“Что за чудесница водица-волшебница”

опыты с водойПлан-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Автор: Ачакова Нонна Викторовна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №4 “Солнышко” г.Пятигорск

Цель:

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.

Задачи:

Образовательные: познакомить  детей с основными свойствами воды (текучая, без запаха, без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) ;  уточнить значение воды для всего живого.

Развивающие:  развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;  развивать навыки экспериментирования, умение работать с различными материалами, соблюдая необходимые меры безопасности;  развивать логическое мышление;  учить анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде;  создать атмосферу доброжелательного сотрудничества;  вызвать интерес к совместному выполнению заданий.

Интеграция:  речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: мультимедийная презентация, символы свойств воды, прозрачные  стаканы, вода, молоко, чеснок, сахар, бумажные салфетки, глобус.

Ход деятельности.

В.: Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо. Давайте посмотрим, кто же нам эго отправил? (слайд №1 капелька). Письмо нам отправила Капелька. Я знаю, что это не просто капелька, а Капелька путешественница. Она путешествует по всему свету, много чего видела интересного, много знает о воде. Капелька к нам пришла сегодня для того, чтобы поделиться и сама Капелька (изображение Капельки) и она вам говорит:

Ребята, вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

В.: А откуда же взялась Капелька, где она может быть?

Давайте рассмотрим картинку.

Я буду показывать, а вы будете, называете место, где могла быть наша Капелька.

Наша Капля может быть где? (ответы детей -река, ручей, море, озеро, океан).

В.: Значит,  Капелька-это маленькая  частичка чего? (воды)

В.: Посмотрите еще раз внимательно на экран и скажите, кому нужна вода? (вода нужна растениям, рыбам, птицам, человеку, насекомым).

В.: Вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.

В.: Ребята, вы знаете, что с водой можно провести разные опыты и исследования. Хотите попробовать? Тогда, давайте пройдём и присядем за столы.

В.: Вы готовы. Тогда начинаем. Хочу предупредить, что во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не мешать друг другу, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?

Опыт 1.     Текучая  (коллективная работа).   

В.: Перед вами на подносе стоят разные стаканы. Возьмите, пожалуйста пустой стакан, поставьте его перед собой , а рядом с ним стакан с водой. Когда вы переливаете воду из стакана в стакан. Вода по вашему ,что делает ? ( вода течет). Эта картинка будет обозначать, что вода течет (вывешивается символ, что вода течет).

Опыт 2.     Прозрачная (коллективная работа).

В.: Продолжаем работать. Поставьте пустой стакан на поднос, с подноса возьмите стакан с молоком и поставьте его рядом со стаканом с водой. Теперь возьмите с подноса ложку и опустите ее в стакан с молоком, а другую ложку опустите в стакан с водой. Поднимите стакан с молоком повыше, посмотрите и скажите, в стакане с молоком ложка видна?  ( Ложку не видно) А почему её видно, как вы думаете? (потому что вода прозрачная). И эта картинка будет обозначать то, что  вода прозрачная.  (Символ)

Опыт 3.   Без запаха (коллективная работа).

А наши эксперименты продолжаются. Ребята, многие продукты  можно узнать по запаху. Интересно, а вы сможете это сделать? Проверим. Поставьте стакан с молоком на поднос, а другой стакан накрытый салфеткой возьмите и поставьте рядом со стаканом с водой. А теперь приоткройте салфетку и попробуйте определить по запаху, что же может быть в стакане (чеснок).

Снимите салфетку со стакана и посмотрите, это на самом деле чеснок. Отставьте стакан с чесноком в сторону, возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? ( не пахнет)

В: Значит, можно сказать о воде, что у нее нет запаха. И эта картинка будет это обозначать.  (Символ).

Опыт 4.     Без вкуса   (коллективная работа).

В: Уберите  стакан с чесноком на поднос и скажите, а вы любите конфеты?  А почему вы их любите?  (потому что конфеты сладкие, вкусные). Хорошо. А  лимон,  какой на вкус?   (Кислый).

Давайте попробуем  воду,  она какая – сладкая, кислая? Может быть, она солёная или горькая?   (нет) Значит,  у  воды  нет  чего? (вкуса).

Вот эта картинка будет обозначать, что у воды нет вкуса.    (Символ).

Опыт 5.    Без цвета  (демонстрирует воспитатель).

В.: А теперь ребята, я возьму полоски цветного картона и приложу (каждую по очереди) к стакану с водой. Полоску какого цвета вы видите через стакан с водой (красную). Сейчас мы вам усложним задачу, закройте глаза, откройте и посмотрите, вы видите полоску. Да, видим, какого она цвета? (зеленая). Значит, вы видели через стакан с водой и полоску красного и зеленого цвета. А вода, какого цвета? (вода бесцветная). И этот символ будет обозначать то, что вода у нас бесцветная  (Символ).

Опыт 6.      Вода-растворитель (коллективная работа).

В: Вы любите все конфеты, значит вы сладкоежки . Тогда возьмите кусочек сахара, который лежит у вас на подносах и положите его в стакан с водой. Ребята, вы видите сахар?    (Да)

А теперь возьмите ложку и размешайте хорошенько воду в стаканах,  что же произошло с сахаром? Сахар растворился. А что его растворило? (ответ: растворила сахар вода) .

Значит вода у нас растворитель.

И этот символ будет обозначать, это свойство воды. (Символ)

Символов у нас на доске много, значит и свойств воды тоже много.

Чтобы лучше их запомнить, давайте поиграем в игру « День-ночь».

Для этого надо будет закрыть глаза и,  а когда вы их по моей команде откроете, то назовете то свойство воды, которое будет обозначать картинка. Готовы? Закрывайте глаза. Открывайте. Что обозначает эта картинка? (ответы детей)

Физкультминутка «Дни недели»

В понедельник я купался (движения плавания),
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения),
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (сесть на место).

В: Ребята посмотрите, что вы видите?

Д.: Это глобус   ( В: глобус это модель Земли)

В.: Какие цвета есть на глобусе? (ответы детей)

В.: Какого цвета больше? (синего). Синим цветом или голубым на глобусе обозначается что? (вода)

Но вода, как мы только выяснили, не имеет цвета, а голубым её обозначают потому, что в воде отражается голубое небо, поэтому она и кажется голубой.

Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле. Если вы возьмете любой камень с дороги – и в нем , в его мельчайших трещинах, есть вода.

Вода используется человеком в повседневной жизни каждый день. Давайте совершим путешествие по группе, и каплями будем отмечать те места, где расходуется нами вода.

У меня в руках капля, её нужно закрепить там, где у нас расходуется вода.

  1. Дверь  (туалет, умывальник).
  2. Раковина, где моют посуду.
  3. Уголок природы.
  4. Шкаф с кисточками и красками.

Воды человеку нужно очень много и ее нужно обязательно беречь. А как на ваш взгляд нужно беречь воду? (ответ детей: не лить воду зря, не пускать воду сильной струёй, плотно закрывать кран с водой, не засорять ручейки, реки и озёра).

Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода – это наше богатство и его нужно беречь.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без ВОДЫ!!!

В: Спасибо капелька, благодаря тебе мы много узнали о воде, о том как она нам важна, и как нужно обязательно ее беречь.

Итог занятия :  О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website