Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности
Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте.
Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.
Знакомство со звуками речи начинаем с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.
Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем – твердый согласный, в зеленом – мягкий согласный. Молоточек – твердый согласный, перышко – мягкий. Ушко – глухой согласный, колокольчик – звонкий.
Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками используем символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так,
- звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом,
- звук [у] – кружочком с маленьким круглым ртом,
- звук [и] – губы растянуты в улыбке.
- на символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой полости.
Также используем пособия, изготовленные из бросового и природного материала.
- Так, для обозначения гласных и согласных, мы используем магниты соответствующих цветов для магнитной доски;
- Для обозначения твердых согласных звуков используем камешки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок и др.
- Для обозначения мягких согласных звуков используем кусочки ваты, меха, перышки.
- Также используем разрезанные на части пластиковые трубочки для коктейля (соответствующих цветов). Эти же трубочки можно использовать при составлении схем предложений, выкладывая их на столе, или нанизывая их на веревочку.
Изготовлено пособие “Паровоз”, которое используется с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й – с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й – с данным звуком в конце слова.
Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении “Телега” дети читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в магазин, где первый слог в названии товара равен одной монетке.
При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.
Очень нравится детям рисовать буквы пальцем на песке, водой на доске, «рисовать» буквы нитками, изображать их из различных мелких круп, коллективно изображать буквы, лежа на ковре, искать буквы в песке на ощупь.
Также в своей работе используем в работе опыт и рекомендации М. Монтессори.
Штрихуем и обводим
Из картона вырезаны образы букв. Дети обводят картонные рамочки, проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев.
Упражнение «Слова и картинки».
Приготовлены три набора карточек. Первый – карточки с картинками, второй – таблички со словами, обозначающими нарисованное на картинках, третий – контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Ребенок кладет перед собой конверт с карточками. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карточки помогают ребёнку самостоятельно проверить выполненную работу.
Благодаря этому упражнению происходит развитие навыков интуитивного чтения; упорядочивание слов языка, сравнение слова и изображения предмета.
Упражнение «Времена года»
Материал: картонный круг, разрезанный на сектора. На каждом секторе написано название одного из месяцев. Сектора закрашены в зависимости от того, к какому времени года они относятся: зима – белый; весна – зеленый; лето – красный; осень – желтый.
Ребенок кладет перед собой материал. Сектора круга перемешаны. Нужно сложить целую фигуру. Цель упражнения: интуитивное чтение слов, обозначающих время года и месяцы.
Упражнение «Книжка с картинками»
Материал: книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой написано его название. Слова в ней должны быть простыми, и лучше, если они собраны в группы: «фрукты», «овощи», «цветы» и т. д.
Ребёнок рассматривает книгу и сопоставляет слово с картинкой. Цель упражнения: развитие навыка интуитивного чтения.
Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ОНР при обучении грамоте позволяет задействовать все анализаторные системы, а использование нехарактерных для логопедии методов и приемов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей – логопатов, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. А главное, вырабатывает мотивацию к учебной деятельности.