«Волшебница вода»

«Волшебница вода»

Технологическая карта организации совместной  непосредственно образовательной деятельности с детьми (ФГОС)

Автор: Бранчевская Жанна Валерьевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N5 «Цветик-Семицветик» Свердловская область, город Кировград.

Тема: «Волшебница вода».

Возрастная группа: вторая младшая.

Форма НОД: опытно – экспериментальная деятельность.

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект:

  • Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007.
  • Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
  • Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». — М., 1999.
  • Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург, 1995.
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М., 2014г.

Средства:

  • Наглядные: иллюстраций на тему «Вода везде», «Круговорот воды в природе».
  • Мультимедийные: презентации: «Вода в природе», «Вода в быту», «Свойства воды».
  • Литературные: чтение и разучивание потешек: «Журчит, поёт  водица…», «Снежинка – балеринка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Водичка, водичка…». Разучивание пальчиковых и подвижных игр: «Большая стирка», «Весёлые рыбки», «Сосулька», «Снеговик», «Капельки», «Снег кружится».
  • Музыкальные: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев « Дождь и радуга», Э. Григ «Ручеек», А. Аренский «Лесной ручей», Н. Римский-Корсаков «Море», М. Равель «Игра воды».
  • Оборудование: набор баночек, теплая и холодная вода, гуашь цветная, игрушки, зонт, лед, камушки, глубокий таз, стаканчики, кувшин с водой, цветные ленточки.

ЗАДАЧИ

Задачи индивидуальной работы с детьми

Обучающие: 

  • Формировать представления детей о свойствах воды.
  • Учить детей устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами, делать простейшие обобщения.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг другу.
  • Воспитывать    аккуратность,  бережное отношение к воде.

Развивающие:

  • Развивать  интересы детей, любознательность и познавательную  мотивацию.
  • Развивать воображение, наблюдательность, мышление, речь и творческую активность.
  • Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
  • Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

 

 

 

Этапы
деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Психологический настрой Приветствие, установление зрительного контакта.
— Здравствуйте ребятки! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие и узнаем много интересного.
Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Приветствие. Участвуют в групповых действиях. Психологическая готовность детей

Вводно-организационный

 

— В некотором царстве, в некотором государстве жили, были веселые капельки. Они очень любили собираться вместе и играть в путешествия. Сначала они летали облачком по небу, потом дождиком падали на землю, проходили через песок, толщу земли, и выныривали в озеро, в речку, в море. От веселых игр воды все вокруг расцветало. Весело пели птицы, прыгали звери. Они все любили купаться, плескаться, чистить шерстку и перышки с помощью воды. Вовлекает в слушание.
Вводит элементы новизны.
Занимают свои места по кругу на ковре.
Слушают.
Получение информации.
Формальная готовность  к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания
Мотивационно-побудительный, —  А теперь, ребята закройте глаза и послушайте звуки.
— Как вы думаете, что это за мелодия?
— Ребята, расскажите, пожалуйста, для кого нужна вода?
— Для человека, для животных, растений, рыб.
Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют. 
Внутренняя мотивация на деятельность.
Динамическая пауза — Сейчас, каждый превратится в веселую капельку и вместе с другими соберется в облачко  и полетит. Музыкальная подвижная игра «Капельки». Ставит цель перед детьми.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость.
Активно играют.
Демонстрируют физическую активность.
Берут на себя роль.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыт.
Актуализация — Давайте вспомним,  для чего нужна вода, как мы её используем?
— Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
— Чтобы быть здоровым нужно мыть овощи и фрукты перед едой, иначе микробы попадут внутрь организма и будут ему вредить.
— Не надо забывать мыть руки и ноги, лицо и тело. Мыло обязательный помощник в борьбе с микробами.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Отвечает на вопросы детей.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

 

— Не надо забывать мыть руки и ноги, лицо и тело. Мыло обязательный помощник в борьбе с микробами.
— Ребята давайте расскажем потешку про водичку. «Водичка, водичка».

Вовлекает в совместную деятельность.
Инициирует общее обсуждение.
Напоминает.
Работают все вместе. Рассказывают.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность.
Осваивают последовательность действий. 
Осознанные, усвоенные умения, навыки и т.д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.
Практическая работа А почему воду  называют волшебницей?
— Потому что у воды есть волшебные свойства. А какие мы сейчас узнаем.
1 опыт: 
-Вода жидкая. Давайте проверим.
2 опыт: 
— Вода прозрачная, без цвета и запаха.
Ставит игрушку около стакана с водой и говорит:
— Видно игрушку, значит вода прозрачная,  давайте  ее, понюхаем.
—  Ничем не пахнет.
3 опыт: «У воды нет вкуса».
— Посмотрите вот вода, сделаем по глотку. Какая вода? У воды нет вкуса.
4. опыт: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».
Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая.
-В реках, озёрах и морях тоже бывает вода и тёплая и холодная. Некоторые рыбы, растения могут обитать только в тёплой воде, другие в – холодной
5 опыт: Вода преобразовывает (меняет) цвет.
— Сейчас мы возьмем и проверим: в стакан воды капает каплю краски, вода стала красной.
— Что случилось с водой?
— Она стала красной.
—  Значит, вода меняет  цвет.
6 опыт: Вода превращается в лед.
— Ребятки, а вы знаете, что вода бывает твердой. Сейчас мы это проверим. Мы с вами цветную водичку вынесем на улицу, там она замёрзнет и превратится в лед.
Только нужно немного подождать. А пока мы с вами поиграем.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.
Вводит элемент новизны.
Предоставляет возможность  детям обсудить, найти конструктивное решение.
Используют материалы, которые можно применить для экспериментальной деятельности.
Наблюдают за действием воспитателя и других детей.
Ищут, находят решение.
Наблюдают за преобразованием.
Выражают собственные суждения.
Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым.
Динамическая пауза Проведение, пальчиковой игры. «Снежки».
— А еще вода умеет издавать различные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
— Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды — Ш-Ш-Ш-Ш.
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
— Когда дождик на улице — КАП-КАП-КАП-КАП.
Эмоционально включает в действие.
Вовлекает в совместную деятельность.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность.
Активно играют словами.
Осуществляют контроль, взаимоконтроль.
Рассказывают на память стихотворение.
Демонстрируют разнообразное использование языка.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта.

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?
Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.
7 опыт – эксперимент: «Что сказала водичка? »
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
-Кто у нас самый внимательный волшебник?
— Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)
Воспитатель.
— Волшебница вода умеет издавать разные звуки.
8 опыт:
— А теперь можно проверить наши льдинки. Посмотрите и скажите, что случилось с водой?  Вода замерзла и превратилась в лед.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Комментирует высказывания.
Предоставляет достаточно времени для изучения, наблюдения.
Использует наглядные, информационные средства.
Активизирует обсуждение.
Ищут, находят решение.
Наблюдают, экспериментируют.
Выражают собственные мысли.
Рассказывают, объясняют.
Сосредотачивают внимание.
Получение информации.
Делятся впечатлениями.
Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

 

Рефлексия

— Вот и подошло к концу наше путешествие.
Понравилось вам наше путешествие?
— Что вы сегодня узнали нового?
— Как путешествует капелька?
— И не забывайте, воду нужно беречь!
— Какие же вы молодцы! Вы много узнали о воде, и ее свойствах, и как вода важна для всего живого на земле.
Инициирует общее обсуждение.
Активизирует обсуждение.
Проявляет уважение к детским высказываниям.
Выражает признательность.
Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после занятия.
Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями.
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website