Познавательно-экологический проект для детей подготовительной к школе группы
Автор: Ачакова Нонна Викторовна, старший воспитатель МБДОУ детского сада №4 “Солнышко” г.Пятигорска .
Тема экологического воспитания – актуальная проблема настоящего времени. Окружающая жизнь интенсивно изменяется. Всё чаще загрязняются водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это очень тревожный сигнал, который призывает бережно и разумно относится к окружающему нас миру. Экологическое воспитание – это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которым нужно оставить нашу планету пригодной для жизни. Я считаю, что прививать детям любовь к природе надо с раннего возраста, когда они начинают познавать себя и окружающий мир, в котором живут. Современные дети, особенно жители крупных городов, редко общаются с природой. В основном они изучают природу по книгам, картинкам, фильмам и очень хорошо знают животных и растения других стран и значительно хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое воспитание нужно начинать со знакомства с родным краем, родным городом, объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Особо важен регулярный контакт ребёнка с природой, он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать траву, лист, обнять дерево. Данный проект дает детям экологические знания о природе родного города, которая нас окружает, которую ребенок может потрогать и ощутить. Детям необходимо дать знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как, человек использует природу, как необходимо заботиться о ее сохранности.
Тип проекта: познавательно – экологический
Участники проекта: воспитатели – дети – родители
Сроки реализации проекта: 1 месяц (весна)
Форма работы: Беседы, изготовление поделок из природного материала, экскурсия, выпуск стенгазеты для родителей, работа с родителями (консультации).
Проблема: необходимость сохранить чистоту и красоту природы родного края.
Цель проекта:
Формирование систем элементарных научных экологических знаний, развитие познавательного интереса к миру природы. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально – положительного отношения к природе, формирование у детей знаний об охране и защите природы, поведении в природе. Воспитание эстетических чувств. Сотрудничество педагогов и родителей по проблеме экологического воспитания через различные виды деятельности:
– познавательную;
– творческую (художественно-эстетическую);
– коммуникативную.
Задачи проекта: знакомство с природой и достопримечательностями родного города; пробудить в детях чувство любви к городу, желание бережно относиться к его богатствам; помочь установить причинно-следственные связи; развивать воображение, вовлекать в художественно – творческую деятельность.
Актуальность проблемы:
Непростая эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня ставит перед педагогами дошкольного образования задачу поиска универсальных и эффективных средств экологического воспитания. Необходимость объединения детей, родителей и педагогов на решение выявленных экологических проблем в природе.
Ожидаемые результаты:
Способность понимать и любить природу, бережно относится к ней. Вовлечение детей в практическую исследовательскую деятельность. Решение экологических проблем.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
- Составление проекта.
- Сбор необходимого материала.
- Разработать положение для конкурсов и поделок.
2 этап. Основной.
- Беседа «Заболела наша планета» Сформировать знания о загрязнении окружающей среды. Беседа с рассматриванием картинок «вопрос – ответ». Воспитатели, дети.
- НОД «Правила поведения в природе» Формировать знания об охране и защите природы. Беседа с рассматриванием дидактического материала «Что можно, что нельзя». Воспитатели, дети
- Экскурсия «Горячая гора – чудо природы». Воспитатели, дети, родители. Цель: познакомить детей с одной из достопримечательностей родного города – Горячей горой. Пробудить в детях чувство любви к городу, интерес к тому, что связано с ним. Помочь установить причинно-следственные связи. Расширять словарь детей: скульптура, минеральная вода, источник и др. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением памятных мест в городе Пятигорске. Рассматривание осадка (накипи) в чайнике (горячая вода оставляет осадок).
Ход экскурсии:
1. Вступительная беседа. Сегодня мы пойдём вместе с вашими родителями к Горячей горе. Это удивительная гора. Её называют чудом природы. А почему? Об этом я расскажу вам, когда увидим гору.
2. Напоминание о правилах поведения на улице, в транспорте и других общественных местах.
