Волшебная лаборатория Чародея Кабраса.

Конспект занятия на тему: Развитие познавательной активности через занятия по экспериментированию.

Волшебная лабораторияЦель: вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности, путем постановки проблемы и поисков путей ее решения.

Задачи:

  1. развивать у детей логическое мышление;
  2. воспитывать любознательность, аккуратность, терпение;
  3. научить использовать свои знания и умения в самостоятельной деятельности;
  4. научить делать выводы в конце опыта.

Ход занятия

Встречаю детей в одежде волшебника – чародея (шляпа и мантия). Приглашаю детей встать в круг на ковре (в центре стоит макет вулкана).

Вы попали в царство чародея,

Я могучий чародей Кабрас.

Все на свете знаю и умею,

Что угодно сделаю для вас.

Посмотрите, какая большая гора. Как вы думаете, почему у нее нет вершины? (вместо вершины у нее яма). Как называется такая гора? (правильно – вулкан). А эта яма? (кратер вулкана). А хотите я вам покажу фокус и разбужу этот вулкан? Но хочу вам сразу сказать, что это будет не настоящий вулкан. А помогут мне показать этот фокус мои помощники. И так начинаем:

  1. Высыпаем белый порошок.
  2. Теперь высыпаем темный порошок, перемешиваем.
  3. Затем добавляем моющего средства.
  4. И последнее наливаем прозрачную жидкость.

Ну как, понравилось? Хотите стать моими учениками? Тогда приглашаю вас в свой замок. А отправимся мы туда с вами вот на этой ракете с реактивным двигателем (опыт – запуск ракеты). Посмотрите, как быстро полетит ракета. Кто знает, что ракете помогает так быстро летать? Да воздух – газ вырывается наружу очень быстро и помогает ей двигаться. Ну вот мы и в моем замке. Занимайте места в лаборатории.

Но прежде, чем стать маленькими учеными назовите правила поведения, которые нужно соблюдать, работая в лаборатории (не шуметь, быть аккуратным, не торопиться, внимательно слушать задание и т. д.).

Посмотрите вокруг, видите сколько у чародея помощников. Это и вода, и воздух, и другие вещества. С некоторыми мы с вами сегодня познакомимся.

Найдите у себя на столах белый порошок – это крахмал. Кто знает где его применяют? (варят кисель и клей, крахмалят белье). А вот эту темную жидкость вы хорошо знаете, это йод. Назовите где его используют (в медицине).

Одно вещество – белый порошок (это крахмал).

Другое вещество – темная жидкость (йод).

Интересно, что получиться, если их соединить? (предположения детей) Давайте попробуем.

  1. В стакан с водой добавьте ложку крахмала. Размешайте палочкой. Что получилось? (вода стала мутная, значит крахмал не растворяется в воде)
  2. Наберите в пипетку йод и капните его в раствор. Что происходит? (вода стала фиолетовая)

Вывод: когда йод попадает на крахмал, то он синеет.

Мы воспользуемся этим признаком для выявления крахмала в продуктах. Посмотрите и назовите какие продукты есть в ваших подносах (перечисляют). Вам нужно определить в каких из них есть крахмал. Как это можно сделать? (капнуть йодом на продукты)

В стакан с водой капните несколько капель йода. Берите по одному кусочку и отпускайте их в стакан. Один конец окуните в воду, а за второй держите. Если в продукте содержится крахмал, то он посинеет (в конце опыта ребята называют в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет).

Ой, ребята совсем забыл, ведь я утром получил письмо от друга волшебника, да так и не прочитал. Давайте прочтем его вместе.

Так я и знал письмо опять написано невидимыми чернилами (показываю лист), а точнее молоком. Я научу вас читать такие письма, а может вы сами знаете, как это сделать? (нет) Надо просто нагреть листок, самое быстрое – подержать над огнем, но предупреждаю, так читать письмо можно только взрослым. Почему? (потому что опасно играть с огнем)

Нагреваю письмо над пламенем свечи. Ну-ка посмотрите, что там написано (слово: подарки). Ребята, мой друг прислал нам подарки. А какие? Может он написал это вот на этих листочках? Ой, их тут так много. Придумал: вы мне сейчас поможете. Идите тихонечко сюда.

Физкультминутка:

Мы немного чародеи,

Мы прочесть письмо сумеем.

Очень трудно – не беда,

Ведь поможет нам вода!

И действительно ребята нам поможет вода. Берите по одному листку, возвращайтесь за столы и слушайте, что нужно делать.

  1. Положите лист бумаги на доску.
  2. Смочите вату водой и слегка отожмите.
  3. Аккуратно протрите лист ватой. Что у вас получается? (должен появиться рисунок цветка. Цветы были нацарапаны, а под действием воды потемнели и рисунок стал четко виден).

А вот и цветы. Розового цвета для девочек, а голубого для мальчиков. Ребята, а цветы ведь нам прислал тоже волшебник, значит они какие-то необычные, с сюрпризом внутри. А открыть цветы нам опять поможет вода. Отпустите свой цветок в тарелку с водой и смотрите, что будет. Что произошло? (под действием воды лепестки цветка распустились)

Скажите, что спрятал волшебник в цветах? (наклейки) Понравилось ли вам быть маленькими учеными? Большое спасибо вам за помощь!

До свидания, до новых встреч!

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)
  2. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов»
  3. Савенкова А.И «Методика проведения учебных исследований в детском саду»

 

 

Подготовила:

Воспитатель

Изюмова Жанна Павловна

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение д\с №11 «Сказка» г. Белозерск, Вологодская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website