Конспект комплексной непосредственно-образовательной деятельности для детей 5-7 лет.
Программное содержание:
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Образовательные задачи:
- Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
- Расширять знания детей о свойствах магнита опытным путем, выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Развивающие задачи:
- Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах.
Воспитательные задачи:
- Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
- Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
- Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Словарная работа: магнетизм, полюса магнита, притягивает, отталкивает.
Демонстрационный материал: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой.
Раздаточный материал: по 2 магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: бумажный цветок, деревянная кисть, пластмассовая пуговица, стеклянный камешек, металлические скрепка и монетка, брелок, змейка; емкость пустая, кувшинчик с водой, картонка.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись, прямоугольные столы – 3 шт., демонстрационный стол, Магнитная доска, летное поле в виде магнита, бумажные самолётики на каждого ребенка, ковер напольный.
Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ предметов, карточки для составления схемы.
Практические: элементарные опыты.
Ход деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей.
Задает детям вопрос — «Ребята. Как вы думаете, куда мы пришли?»
Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.
Педагог подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательской лаборатории.
Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских лабораториях и чем занимаются люди данной профессии.
Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам на некоторое время стать исследователями в нашей лаборатории.
Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Вспоминают правила.
Основная часть.
Воспитатель показывает коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.
— Чем мы с вами сегодня будем заниматься, вы узнаете из загадки:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…
Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».
Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…..
Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
— Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию
Опыт № 1
— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
- бумажный цветок
- кисточка
- пластмассовая мозаика
- стеклянный камешек
- металлические скрепки
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка).
— «А какие не притянул?» ( Бумажный цветок, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Изучение следующих свойств магнита можно продолжить со следующим опытом
Опыт № 2.
Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения…
Затем воспитатель предлагает соединить вагончики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (вагончики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (вагончики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
Опыт № 3.
— Ребята, посмотрите на этот сосуд, а что в нем находится. Нам нужно достать предмет, не опуская туда руки. Как вы думаете, как это можно сделать?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
— Попробуем магнитом достать обитателя банки?
Воспитатель: — У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.
Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: — Магнит действует через стекло.
— Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 4.
На столе лежат пластиковый коврик и маленькие цветные магниты. Устанавливается магнит за ковриком, который двигает цветной магнит.
— А теперь попробуйте сами. Возьмите цветной магнит, попробуйте управлять им с помощью магнита.
— Какой можно сделать вывод?
— Магнит действует через картон и пластиковый коврик.
Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают предметы из аквариумов.
В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».
Заключительная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.
— Сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
— Какими свойствами обладает магнит?
(На доске выставлены схемы — подсказки).
Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему.
- Магнит притягивает только металлические предметы.
- Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
- Магнит действует через стекло, картон, воду.
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. — Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).
Список использованной литературы
- «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.
- «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.
- «365 научных экспериментов». 2010 г.
Подготовила: воспитатель Шакирова Д.Р.,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка»
Муниципального образования город Ноябрьск