«Воспитание доброты к природе»

Консультация для родителей

воспитание любви к природеМы живём в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизора забиты фильмами об убийстве, жестокости и насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако, несмотря ни на что мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитывать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложиться на плечи родителей.

В воспитании характера всё важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремиться воспитывать своего ребёнка ласковым, честным и добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.

Что такое доброта? «Доброта» — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику – значит быть добрым человеком.

Доброта и доброжелательность – это два понятия очень связаны. Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым и справедливым.

Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания. Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление нетипичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребёнком, что такое больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много разных живых существ. Да, добру надо учить!

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, в беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному.

Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или  боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие в воспитании доброты. Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных и растений.

Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки. Недаром как величайшая мудрость передаётся от века к веку истина: хорошо воспитать ребёнка – значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать её во имя будущего.

Любовь к Родине – великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы.

С раннего детства ребёнок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывания на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.

Научить любви к живому – значит обезопасить ребёнка от возникновения эгоизма, чёрствости, безразличия к чужой судьбе. Однако, следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребёнка, где ребёнок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается, и он пытается выместить свою обиду на слабых и беззащитных. Вот так появляются дети, способные мучить и обижать малышей, обирать слабых. И совершив однажды безнравственный поступок, ребёнок стремиться утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.

Очень хорошо, когда в семье живут наши братья меньшие. Они оказывают «незримую» психологическую  помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и поговорить, погладить животное — необходима детям, особенно когда взрослые постоянно заняты. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.

Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да на природе, на даче, животные не помеха. Но если вы твёрдо знаете, что не возьмёте его осенью в свою квартиру, найдите в себе силы отказать ребёнку сразу. Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искоренение в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе.

К. Г. Паустовский писал: «единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, это собаки. Не знаю как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью».

Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.

Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным делом родителей.

 

Список использованной литературы

  1. Зинина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно – методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009. – 96 с.
  2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под редакцией С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М: Издательский центр «Академия» 2007.

Автор: Шевелева Наталья Витальевна, воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко»
г. Коряжма, Архангельская область