“День птиц”

день птицКонспект викторины  для детей подготовительной группы

Автор: Ачакова Нонна Викторовна, старший воспитатель, МБДОУ детский сад №4 “Солнышко” г. Пятигорск.

Цель:

  • уточнить и расширить представления детей о птицах нашего края, об их жизни;
  • развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;
  • учить понимать образный смысл загадок;
  • воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Ход викторины:

– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашей викторине и предлагаю вам узнать, о чем же мы сегодня будем говорить.

Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня оживляет природу, вселяет в нас радость

Сегодня у нас Викторина – это игра веселых, умных и находчивых. Сейчас участники продемонстрируют эти способности. Начинаем представлять наших участников, это….. (две команды)

– Итак, начинаем! Участники, готовы?

Загадки для разминки

– А сейчас, я буду описывать птиц, а вы отгадайте, как они называются.

1. Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощение наше ей снится

Прилетает к нам часто…(синица).

2. Эта хищница болтлива,

Воровита, суетлива

Стрекотунья, белобока

А зовут ее… (сорока).

3. Удивительный ребенок,

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять

Как родная его мать (утенок)

1. Задание для команд

– Сейчас, проверим, как хорошо вы знаете птиц.

  1. Прилет каких птиц означает начало весны? (Грач) –1й команде
  2. Какая птица охотится ночью? (сова) 2й команде
  3. Зачем клесту необычный клюв? (доставать из шишек семечки) –1й команде
  4. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка) 2й команде
  5. Какую птицу называют самым лучшим певцом? (соловей) 2й команд
  6. Зачем журавлю длинные ноги? (удобно стоять на болоте) 1й команде
  7. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) 1й команде
  8. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец) 2й команде

2. Задание для команд (один представитель от команды)

Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?

Дети: Птицы дикие и домашние. (Куры, утки, гуси, индюки – домашние птицы, четыре дикие птицы) задание на экране. Детям необходимо написать номер под которым находятся домашние (дикие) птицы.

Ведущий: Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы улетающие в теплые края (перелетные птицы). (птицы :……..-дети отвечают какие перелетные , какие зимующие)

3.Задание для всех

 “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.

Ведущий: Вопрос:– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?

Дети: У них на лапах перепонки.

Вопрос: – Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?

Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.

Задание на экране (для всех) : из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота.

Болото – журавли, цапли. Пруд –  дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.

 4.Игра ( под музыку дети в кругу передают мяч друг другу, ка только музыка закончилась у кого в руках мяч, тот выходит из круга).

 5.Конкурс капитанов ( игра на внимание “Какая птица улетела?”)

6.Задание для команд .

1.Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
2.Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
3.Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
4.Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
5.Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
6.Все люди любят слушать соловья, потому что….

7.Задание для команд

Собрать разрезную картинку -участвуют по три человека от команды.

 8.Задание командам (отгадывание загадок)

1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ….

(Совы)

2 Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…..

(Снегири)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два огромные крыла

У хозяина……. (Орла)

3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

В лужах – отраженье тучи,

Дни по-прежнему теплы.

На репейнике колючем

Ищут семечки……(Щеглы)

 9. Задание для команд

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также выбрать книгу, назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

  1. С какими птицами летала лягушка-путешественница?
  2.  (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  3. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос?
  4.  (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
  5. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена?
  6. (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
  7. Какую птицу спасла Дюймовочка?
  8. (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  9. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?
  10. (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
  11. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?».
  12. (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

     Вопрос всем – Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

10.Задание для команд.

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

   1.Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

   2.У каждой птицы… (своя песня).

3.Цыплят по осени… (считают).

   4.Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

  1.  Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
  2. Всякий кулик своё… (болото хвалит).

     7.Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).

8.Гусь свинье… (не товарищ).

– Наша викторина подходит к концу. Я хочу вам напомнить, что дерево, цветок и птица не всегда умеют защищаться, если они будут уничтожены – на планете мы останемся одни! Помните об этом, ребята!

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website