Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе детского сада.
Цель:
Познакомить детей с понятиями город и село.
Учить детей находить различия между городом и селом (в городе многоэтажные дома, в которых есть лифты, много широких ярко-освещённых в ночное время улиц, по которым движется разнообразный транспорт (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси). В селе – одноэтажные дома, мало улиц, мало транспорта.
Формировать представления об особенностях труда людей в городе и селе.
Демонстрационный материал.
Иллюстрации с изображением города и сельской местности. Картины, на одной из которых изображены рабочие и работницы, стоящие у станков, на другой – женщины, доящие коров. Аудиозаписи.
Раздаточный материал.
На каждого ребёнка картинки с изображениями, относящимися к городу и селу (многоэтажный дом, широкая улица, подземный переход, завод, комбайн, сельские пейзажи) .
Ход занятия.
Звучит песня о Родине.
– Ребята, всё что мы с вами видим на этих иллюстрациях – это наша Родина (место где мы родились и живем, наша земля, наши любимые места) .
– А, как называется наша страна? (Россия.)
– Россия – страна очень большая. В ней много городов. Мы с вами живём в городе. Как называется наш город? (Чехов)
– Но не все люди в России живут в городах.
Они живут и в селах, и в деревнях. (Показывается иллюстрация с изображением города.)
– Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Подумайте и ответьте: это город или деревня? (Город.)
– А как вы догадались? (Выслушиваются предположения детей.)
– Ребята, давайте внимательно рассмотрим иллюстрацию. Что вы видите на ней? (Многоэтажные здания.)
– Что ещё вы видите? (Улица.)
– А какая улица? (Она широкая, заасфальтированная.)
– Что едет по улице? (Машины, автобусы, грузовики.)
– А что, ребята, вы видите вдали? (Завод.)
Теперь мы рассмотрим другую иллюстрацию. (Показывается иллюстрация с изображением села.)
– Это город? (Нет.)
– А что же это? (Село, деревня.)
– А как вы догадались, что это не город? Что здесь другое? (Дома – одно и двухэтажные, улица узкая, не заасфальтированная, на ней нет машин.)
– А кто, ребята из вас был в деревне?
– Какие там дома? (Ответы детей.)
– Какой транспорт? Много ли его? (Ответы детей.)
И так. В городе дома многоэтажные, а в селе?. (одноэтажные.)
– В городе много разного транспорта, а в деревне, селе?. (мало.)
– В городе много улиц, а в деревне, селе?. (Мало.)
– В городе и в селе живут и трудятся люди, но труд их различается.
(Детям предлагается рассмотреть две картины. На первой – рабочие и работницы, стоящие у станков, на второй – женщины, доящие коров. Ребята рассматривают изображения и отвечают на вопросы.)
– На какой картине изображены люди, работающие в сельской местности? (Ответы детей.)
– Да, в городе много фабрик и заводов, где люди делают машины и станки. Есть в городе и предприятия, где делают и сыр, и сметану, и масло. Эти продукты делают из молока. Ребята, а где берут молоко? (Ответы детей.)
– Правильно, в деревне выращивают скот, доят коров, получают молоко, которое привозят в город, а мы с вами можем купить молоко и другие продукты, сделанные из молока в магазинах нашего города.
Физкультминутка.
Повторяйте все за мной.
1. В городе улицы широкие,
(Ноги вместе, прямые руки в стороны) .
И дома высокие.
(На носочки, руки вверх) .
А в селе дороги узкие
(Опуститься, прямые руки вперёд) .
И дома все низкие
(Присесть, руки вперед) .
2. Завел машину в городе шофер,
(Крутить согнутыми руками перед грудью) .
Рулит руль в селе дядя комбайнер
(Имитация руления) .
Собирает, улыбаясь, урожай,
(Рулить улыбаясь) .
Чтоб с утра был вкусный свежий каравай!
(Вытянуть руки вперед) .
– Ребята, каждый день мы едим хлеб. А где мы его берем? А в магазин хлеб откуда попадает? (Ответы детей). Правильно, хлеб в магазин попадает с заводов, где его выпекают.
– А откуда берут муку для хлеба? (Ответы детей) .
– В селе выращивают пшеницу и рожь, из которых потом делают муку. А для того, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы и ржи, нужна разная техника: тракторы, сеялки, комбайны.
– А откуда работники села возьмут технику? (Ответы детей.) Правильно, всю технику для жителей села сделают рабочие на заводах в городе.
Вот так друг другу помогают жители города и села.
– А сейчас мы с вами поиграем. Внимательно посмотрите, что изображено на ваших двух картинках – что относится к городу, а что к селу.
– Поднимите, пожалуйста, картинку, относящуюся к городу. (Спросить, почему была поднята именно эта картинка у одних детей) .
– Поднимите картинку, относящуюся к селу. (Спросить у других детей, почему поднята именно эта картинка).
– Молодцы, ребята! Вы работали очень хорошо! Наши повара постарались и испекли вам вкусные булочки! Угощайтесь!