Обеспечение условий открытости дошкольной организации в условиях реализации ФГОС

Подготовила: музыкальный руководитель Топалова Вера Климовна, Государственное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Крепыш» Ставропольского края.

Введение

книга       С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» даёт определение «открытый» как не стеснённый ничем, выражающий прямоту; явный, не скрываемый, доступный для всех желающих; часто принимающий гостей; искренний, откровенный.

На современном этапе формирования образования дошкольное учреждение – детский сад представляет собой сложную взаимосвязь отношений, деятельности, общения, ценностей; материальных и технических условий, правовых и нравственных норм. При этом указанные взаимодействия порождают особые качества этого учреждения как целостной системы: эмоциональный климат, интеллектуальную. Нравственную сферу и культуру. Общественное мнение и авторитет среди родителей воспитанников.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим открытости (открытость к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям, открытость для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения) и исследования новых качественных изменений соответствующих насущным потребностям детей, родителей, педагогов.

Важно отметить, что активность самой личности, её социальная зрелость также всё больше непосредственно связываются с взаимодействием индивида со средой. Микросреду личности ребёнка в дошкольном возрасте составляют: семья, коллектив ДОУ, непосредственно группа, которую он посещает, разнообразные общности людей, в рамках которых дети объединены общими целями и интересами, близко знают и постоянно общаются друг с другом, где они приобретают жизненный опыт, осмысливают окружающую их жизнь, обретают свой внутренний мир, соизмеряют знание с наблюдением, деятельностью, практикой жизни, общения, отношений.

Деятельность ДОУ должно строиться на основе отношения сотрудничества, творчества и товарищества взрослых и детей в условиях гуманизации,  демократизации воспитательного процесса.

Информационная открытость ДОУ.

Одним из важнейших условий развития образования в современных условиях является обеспечение открытости деятельности ДОУ для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур, и прежде всего, для родителей.

На основании ст.29 Федерального закона РФ №273-ФЗ « Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 образовательные организации формируют открытые и общедоступные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях. В том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

В пункте 3.2.8.ФГОС говорится о том, что организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности.

Информационная открытость – это организационно-правовой режим деятельности учреждения, обеспечивающий возможность получать необходимый и достаточный объём информации всем участникам социального взаимодействия.

В нашем ДОУ вся информация о деятельности дошкольного учреждения открыта и доступна родителям. Этому способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, групповые стенды, буклеты.

Информационные стенды в коридорах детского сада привлекают внимание родителей к жизни в ДОУ. Доступно, кратко, иллюстративно, освещаются основные особенности учреждения, линии развития, рассказывается о специалистах, достижениях коллектива. Имеется информация о реализуемой основной образовательной программе, деятельности кружков.

Наш педагогический коллектив пытается выстроить свою жизнь в русле современности, его отношения с окружающим социумом начинают складываться качественно новым образом. Детский сад становится принципиально открытым для родителей и общественности образовательным институтом, готовым к разноплановому сотрудничеству.

В последнее время партнёрские взаимоотношения между семьёй, детским учреждением и общественностью рассматриваются как наиболее оптимальные, способствующие возникновению качественных результатов в воспитании детей, посещающих ДОУ. Этому способствуют, как отмечают В.В.Чечет, Т.М.Коростелёва, следующие направления организации деятельности инновационного ДОУ:

– расширение круга участников взаимодействия с ребёнком с целью обеспечения его физического и психического развития;

– обеспечение развития ребёнка с опорой на вариативные программы;

– участие родителей, представителей общественности, педагогов в планировании, организации и проведении образовательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности ДОУ;

– совместная оценка физического и психического развития ребёнка и разработка индивидуальных программ по воспитанию, развитию и обучению ребёнка дома и в ДОУ.

Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для развития активности, самостоятельности личности выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включение каждой личности, детских коллективов и их организаций в активную социально значимую деятельность, воспитание в каждом человеке чувства хозяина своего района, города, общества в целом.

Качество, доступность, эффективность работы дошкольных учреждений – являются стержневыми направлениями дошкольного образования.

Мотивация на эффективную модель дошкольного воспитания -формирование открытой социальной среды единого образовательного пространства «Детский сад – Семья – Социум» является определяющей в создании условий для здорового образа жизни.

Официальный сайт как инструмент обеспечения открытости деятельности детского сада

Информационная открытость, прозрачность нашего ДОУ обеспечивает официальный сайт учреждения: http://dskrepish.ru/, функционирование которого решает следующие задачи:

– развитие единого образовательного информационного пространства, обеспечивающего открытость, прозрачность, и согласованность деятельности ДОУ в процессе взаимодействия с родителями;

– оперативное и объективное информирование о происходящем в учреждении;

– позитивная презентация информации о достижениях воспитанников и педагогического коллектива, об особенностях ДОУ, истории её развития, о реализуемых проектах и образовательной программе;

– создание условий для сетевого взаимодействия и трансляции опыта между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, общественными организациями и заинтересованными лицами.

