«Воздух вокруг нас». НОД по познавательно-исследовательской работе с детьми 3-4 лет.

«Воздух вокруг нас»

НОД по познавательно-исследовательской работе с детьми 3-4 лет.

Цель: развитие познавательно – исследовательской деятельности детей.

Задачи: знакомить детей с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем); развивать умение детей решать проблемные задачи; стимулировать любознательность; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за ветром на прогулке;
  • Игры с вертушками, мыльными пузырями;
  • Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», разучивание стихотворения (Г.Лагздынь) «Ветерок»;
  • П. /и «Раздувайся пузырь»

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, здоровьесберегающая.

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Материалы и оборудование: трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, костюм героя, шарик, полиэтиленовые пакеты, вата, воздушные шарики.

 

ХОД НОД

Организационный момент. Вводная часть.

Дети стоят в кругу.

Добрый день, добрый час,

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко присели.

Дети сидят на стульчиках, раздается стук в дверь.

— Ой, ребята, кто–то стучит, кто к нам пришел?

Заяц (переодетый взрослый):

Звучит музыка

— Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Я так рад что пришел к вам в гости, мне было так грустно одному. И я даже кое-что принёс с собой (в руках у зайца 3 шарика).

Воспитатель:

— Ой, Ребята! А что это? Что у зайчика в лапках? (ответы детей). Какого они цвета? Какой формы? Сколько их?

Заяц:

— Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?

Воспитатель:

— Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей).

Воспитатель:

— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы  шарик снова стал большим и красивым?

— Давайте надуем шарик. (проводится п.и. «Пузырь»)

П. /и «Раздувайся пузырь»

— Что будет внутри шарика, когда мы его надуем? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем. (воздух)

 

Воспитатель:

— Что будет внутри шарика, когда мы его надуем? (ответы детей).

Воспитатель:

— Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?

— Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).

— Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим. Воздух вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох, и выдыхаем, когда делаем выдох.

Заяц:

— А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?

Дыхательная гимнастика:

Повторяйте за мной:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать воздух начинаем.

 

Заяц:

— Ой! Получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха?!

— А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? (ответы детей – воздух вокруг нас!)

Воспитатель:

— Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Зайцем и детьми пытаются поймать воздух ладонями.) Звучит музыка.

Заяц:

— А у меня ничего не получается! Может, его и вовсе нет?

Воспитатель:

— Хотите, я вас научу ловить воздух?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами. Звучит музыка.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Воспитатель:

— Получилось? (Ответы детей). Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать.

— А какого он цвета? Мы его видим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).

Заяц:

— Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?

Воспитатель:

— А мы сейчас это узнаем.

— Давайте. Ребята, подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел. Это движется воздух. Что это? (спрашивает каждого ребенка). Подули и воздух пришел в движение!

— Ребята, чтобы нам увидеть, как мы с вами дуем, делаем ветерок, я вам раздам вату.

— Посмотрите на меня, для того чтобы наш ветерок подул нужно – сложить губы трубочкой — вата лежит на ладони. Я дую (вата улетает). А теперь сами попробуйте сдуть пушинки с ладони. Молодцы научились делать ветерок.

— А еще мы можем сделать ветерок при помощи ладошек.

— Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. (Предлагаю детям сделать то же самое).

— Что почувствовали?

— Какой ветерок?

— При ветерке стало холоднее или теплее?

(Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).

— А что такое ветер? Это движение воздуха.

Опыт «Холодный, горячий воздух».

— Воздух может быть горячим и холодным. Проверим.

-Давайте широко, широко откроем рот и подышим на ладошку. Какой воздух попал на ладошку? (спрашивает каждого ребенка).

— А теперь сделайте губки трубочкой и подуйте на ладошку. Какой воздух попал на ладошку? (спрашивает каждого ребенка)

Воспитатель:

— Значит воздух может быть горячим и холодным.

— А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо.

(помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо.

(покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише.

(присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше.

(потянуться вверх)

Раз, два, три, четыре, пять будем дальше мы играть.

(маршируем).

 

Опыт с корабликами на воде. Звучит музыка.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Тот бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

— А вы хотите попробовать? Где плавают кораблики? Наше море будет в тазиках. Опустим корабли на воду. Почему они не плывут? Давайте посмотрим, как можно гнать по волнам маленькие парусники (в нескольких тазах с водой плавают парусники). Дуют на паруса, кораблики плывут (слабо, сильно дуют). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?

Воспитатель:

— Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах тазики с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Зайца, стаканчик с жидким мылом)

— Что вы здесь видите?

— Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).

— Ребята, я хочу вам показать опыт!

Опыт с мыльными пузырями. Звучит музыка.

Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них… дети, что произошло? Что мы увидели? Пузыри воздуха… А как он там оказался? Мы выдохнули его. А теперь давайте добавим мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Дети надувают мыльную шапку.

-Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?

— Мы надули их через волшебную палочку воздухом.

— Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.

Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.

Воспитатель:

— Зайка, тебе понравилось с нами играть? А Что ты сегодня узнал нового?

Заяц:

— Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть.. Я же обещал своим друзьям зайчатам рассказать всё.

Воспитатель:

— Ребята, давайте вспомним все, что мы сегодня узнали о воздухе.

Итоги:

  • воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
  • руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде;
  • воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.

Заяц:

— Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. А на прощание я хочу подарить вам воздушные шарики!  До свидания, ребята!

 

Список использованной литературы

  1. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
  2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности во 2 младшей группе. Мозаика — Синтез, М., 2009 г.
  3. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. Ростов Н/Д: Феникс 2008 г
  4. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью» (младшая группа). Изд.: ЦГЛ Москва

2003 г.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_vozduch.html

2.http://stihi.pifos.ru/load/o_kosmose/stikhi_o_kosmose_dlja_detej/34-1-0-63

3.http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac268.html

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №75 «Сказка»
Московская область, Сергиево-Посадский район, с.Шеметово, мкр.Новый
НОД по познавательно-исследовательской работе с детьми 3-4 лет.
«Воздух вокруг нас».
Подготовила воспитатель: Турова Елена Сергеевна
Куранова Надежда Владимировна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website