«Воспитание ребёнка с нарушениями слуха в семье»

ребенок с нарушением слухаВоспитатель: Новокрещенова Н.И.

МБДОУ «Детский сад № 71 «Незабудка»

Воспитание и обучение детей с нарушенным слухом должно проводиться в тесном контакте с семьёй.

Часть детей воспитываются дома или в дошкольных учреждениях для слышащих детей. В этом случае коррекционную помощь ребёнок получает, посещая занятия сурдопедагога сурдологического кабинета (центра, отделения) системы здравоохранения или группы кратковременного пребывания специального дошкольного учреждения. Занятия с ними проводятся или систематически (как правило, 1-2 раза в неделю) или периодически 1-2 раза в год ежедневно в течение одной-двух недель.

Задача педагога в этом случае состоит не только в обучении дошкольника, но и в знакомстве родителей с особенностями речевого общения с ребёнком, его общего развития и проведения коррекционной работы. Особое внимание должно быть уделено овладению родителями специфическими приёмами и методами работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Многолетний опыт показывает, что родители прекрасно справляются с работой по развитию остаточного слуха ребёнка. Значительно большие трудности они испытывают при формировании произносительной стороны речи. Важно, чтобы педагог в ходе своих занятий основное внимание обращал на формирование первичных произносительных умений, которые родители будут закреплять. Полезно предложить родителям провести занятия в присутствии учителя-дефектолога. Именно в этом случае наглядным становится то, что им понятно, усвоено ими, а что они делают неверно.

В том случае, если ребёнок воспитывается в специальном дошкольном учреждении (группе) также необходимо привлекать родителей к занятиям с ним. Это значительно повысит эффективность обучения, в том числе и работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Конечно, наибольшими возможностями обладают те родители, которые могут забирать детей из детского сада ежедневно или на субботу и воскресенье. Однако, и те родители, у которых дети бывают лишь на каникулах, могут проводить с ними занятия, выполнять целый ряд упражнений, аналогичных тем, которые проводит педагог. Эти упражнения должны включать работу по закреплению произносительных навыков ребенка и по обучению восприятию на слух речи и неречевых звучаний. Важно, чтобы родители не дублировали педагога, а проводили работу на материале, наиболее актуальном именно дома, во дворе, при общении с родственниками.

Родителям необходимо рассказать о возможностях их ребёнка в плане использования остаточного слуха, показать, что малыш может услышать, что он может правильно произнести. Для этого целесообразно предложить родителям посетить несколько индивидуальных и фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению. При этом очень важно показать родителям продвижение ребёнка в развитии слухового восприятия и в произношении.

Необходимо научить родителей пользоваться звукоусиливающей аппаратурой (в первую очередь индивидуальными слуховыми аппаратами) и показать им основные методические приёмы работы с детьми. Полезно предложить родителям провести занятие со своим ребёнком, аналогичное тому, которое показал сурдопедагог. По ходу занятия педагог вносит коррективы в работу родителей.

На субботу и воскресенье или на каникулы следует давать родителям конкретные задания по развитию остаточного слуха ребёнка и закреплению его произносительных умений. Важно, чтобы родители проводили работу с ребёнком, используя индивидуальные слуховые аппараты, учили ребёнка воспринимать с их помощью звуки окружающего мира.

Большую помощь в работе с родителями по развитию слухового восприятия и формированию произношения могут оказать родительские конференции, на которых папы и мамы делятся опытом своей работы, демонстрируют успех своих детей.

Длительность занятий зависит от возраста ребёнка. Так, с детьми первого года жизни занятия должны быть кратковременными, но частыми – по 2-5 мин три раза в день, постепенно увеличивая время проведения. С детьми в возрасте 2 лет занятия могут продолжаться 5-10 минут 2-3 раза в день. Дети в возрасте 3 лет могут заниматься 10-20 мин 2-3 раза в день.

Максимальная продолжительность занятий с дошкольниками старшего возраста (6-7-го года жизни) – 20 мин 3 раза в день.

Если у родителей нет возможностей заниматься с ребёнком ежедневно 2-3 раза, можно заниматься 1 раз, а по субботам, воскресеньям и во время отпуска – по 2-3 раза в день.

В течение одного занятия с трёхлетними детьми проводится 4-6 упражнений; с детьми старше 3-х лет – 4-5 упражнений и меньше. Количество упражнений не увеличивается, так как детям старшего возраста предлагаются более сложные задания, на выполнение которых требуется больше времени.

Родители должны использовать любую обстановку: это может быть и работа за столом, и тот момент, когда они стирают, готовят пищу, делают уборку квартиры и т. д. Многие упражнения дети могут выполнять на полу, на улице во время прогулки. Сидячие упражнения полезно чередовать с двигательными. Такое чередование не даст малышу устать, наоборот, будет способствовать возникновению у него интереса к занятиям. Когда ребёнку предоставлена свобода передвижения, он лучше ориентируется в пространстве, лучше видит окружающие предметы, к которым у него возникает интерес. Такой ребёнок раньше начинает говорить и в дальнейшем проявляет большую речевую активность. Родители должны стараться предоставлять детям больше самостоятельности и не делать за них того, что они вполне могут сделать сами; в противном случае это приведет к задержке развития.

Родители должны стараться каждое занятие, даже самое скучное, сделать интересным. Должна обязательно появиться выдумка и фантазия. Ребёнок должен всегда чувствовать, что маме или папе самим интересно на занятии. Если мама плохо себя чувствует или чем-то огорчена, лучше не проводить занятие. Дети очень чувствительны, поэтому никогда не раздражайтесь, будьте терпимы, доброжелательны, чаще улыбайтесь. Не показывайте ребёнку своего отчаяния или недовольства, если у него что-либо не получается, он в этом не виноват. На всё нужно время, и трудности будут преодолены. Удачные попытки ребёнка выполнить задание необходимо поощрять, подкрепляя радостным одобрением: улыбнуться, погладить по головке, похлопать в ладоши и т. п.

Начинать занятие родители должны с интересного упражнения и заканчивать тем, которое ребёнок больше всего любит. Не нужно ждать, когда ему надоест занятие и он сам откажется от него. Нужно тактично прекратить занятие, обещая ребёнку, что снова будете играть с ним, но немного погодя.

Игрушки, которые часто используются на занятиях, надо иметь в нескольких экземплярах, например, 4-5 разных собачек, 3-4 картинки с изображением разных собак и т. д. Сразу после занятий игрушки убираются в шкаф, а для свободной игры ребёнка предлагаются другие.

Таким образом, занимаясь ежедневно, родители смогут развивать ребёнка всесторонне; моторику (движения), разные виды восприятия окружающего мира (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, вибрационную чувствительность, ориентировку в пространстве), язык и речь; мышление, конструктивную, игровую и изобразительную деятельность; будут учить его общаться с окружающими людьми.

Это огромный труд, рассчитанный на долгие годы.

Список литературы:

  • Э.И.Леонгард, Е.Г.Самсонова «Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье» — М.: Просвещение, 1991г.
  • В. Крайнин, З.Крайнина «Человек не слышит». – М.: Знание, 1984г.
  • Ф.Ф.Рау «Формирование устной речи у глухих детей». – М.: Педагогика, 1981г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website