Сайт детского сада «Крепыш» создан и ведётся в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации»

По утверждённым требованиям, на сайте есть специальный раздел «Сведения об образовательной организации», который в свою очередь имеет следующие подразделы:

Подраздел «Основные сведения».

Главная страница подраздела содержит информацию о дате создания образовательной организации, об учредителе, о месте нахождения, режиме, графике работы, контактных телефонах и адресе электронной почты.

Подраздел «Структура и органы управления образовательной организации».

Страница содержит информацию о структуре и об органах управления детским садом, в том числе об органах коллегиального управления (попечительский совет, родительский комитет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива) и их положения.

Подраздел «Документы».

На этой странице размещены следующие документы: устав детского сада, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, план финансово-хозяйственной деятельности, локальные нормативные акты, предусмотренные  частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (правила приёма обучающихся, режим занятий, порядок разработки и утверждение образовательных программ), правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора; отчёт о результатах самообследования; локальные акты.

Подраздел «Образование».

Содержит информацию о реализуемых образовательных программах, приоритетных направлениях деятельности ДОУ, учебный план, сетку занятий, отчёт о проведении акции «Дети России за мир».

Подраздел «Образовательные стандарты»

На этой странице вы найдёте информацию о федеральном государственном стандарте, приказ о переходе на ФГОС, план мероприятий по внедрению ФГОС, что должны знать родители о ФГОСе.

Подраздел «Руководство. Педагогический состав».

Главная страница подраздела содержит сведения о руководителе детского сада, его заместителе, контактные телефоны, адреса электронной почты; сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, занимаемую должность, данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, общий стаж работы.

Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса»

Здесь содержатся сведения о наличии оборудованных кабинетов для проведения занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам.

Целевая аудитория сайта – педагоги ДОУ, коллеги из других образовательных учреждений (различных городов и регионов), родители, другие пользователи сети Интернет, которых заинтересовала информация о дошкольном образовательном учреждении в целом или отдельных его представителях.

Работы по наполнению и обновлению информации на сайте ведутся еженедельно и в соответствии с методическими рекомендациями.

Стимулирование творческой активности и самопрезентации педагогов реализуется через публикации на сайте ДОУ в разделах «Методические материалы», «Педагогическая копилка» разнообразных творческих работ, электронных образовательных материалов, методических разработок. Образовательных проектов и публикаций педагогов.

Цель консультационного пункта (раздел «Рекомендации специалистов») – обеспечение доступности дошкольного образования, единства и преемственности семейного и общественного воспитания. повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), а также оперативные ответы на заявляемые ими проблемы. Ведь родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. все специалисты ДОУ размещают консультационные  материалы на нашем информационном ресурсе.

Интерактивность информационного ресурса ДОУ обеспечивается разделом «Обратная связь», позволяющая задать вопрос непосредственно работнику детского сада, оставить свои комментарии, замечания и пожелания по организации работы ДОУ.

Таким образом, информационный ресурс дошкольной образовательной организации:

– инструмент гласности и прозрачности работы учреждения. В содержание этой цели входит не только своевременное размещение информации по административно-хозяйственной работе, но и отражение участия детского сада  в различных конкурсах, и информация об организации или участии членов коллектива в мероприятиях разного уровня;

– инструмент сбора информации и формирования общественного мнения. О работе сотрудников ДОУ, о реакции родителей на различные новшества, тем самым выявлять потребности и их заинтересованность в тех или иных предложениях, формировать общественное мнение через сайт;

– возможность своевременно получать информацию о проведении официальных мероприятий (праздники, субботники и др.), правилах и льготах, об организации питания и прочее;

– инструмент работы с родителями (законными представителями), так как именно родители могут закрепить со своим ребёнком полученные знания и опыт, придать его информации ценность своим одобрением и, наконец. Просто быть в курсе событий в жизни собственного ребёнка.

Включение семьи в образовательное пространство ДОУ.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья и дошкольное учреждение по-своему передают ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнён тем. Что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Нестабильность общества, социальная напряжённость, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на 2 и 3 места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на 1 месте. Эту ситуацию нужно нивелировать за счёт включения семьи в образовательное пространство ДОУ, обеспечивая доступность для всех категорий семей. Для этого в нашем детском саду созданы следующие условия:

-социально-правовые: вся работа основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон;

-информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомлёнными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка, безопасности его пребывания в ДОУ и т.д.;

– перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу. Обеспечение доступности к их изучению, качеству, предоставление права участия в разработке индивидуальных проектов-планов-программм и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребёнка;

– потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей, интересов семей, их категорий, стилей семейного воспитания и изучения ребёнка во всех его сферах развития; изучение рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьёй, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.

