«ЗВУКИ ОСЕНИ»

Конспект НОД  с элементами музыкотерпии.

ЗВУКИ ОСЕНИОбразовательная область «Музыка» «Художественно-эстетическое направление» для детей подготовительной к школе группы детского сада.

«ЗВУКИ ОСЕНИ».

ЦЕЛЬ: развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной деятельности, музыкотерапии и арт-терапии.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с сезонными приметами и явлениями времени года «Осень», через различные виды музыкальной деятельности.
  2. Развивать творческие способности воспитанников, способствовать развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.
  3. Формировать доброжелательное отношение к окружающим; научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

— Беседы об Осени, заучивание стихов.

— Слушание музыкальных произведений по теме.

— Отображение темы осени в лепке, рисунке.

НОД носит интегрированный характер, комплексно решает задачи музыкального и валеологического воспитания.

Музыкальный репертуар: «Осень» А.Вивальди из цикла «Времена года», «Осенняя песнь» П. И.Чайковского, запись «Голоса леса», песня «Приметы осени» муз. и сл. Асташовой Н.Г, пляска парами «Веселые дети» (лит.н.м), игра на развитие слухового внимания «Ау».

Материал: магнитная доска, деревянные палочки по две на каждого ребёнка, разрезная картина, воздушный шарик, ребристая массажная дорожка.

ХОД НОД:

Звучит «Осень» А.Вивальди из цикла «Времена года», дети входят в зал. 

Педагог спрашивает у детей, узнали ли они музыку, под которую вошли в зал? Как называется прозвучавшая музыка? Авторская или народная? Кто исполнял произведение? Какой общий характер музыки? (Ответы детей)

Педагог: Да, музыка спокойная, задумчивая, лирическая, потому что  уже наступила весна осень и природа засыпает.

Сегодня мы с вами будем слушать музыку об осени. В зал влетает воздушный шарик-почтальон.

Ребята, кто-то прислал нам письмо, давайте посмотрим, что в нём! Ой, а здесь кусочки какой-то картины, представляете, они разлетелись по всей лесной поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Осень не сможет полностью вступить в свои права. Давайте будем смелыми, решительными и активно соберём картину осени! Согласны? (Ответы детей) Если вы дружно возьмётесь за дело, то обязательно с ним справитесь!

Ребята, а сейчас мы отправимся в волшебный лес.
Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами. 

Мы шагаем друг за другом
Лесом и осенним лугом.
Крылья пестрые мелькают-
Насекомые летают.
Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

Педагог: Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, ребята, это рама от картины Осени  (подходят к магнитной доске) Где же нам искать части картины? Может, поищем их в опавших листьях?(Ответы детей)

Осенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться к ним, вот весело бежит торопливый ежик, а сейчас слышно курлыканье улетающих журавлей и капли осеннего дождя.

Педагог предлагает прослушать «Осеннюю песнь» П.И. Чайковского. Дети слушают фрагмент, затем обсуждают прослушанную музыку, определяют состав исполнителей, композитора, находят его портрет из нескольких.

Исполняется танцевальное упражнение «Веселые дети»
Дети находят часть картины.

Посмотрите, это часть нашей картины! (прикрепляют её к магнитной доске). Что же ещё может быть изображено на картине Осени? Каких осенних примет здесь не хватает? Назовите их! (Ответы детей)

Педагог: Я слышу, где-то щебечут птицы. Давайте прислушаемся к их голосам. Звучит запись «Голоса леса» 

Педагог: Дятел послал птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, состоящую из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы побыстрей возвращались.

Речевая ритмическая игра «Осенняя телеграмма» на стихи В. Суслова. Для исполнения этой ритмической игры детям нужно дать по две деревянные палочки. 

Педагог: Давайте, и мы с вами подпоём птицам: «Чвиль-виль-виль», поют попевку по голосам, соединяя напевность с чёткой дикцией, дети двигаются от средних голосов вниз, затем вверх к высоким.

Дети исполняют песню «Приметы осени» муз. и сл.Асташовой Н.Г
Педагог: Вот и  птицы, улетая в теплые края, дарят нам ещё одну часть картины (прикрепляют на доску). Какие осенние приметы вы ещё знаете?(Ответы детей) (листопад, звери к зиме готовятся). Да, и солнышко встаёт пораньше уже греет не так тепло, согревая своими лучами землю, и листья с деревьев опадают. Беседа о пословицах об осени (Ответы детей.)

А сейчас мы с вами превратимся в листочки  и поиграем в коммуникативную игру «Я – Листок». 

Педагог называет по имени детей, и тот ребёнок выходит в круг, говорит: «Я — листочек Саша!», импровизирует движения под музыку П.И. Чайковского. Выяснить с детьми: в этой пьесе мелодия нежная, трепетная, спокойная.

Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые листочки укрыли нашу полянку. Какие замечательные листья, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? («Поляна дружбы»). Дети находят последнюю часть картины, собирают её полностью. Вы были дружной командой и смогли выполнить все задания. Возьмёмся за руки и произнесём пожелания друг другу. Дети произносят свои пожелания друзьям.

Педагог: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу». А теперь нам пора возвращаться домой, в детский сад. Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.

Релаксация — «Волшебный листочек добра»  под музыку А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Осень» из цикла «Времена года».

Положите «листочек Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный аромат и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение листочка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли.

Всего вам доброго! Дети не торопясь, встают.

Нам пора прощаться, давайте споём друг другу: «До свидания!» Молодцы, на нашей встрече вы были активны, я верю, что вы будете ценить и беречь осеннюю красоту природы, вашу дружбу, до новых встреч».

Дети под спокойную музыку выходят из зала.

 

Список использованной литературы

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение» 1984г.
  2. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.
  3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль «Академия развития», 1997г.
  4. Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.
  5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2008.

 

Подготовила музыкальный руководитель Селецкая Наталья Валерьевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Улыбка»,
пгт. Смирных  Сахалинской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website