И каждое из ним очень красиво рассказывает о весне.

— Какая музыка называется инструментальной? Какая музыка называется вокальной? (Ответы детей.) Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. (Дети садяться на стулья.)

— Сейчас я хочу вам рассказать историю создания одного вокального произведения. Я прочитаю стихотворение Нестора Кукольника. Как называется это стихотворение вы догадаетесь сами, если будете внимательно слушать его. (Педагог читает стихотворение.)

Между небом и землей           Ветер песенку несет,
Песня раздается,                      А кому – не знает…
Неисходною струей                Та, кому она, поймет,
Громче, громче льется.           От кого – узнает!
Не видать певца полей,           Лейся, песенка моя,
Где поет так громко                Песнь надежды сладкой:
Над подруженькой своей       Кто-то вспомнит про меня
Жаворонок звонкий.               И вздохнет украдкой.

— Вы догадались, как называется стихотворение?  (Ответы детей.)

— А какие инструментальные произведения, посвящённые жаворонку, мы с вами слушали? Вспоминайте… (Ответы детей.)

— Правильно: «Март. Песнь Жаворонка» из цикла «Времена года» П. Чайковского и «Жаворонок» М. Глинки. Нестор Кукольник и Михаил Глинка были друзьями. Нестор Кукольник писал стихи, а Михаил Глинка сочинял к ним музыку. Так и появилась эта песня, а точнее романс «Жаворонок». Это один их романсов из вокального цикла М. Глинки и Н. Кукольника, который называется «Прощание с Петербургом».

— Посмотрите, пожалуйста, на  картину Алексея Грицай. Подойдите поближе. (Дети подходят.) Картина называется «Время песен жаворонка». Я предлагаю вам послушать небольшой фрагмент этого романса в исполнении русского народного оркестра имени Гнесиных и  солистки Марии Загоринской. Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.) Всё внимание на наш экран.

Романс «Жаворонок» М. Глинка (фрагмент, ИКТ)

Педагог: — Я вижу у вас отличное настроение. Это правда? Я не ошиблась? (Ответы детей.)

Воспитатель: — Предлагаю отдохнуть и исполнить весёлый танец «Хорошее настроение».

ТК «Хорошее настроение»

Педагог:  — Вот и подходит к концу наша встреча. Что вы сегодня делали? Что нового вы узнали? О чём вы обязательно расскажете своим друзья, родителям? О чём бы вы хотели узнать, при следующей встрече в нашей музыкальной гостиной? (Ответы детей.)

Хорошо, я приму к сведению ваши пожелания. Но… без сюрприза я вас не отпущу. Мы с вами встречаемся не только в музыкальном зале: я прихожу к вам в группу, мы встречаемся на прогулке, и я иногда фотографирую вас. Посмотрите, пожалуйста, что из этого получилось. Всё внимание на экран.

ИКТ «Весеннее настроение»

(Дети делятся своими впечатлениями. Прощаются, выходят из музыкального зала.)

 

Использованная литература

  1. Времена года. Чайковский П. И.. – М.: Музыка, 1977.
  2. Музыка татарских композиторов в детском саду. Саитова И. – Казань, 2004.
  3. Музыкальные шедевры: Природа и музыка. Радынова О. П. – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Автор: Гайнутдинова Фирдаус Рашитовна, музыкальный руководитель,
Саттарова Ляйля Усмановна, воспитатель
МАДОУ  «Детский сад № 55 комбинированного вида»
Приволжского района города Казани

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website