Физкультминутки как форма активного отдыха

Автор: Карнаухова Наталья Сергеевна, воспитатель МДОУ “Детсий сад комбинированного вида “Журавлик” г. Абакан.

Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности учащихся, улучшения их самочувствия, повышения их внимания, предупреждение нарушений осанки то есть на оздоровление организма детей.

Комплексы – это упражнения, составленные из разных движений , направленных  на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, дыхательные гимнастики  упражнение для глаз.

Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников вовремя занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольниками обязан помнить, что главное назначение физкультминуток – активный отдых.

Еженедельно комплексы обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнение.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые поводить комплекс живо, эмоционально,  живо, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

Например:

              «А в лесу растет черника»
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать
приседания).
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
ходьба на месте.)

               « Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся,   (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,                 (туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,                (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,                (руки вверх вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружиться вьется.             (покружиться)

Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. Мы выбираем  одежду любимого цвета, у ребенка рука тянется к игрушкам, приятным для глаз.

У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении – гармония в жизни » – известный постулат японских педагогов. Мы попробуем добиться этой гармонии, грамотно используя разноцветные минутки.

Перед началом разноцветных физкультминуток  эффективно использовать сюрпризный момент – появление гостя, то есть куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета. Сначала дайте детям возможность досыта насладиться цветом, а потом уже предлагайте упражнения.

Красный  цвет  – может помочь в преодолении инерции, депрессии, страха, и меланхолии. Активно преодолевать жизненные препятствия, повышать работоспособность и выносливость, улучшает настроение.

Желтый цвет  – обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создает гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Оказывает более мягкое и нежное воздействие на пульс и дыхание.

Зеленый цвет – цвет самой природы, вечного обновления бессмертия. Он вызывает чувство уверенности в гармонии.

Физкультминутки не должны мешать проведению урока, у детей выполняемые упражнения не должны  вызывать утомление или возбуждения. Упражнения должны увлекать детей вызывать положительные эмоции.

Литература:

  1. С. А. Исаева. «Физкультурные минутки в начальной школе» – Москва, 2007 г.
  2. В. И. Ковалько « Азбука физкультминуток для дошкольников» – Москва, ВАКО, 2006 г.
  3. Е. Г. Сайкина. « Физкульт – привет» – С- П ., 2006 г.
  4. « Физкультура – это радость!» – С – П., – 2005 г .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website