3. В парке «Цветник» (у источника)
Эта минеральная вода вытекает из середины (недр) Горячей горы. Давайте попробуем её на вкус. Кому понравилась? Кому нет? Правильно, эта вода не всем нравится. А разве лекарства всем нравятся? Нет. Но их пьют, чтобы победить болезнь. Эту воду называют целебной, она исцеляет, лечит. Вода горячая. А горячая вода всегда оставляет осадок похожий на тот, что вы видели в чайнике. Только в чайнике вода очищенная, в ней почти нет разных веществ (минералов) которые есть в минеральной воде. Миллионы лет осадки накапливались, наслаивались один на другой, пока не образовалась гора. Таких гор, как в нашем Пятигорске всего четыре во всём мире: в Италии, в Америке, около Санкт-Петербурга и у нас. Сейчас мы поднимаемся по этим ступенькам на Горячую гору и рассмотрим её хорошенько. Посмотрите на эти скалы. Они искрятся, блестят на солнце. В них есть крупинки железа, извести, сланца и других веществ (минералов). По сравнению с другими горами, пласты скал не очень крепкие, легко разрушаются. Мы возьмём на память несколько камешков для детского сада, чтобы показать их другим детям. А теперь давайте посмотрим с высоты Горячей горы. Что вы видите? (Дети называют всё, что видят: гору Машук, Канатную дорогу, реку Подкумок). А я вот вижу здание. В нём люди принимают ванны из той воды, что мы сейчас пробовали. Она излечивает многие болезни. А как люди узнали, что эта вода лечит? Знаете, что первыми обнаружили это лошади. Израненных в бою лошадей отпускали гулять, а они ложились в горячую воду, лежали в ней, и раны быстро заживали. Тогда и воины стали принимать горячие ванны и тоже выздоравливали. Это сейчас воду по трубам направили в здание, где принимают ванны. А давным-давно вода свободно стекала с горы. Теперь посмотрите вокруг. Какие растения вы видите? Много ли их? Их мало, потому что на горе почти нет почвы (земли) и много солевых отложений. Но на горе Машук много очень редких растений, ими можно любоваться в разное время года. Некоторые я покажу вам сегодня, если мы встретим их на пути. С остальными познакомимся в детском саду, рассматривая открытки и иллюстрации. 29 видов растений занесены в Красные Книги России и Ставропольского края. (К чрезвычайно редким относятся: бересклет карликовый, ястребинки машукская и пятигорская, пушкиния пролесковидная, мак прицветниковый, подснежник узколистный, а также ряд ксерофитов на известняковых склонах — асфоделина крымская, молочай скальный, ламира ежеголовая, симфиандра повислая.)
А сейчас давайте вспомним, как называется гора, на которой мы стоим? Почему её так назвали? Почему воду, вытекающую из глубин горы, называют волшебной? В детском саду в группе положить принесённые камни в уголок природы. Вечером почитать стихи М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина о Кавказе. Обратить внимание на строчки А.С.Пушкина: «…там жаркие ручьи кипят в утёсах раскалённых, благословенных струй, надежда верная болезнью изнурённых»
- Выпуск экологической газеты для родителей «Растения горы Машук». Развивать воображение, интерес, вовлекать в художественно – творческую деятельность
Коллективная работа. Совместная творческая деятельность. Воспитатели, дети
- «Что наносит вред природе?» Повысить интерес к проблеме загрязнения планеты, поиск решения этой проблемы
Беседа с рассматриванием картинок «вопрос – ответ». Воспитатели, дети
- Изготовление макета «Гора Машук». (с использованием природного материала). Развивать воображение, вовлекать в художественно – творческую деятельность
Взаимодействие с родителями: предложить родителям оказать посильную помощь в изготовлении макета.
Воспитатель, родители, дети
- Чтение легенд о родном городе и его достопримечательностях
Воспитатель, дети, родители.
3 этап. Заключительный
- Подведение итогов.
- Оформление фотовыставки по материалам проекта.