«Береги природу родного края»

Конспект интегрированного занятия в средней группе

весенний лесВыполнил воспитатель I квалификационной категории Попова Ирина Сергеевна, Муниципальное казенное образовательное учреждение г.Новосибирска детский сад №398 «Ласточка».

Цель: закрепление знаний детей о природе родного края, воспитание интереса и бережного отношения к природному наследию; развитие продуктивной деятельности.

Задачи: учить подмечать характерные признаки растений и животных, узнавать их по описанию (звуку); формировать умение детей двигаться в соответствии характером мелодии и текстом песни; продолжать совершенствовать изобразительные навыки и умения, используя нетрадиционную технику «рисование смятой бумагой»; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к природе родного края, бережному и доброму отношению.

Предварительная работа: беседа о растительном и животном мире родного края, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов, рисование в нетрадиционной технике («рисование смятой бумагой»).

Материал: набор картинок с изображением цветов, диких животных, деревьев; аудиозаписи звуков птиц, животных, русской народной песни «Заинька, попляши»;  гуашь зеленого цвета, альбом.

Ход занятия.

Придумано кем- то просто и мудро

При встрече здороваться:

– Доброе утро!
– Доброе утро
Солнцу и птицам!
– Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро продлится до вечера!

-Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире. У каждого человека есть своя малая Родина. Это – то место, где он родился и вырос. Каждый из нас, живущий на Донской земле, должен знать о том, кто его предки, какими они были, что ценили, как относились к природе своего края, гордиться ею, любить свою малую Родину.

Сегодня я вам предлагаю отправиться на прогулку и ближе познакомиться с природой нашего края. Но сначала, давайте вспомним правила поведения в  природе. (Дети рассматривают «запрещающие» знаки и рассказывают о том, чего нельзя делать.)

– Наши степные просторы – край необыкновенный. Посмотрите, как  много здесь цветов.

Загадки о цветах.

  1. 1.  На проталинке в лесу
    Первым встретил  я весну.
    Я мороза не боюсь,
    Первым из земли пробьюсь.  (Подснежник)
  1. 2. На зеленом шнурочке
    Белые звоночки.
    Знают даже малыши:
    То лесные …  (ландыши).
  1. 3. Как зовут меня, скажи.
    Часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок
    Синеглазый …   (василек).
  1. 4. В поле растет душистый цветок,
    Желтая серединка, белый лепесток.    (Ромашка.)
  1. 5. Вот цветочек голубой.
    Поклонился нам с тобой.     (Колокольчик.)
  1. 6. Весной зацветет, ярким солнцем согретый,
    На просторе, в степях и на клумбе соседской.
    Бывает он красного, желтого цвета.
    Вы имя цветка назовите-ка, детки.    (Тюльпан.)

– К сожалению, все эти цветы относятся к исчезающим видам, и наш долг- сберечь их от исчезновения. Давайте занесем их в «Красную книгу».

(Аудиозапись «Шум леса»).

– Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?  (В лес.)

– Кого же вы видите на этих деревьях?   (Птиц.)

(Дети слушают аудиозапись «Звуки птиц» и находят их на деревьях.)

– Какие это птицы: перелетные или зимующие?   (Зимующие.)

– Как мы с вами можем помочь им зимой?  (Построить кормушки, насыпать им корм.)

– Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?

Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками.

Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое любимое их лакомство – сало.

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.

Вороны питаются очистками, остатками пищи.

-Какие птицы занесены в «Красную книгу»?  (Дятел, голубь.)

(Картинки с изображением этих птиц дети помещают в «Красную книгу».)

– Кто же, кроме птиц, еще живет в наших лесах?  (Животные.)

(Дети рассматривают картинки животных, называют их.)

– Кто, по вашему мнению, лишний из них и почему?  (Медведь.)

– Какие животные меняют шубку перед зимой?  (Заяц, белка.)

– Кто из них впадает в спячку?  (Еж, медведь.)

– Какие из этих животных занесены в «Красную книгу» Ростовской области»? (Еж, заяц.)

(Картинки с изображением этих животных дети помещают в «Красную книгу».)

(Музыкальная игра «Отгадай животного»).

Физминутка.

(Р.н. песня «Заинька, попляши».)

– Чтобы догадаться, о чем мы сейчас будем говорить, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.    (Лес.)

– Лес- это огромный дом, который дает приют многим животным и птицам, закрывает поля и сады от ветров, спасает реки от обмеления, очищает воздух.  Деревья растут очень долго, поэтому охраняются человеком.

Особым богатством наших мест считаются дубовые и сосновые леса.

(Дети находят их на картинках.)

– Назовите и покажите деревья, которые растут в нашей местности (тополь, ива, рябина, береза).

– Белоствольная береза – это символ нашей Родины.

Я предлагаю вам нарисовать красавицу березку.

(Дети садятся на свои места.)

-Перед тем, как приступить к работе, мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Наши ручки замерзают.   (Кулачки крепко прижать друг к другу)

Поиграем- ка немножко  (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)

Да похлопаем в ладошки.   (Хлопать в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб их согреть,  (Прижать ладони друг к другу, потереть)

Сильно надо растереть.         (Ладонь о ладонь.)

Пальчики мы согреваем,      (Греем руки круговыми движениями)

Их сжимаем – разжимаем!  (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

– Перед вами лежат листочки с нарисованным стволом березки. Вам нужно дорисовать листья. А рисовать мы будем необычным способом: не кисточками, а смятой бумагой.

( Дети вспоминают способ «рисование смятой бумагой».)

В процессе работы воспитатель подходит к каждому ребенку и, если необходимо, помогает.

-Молодцы, ребята! Посмотрите, какая красивая березовая роща у вас получилась!

Природу необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все последующие поколения могли ею любоваться. Мы с вами обязаны сберечь это богатство.

За ваши знания природы нашего края я хочу вручить вам медали «Активному  защитнику природы».

Список литературы:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
  2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
  3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
  4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003
  5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
  6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
  7. Козлова С. А. Мой мир-М; – Сфера,2000
  8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М, Сфера, 2004
  9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003