Игра – викторина
Автор: Любовь Власова, воспитатель МДОУ N202 г. Кемерово.
Перед нами лесная поляна, на которой спит царь. На фоне музыки О.Полякова “Ночные страхи”, царь просыпается , оглядывается кругом и начинает петь песню.
(на фоне музыки):
Природа: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царь Берендей!
Царь: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуй, матушка природа!
Мы рады видеть вас. А давайте отправимся с вами в лес.
Природа:
Лес – это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.
Царь:
А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
Девочки исполняют “Вальс цветов”.
(В конце танца появляется хулиган, у него в руках магнитофон, громко играет музыка. Хулиган раскидывает по поляне мусор и вдруг видит красивый цветок. Цветок увядает.
Просыпается царь берендей).
Царь: Как ты посмел явиться сюда и губить такое чудное создание природы, нарушать покой в моих владениях.(Хулиган убегает, а цветок снова распускается).
Чтение стихотворения:
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Царь: Неужели все люди такие?! А не заглянуть ли мне в мир людей?
(Приоткрывается ширма. На сцене появляются мама и папа. Между ними происходит диалог. Папа сидит в кресле, читает газету).
Мама: – “Ох, какая сегодня плохая экология, от нее у меня разболелась голова”.
Папа: “Да уж, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять”
Царь: Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала? И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах?
И как ее собирается исправлять папа? Что же такое экология?
Природа: Ребята, царь Берендей! Давайте спросим у мамы или папы, что такое экология? Может быть, они скажут.
Папа: “Это когда вокруг все плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты есть”.
Мама: “Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чем она виновата?”
Царь: Экология ни в чем не виновата . Во всем, что случилось с природой, виноват человек. Что же такое экология? Сейчас мы и узнаем, и немножко поиграем.
(Идет приветствие детей):
Каждый из нас природу защитит
О каждом деревце душа у нас болит.
Не позволим живое все уничтожать,
Животным и растениям расти мешать
Все. Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Ведущий: Молодцы, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
А теперь наша эмблема:
Каждому живому существу на свете
Должно свое быть место на планете.
Эмблема наша – символ жизни всех существ Земли
. И руки добрые – природу ими сохраним!
А теперь разминка:
(Царь Берендей проверяет способности детей)
- Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла.)
- Какие грибы растут на пнях? (Опята.)
Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.)
Кто трижды поменяет свое обличье, прежде чем стать взрослым? (Насекомое; из яиц – гусеница, куколка, бабочка.)
Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги длиннее.)
Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка.)
Природа: Разминку закончили, приступаем к состязанию.
Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии
растительного мира, хорошо знать повад-ки его обитателей.
Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями о лесе.
Царь Берендей:
О страшных храбрых и не очень.
(Рассказы – загадки детей),
- “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине не-скольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
- “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой.
Ответ: заяц.
- “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ: лиса.
Природа: Но вот и настал конкурс: “Домашнее задание”.
(Идет презентация плакатов, рисунков, песен).
Исполнение песни: “Неприятность эту мы переживем”
Царь: Какие вы, молодцы, как здорово поете. Порадовали царя Берендея.
Есть у меня к вам одна просьба: Знаю очень много пословиц, но как увидел хулигана на поляне. Так все перепуталось в голове. Помогите, ребята разобрать пословицы.
Конкурс пословиц:
- Деревья – украшения земли.
- Дереву цена – по плодам, а человеку – по трудам.
- Лес – богатства и краса, береги свои леса.
- Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
- Ель не сосна – шумит не спроста.
- Февраль силен метелью, а март – капелью.
Царь: Все вы знаете, все умеете. А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Конкурс: “Лесная азбука”.
Детям нужно составить правила поведения в природе, используя карточки-знаки, объяснить их значение.
Природа: А сейчас музыкальная пауза.
Песня “Если добрый ты”.
Царь: И в заключении конкурс:
“Самый любознательный”:
- Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом).
- Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).
- Плоды, каких кустарников очень богаты витамином “С”? (Черной смородины и шиповника).
- Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?
Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли.( Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее).
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).
- Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику).
- Какое растение называют “цветок – букетик”? Почему? (Медуницу. сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая цветки меняют окраску на красный цвет).
- Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб).
Царь:
Какие молодцы! Порадовали вы меня, ребята! Я очень рад, что вы цените природу, много знаете и охраняете ее. А у меня для всех вас есть сюрприз.(Все вместе исполняют Гимн “Наш дом – природа”.)
Дети читают стихи: Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Природа: – Ну, что понравилось вам наше путешествие?
Царь: – Сумели мы раскрыть небольшие тайны природы?
Природа: Приходите к нам, и тогда каждый день вы будете познавать секреты и тайны природы.
Царь: Ждем вас в гости! А на память о сегодняшней встречи мы хотим подарить вам небольшие памятки – книжечки, которые вы прочитаете всей семьей.
И может быть, те советы , которые здесь находятся, пригодятся вам.
Всего доброго!
До скорой встречи!
(Дети дарят гостям памятки – книжечки, звучит звуковое сопровождение).