«Звук, буква, слово»

Конспект занятия по  обучению детей грамоте в подготовительной группе детского сада.

МедведьПрограммное содержание:

Формировать навык звукобуквенного анализа. Совершенствовать фонематический слух.

Продолжать учить делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.

Упражнять в написании пройденных букв.

Активизировать в речи детей слова: звук, буква, слог, слово.

Развивать графические навыки, навыки самоконтроля.

Воспитывать самостоятельность при разрешении учебных задач. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе совместной деятельности

 

Материал: теремок с буквами, изображение Мишки из букв, карточки с контурным изображением букв, фишки красного и синего цвета, набор кружков-букв, карандаши, картинки

 

Ход занятия:

Игра «Теремок» (звуки)

— Я приглашаю вас поиграть в игру «Теремок».

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, невысок (идут по кругу)

И живёт в этом теремке звук  М. (воспитатель садится)

— Какие ещё звуки живут в теремке?

Дети, назвавшие любой звук – садятся.

— Кто же живёт в нашем теремке?

— Звуки.

— А что нам помогает звуки услышать?

— Ушки.

 

— А у меня есть вот такой теремок, в котором живут..?

Буквы.

— Вы сказали, что звуки мы слышим, а буквы мы…?

— Видим.

— Ребята, как вы думаете, почему эта комната красного цвета?

— Здесь живут гласные звуки.

— А эта почему синего?

— Живут согласные звуки.

— Правильно, ребята. Они жили вместе и  любили ходит друг другу в гости. Пошла буква К к букве А, и встретились в этом окошечке. Что получилось?

— КА.

— А КА — это что такое?

Слог.

— Дима, подойди, подружи любые буквы. (2-3 ребёнка)

….

— Молодцы, ребята, разные слоги у вас получились. А из слогов, что можно составить?

Слова.

 

— Придумайте, пожалуйста, слова, которые начинаются на звук МИ.

— …Мишка…

— Вот какой необычный мишка к вам пришёл (Показать картинка). Что же в нём необычного?

— Он состоит из букв (дети называют буквы).

 

— Молодцы, все Мишкины буквы назвали, и он с вами хочет поиграть.

(Игра «Звук, слог, слово»)

— «Когда я  назову звук – вы присядете. Слог – встанете. Слово – встанете и поднимете руки»

Внимание:  А    К    МА   О   ОКНО   ДУ    ЛЕТО   Ж     СЕ    СТОЛ

Молодцы, ребята, внимательно слушали Мишку, садитесь за столы.

 

 

— Мишка говорит, что вы такие умные, все буквы назвали, звуки, слоги, слова слышали, и он приготовил вам ещё задание, где нужно угадать буквы и обвести их.

(Игра «Угадай и обведи»)

 

— Ребята, мы с Мишкой играем-играем, а познакомиться-то забыли. Как его зовут? Послушайте, он вам сам скажет.

У-М-К-А (дети по звукам отгадывают слово)

— Умка.

— Умка, а ребята могут написать твоё имя (выкладывают фишками красного и синего цвета, обсуждают почему красная или синяя фишка)

— А Даша может даже написать твоё имя буквами (пишет на доске)

— Ребята, а как ещё можно написать, показать или  изобразить Мишуткино имя.

(дети предлагают разные варианты изображения букв)

 

— Ребята, а сколько слогов в слове УМКА?

— Два.

— Как вы узнали?

— …

Ребята, давайте угостим нашего гостя Умку. Что любят медведи есть?

— …

— Подойдите и  выберите карточки, потом  отнесите  в большую корзинку те картинки, в названии которых 3 слога, в среднюю – 2 слога, в маленькую – 1 слог.

(дети выполняют задание)

— Пора Умке отправляться домой. Где он живёт?

— В лесу, в берлоге…

— Ребята, какое время года впереди?

— Зима.

— Что делает медведь зимой?

— Спит. А почему?

-…

— Правильно. Давайте ему расскажем о том, чего он не увидит зимой.

(Дети выкладывают  слова: снег, санки, лыжи, ком, лёд, каток, сугроб, шуба, мороз, ёлка, коньки)

— Аля, какое слово у тебя получилось? Придумай предложение с этим словом.

(Аналогично выполняют задание другие дети).

— Очень понравилось Умке у нас в гостях. Давайте ему на память нарисуем друзей, которые будут состоять, также как и он, из чего?

— Букв.

— А может звуков?

— Нет, мы буквы видим, а звуки слышим.

— Подумайте, кого вы будете рисовать и из каких букв.

— …

Список использованной литературы

  1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. — М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
  2. Е. А Пожеленко «Волшебный мир звуков и слов». М., «Владос», 2009г.
  3. Т.А Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.

Дидактические материалы:

  1. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. — М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
  2. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От слова к звуку. — М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
  3. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От звука к букве. — М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

Выполнила: воспитатель Борискова Ольга Сергеевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад№45»
города Саров Нижегородкой области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website