Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей
Автор: Гродская Ирина Константиновна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад N37»
Цель:
Различать звуки [ж] — [з]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить сравнивать звуки [ж], [З] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить дифференциации звуков [ж],[з] в слогах, словах, предложениях;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
- профилактика дисграфии.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- отрабатывать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
- совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами с союзом – потому что;
- профилактика нарушений зрения;
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- продолжать развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, следить за собственной речью;
- воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям;
- воспитывать умение действовать в подгруппе.
Оборудование:
Зеркала по количеству детей, жуки и комары на палочках, схемы со стрелками, направленными вверх для произношения звука (Ж) и вниз для – звука [З], картинки, в названии которых есть звуки [Ж], [З], А-4 со спутанными картинками, в названии которых есть звуки [Ж], [З], тетради.
1. Организационный момент:
За речью мы всегда следим,
Звуки часто говорим,
Отвечаем на вопросы
Громко, чётко, не спеша.
2. Объявление темы
– Ребята, скажите, что изображено на картинках и назовите первые звуки в картинках
– ЖАБА – Ж, УТКА – У, КОТ – К
– Составьте слово из первых звуков картинок
– ЖУК
– Проверяем… Правильно! Жук!
– КОТ – К, ОБРУЧ – О, МАТРЁШКА – М, АРБУЗ – А, РАКЕТА – Р. Получилось слово – КОМАР.
– Проверяем… Правильно! Комар!
– Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [Ж] — [З].
Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж, З]. Обратите внимание на ваши ротики.
Вспомнить артикуляцию звуков (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
Дать акустическую характеристика звуков.
Звук Ж – он какой?
– Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Звук З – он какой?
Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Чем эти звуки похожи?
– А чем они отличаются? Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
– Когда мы произносим звук Ж – ротик похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук З – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки
– Когда произносим звук Ж – воздушная струя теплая, а когда произносим звук З – холодная
3. Дифференциация звуков[ж] — [з] на слух.
Игра «Подумай, правильно спой»
Перед вами схемы – Произнесите звуки, глядя на стрелочки, которые указывают положение языка при произношении звуков (Ж), (З)
Команды хором произносят звуки по схеме.
Игра «Жуки и комары»-
Мы с вами сейчас разделимся на две команды – Жуки и Комары (логопед раздаёт насекомых на палочках).
Команда жуков «ловит» (поднимают палочки с жуками) слова со звуком [Ж], а комары «ловят» (поднимают палочки с комарами) слова со звуком [З]
СЛОВА: журавли, пузыри, лыжи, динозавр, снежинка, гроза, железо, пижама, азбука, стража, этажи, зима, забор, снежный, мозаика.
4. Дифференциация звуков [ж] — [з]в слогах
Игра «Решето». (Дети стоят около своих мест)
— Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот.
(Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ правильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь решето). Логопед оценивает работу команд)
Д/И «Закончи слова»
– Я вам буду говорить начало слов, а вы его конец. Все ваши слова должны заканчиваться на [ЗА] или [ЖА]
СЛОВА: береза, стража, коза, лужа, ваза, лыжи, гроза, глаза
5. Дифференциация звуков [ж] — [з] в словах
Игра «Эхо»
— Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.
Команды поочередно произносят слова за логопедом,
зайка—лужайка кожа — коза зажим
жук — зуб жевать — зевать железо
глазок — флажок лизать — лежать зажигалка
Жора — Зоя лежа — береза жизнь
Физкультминутка для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились
Игра «Проверь меня»
– Ребята, я всегда слежу за тем, чтобы вы правильно произносили звуки и слова. А теперь вы попробуйте последить за тем, правильно ли я говорю. Слушайте внимательно, если я НЕ правильно скажу слово – хлопните в ладоши и исправьте меня, а если правильно – улыбнитесь мне. Готовы?
– Замок, Зыраф, жадный, Зуравль, звонкий, пироЗок, Жабор, , кукуруза, лыЗы
«Подари картинки»
-Будем произносить названия картинок, слова со звуком [Ж ] будем дарить жуку, а слова со звуком [З] – комару.
Откройте тетради, стр 3 .
(Баклажан мы отдадим жуку, потому что в слове «баклажан» есть звук [Ж]
СЛОВА: баклажан, незнайка, золушка, подорожник, зонт, ножницы (желуди, зонт, ножи, ваза, баклажан, пирожное, )
6. Развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки
«Найди свои слова»
У каждого в ваших тетрадях картинки, в которых все слова спутались. Команда комаров должна найти и обвести карандашом только слова со звуком [З], команда жуков должна обвести только слова со звуком [Ж].
Проверяем ( по желанию один из команды называет слова с нужным звуком)
7. Дифференциация звуков [ж] — [з]в предложении.
— Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [з] и [ж].
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением. Каждая команда произносит скороговорку.
Почему зайки задрожали?
8. Итог занятия
– Какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
– Чем эти звуки похожи?
– Чем они отличаются?