Главный момент в контексте «Семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания. Признавая приоритет семейного воспитания, мы стараемся перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. В логопедических группах и группах ЗПР во взаимодействии участвуют: воспитатели, логопед, психолог, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Реализовав открытость ДОУ «внутрь», педагоги сделали учебный процесс более свободным и гибким. Вовлекли родителей в образовательный процесс детского сада, не только знакомя родителей на родительских собраниях теоретически с программными задачами воспитания и обучения в данной возрастной группе, а демонстрируя им на открытых занятиях то, как развиваются их дети, какие у них достижения.

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, мы пытаемся строить отношения на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их ребёнку воспитателей.

Большую роль в работе с семьёй играет анкетирование родителей. Поэтому в начале учебного года провожу опрос семей. Стараюсь узнать их отношение к тому или иному разделу программы, чем больше всего любит заниматься их ребёнок (петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах), какие музыкальные инструменты есть дома, часто ли родители ходят со своими детьми на концерты, какую музыку слушают дома? Анкета помогает многое узнать о семье и детях. Подробный анализ помогает мне в дальнейшем сотрудничестве с семьёй, в планировании дальнейшей работы.

В работе с родителями реализую такие задачи:

– просвещение родителей с целью повышения их педагогического  и музыкального кругозора (через индивидуальные беседы, консультации в музыкальном уголке, выступления на родительских собраниях групп);

– изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребёнка;

– задачи информационного плана (через знакомство родителей с возрастными особенностями детей).

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьёй является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что воспитательные функции различны, прежде всего для развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

В семье закладываются основы воспитания, здесь ребёнок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. В дошкольном учреждении он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Семья и детский сад не могут заменить друг друга и установление контакта между ними необходимо.

В нашем детском саду в 2015 году был создан «Клуб Отцов» в рамках осуществления  краевой программы «Защитим детей от насилия». Участниками деятельности данного клуба являются родители(отцы) воспитанников ГКДОУ детский сад №3 «Крепыш»; администрация, педагогический коллектив, специалисты (старший воспитатель. Учитель-логопед, педагог-психолог, медицинская сестра). Клуб создан с целью гармонизации детско-родительских отношений через формирование у родителей позитивных стратегий общения с детьми.

Основные задачи клуба:

-взаимодействие родителей и педагогов в процессе всестороннего развития детей;

– формирование адекватных детско-родительских отношений;

-оказание психолого-педагогической поддержки семье в воспитании детей;

-распространение среди родителей позитивного опыта отдельных семей.

Основными принципами работы Клуба являются:

– принцип открытости4

-паритетность;

-добровольность;

-конфиденциальность;

-индивидуальный подход;

-активность.

О мероприятиях, проводимых в Клубе отцов в 2016-2017 г можно ознакомиться на сайте нашего детского сада в разделе «Инсайт».

Заключение.

В условиях модернизации современной образовательной системы в Российской Федерации значительно повышается роль дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги. В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются  только конкурентоспособные учреждения.

Конкурентоспособное дошкольное образовательное учреждение – это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда организация (дошкольное образовательное учреждение), предлагает продукт (образовательные услуги) и обеспечивает устойчивый уровень его качества. То оно начинает работать над созданием собственного имиджа.

Основным направлением социально-экономической политики на современном этапе является запуск механизма экономического роста, базирующегося на повышении конкурентоспособности и диверсификации производства, инновационном обновлении экономики, социальной активности.

Одним из важнейших условий достижения целей и задач по переводу экономики на инновационное развитие, обозначенных в стратегии инновационного развития России, является эффективное использование накопленного научно-технического потенциала, повышение качества человеческого капитала. Эта задача в свою очередь может быть решена только в результате повышения качества образования.

В последние десятилетия в российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения уровня жизни граждан и роста экономики государства.

Одновременно отмечается тенденция роста активности граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования, включая альтернативные формы.

Особенность развития системы образования в настоящее время заключается в том, что образование всё больше становится сферой общественных интересов. Происходят ощутимые изменения и в составе субъектов, готовых предъявить свой запрос к детскому саду, и в самом содержании такого запроса. В результате у образовательного учреждения возникает необходимость регулирования взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа. При этом административные методы регулирования оказываются недейственными ввиду независимости самих субъектов.

С возникновением и бурным развитием информационных технологий появились новые возможности для повышения качества информационного обмена между образовательным учреждением и социумом. Современные информационные технологии обеспечивают сбор, хранение и обработку данных, их публикацию и доведение до различных субъектов, имеющих информационные запросы к образовательному учреждению. Резко возросли объёмы данных, которые могут находиться в открытом доступе. Можно констатировать, что имеются весьма эффективные технологические инструменты, дающие возможность организации информационных процессов, направленных на поддержку стратегии становления образовательного учреждения как открытой системы, ориентированной на запросы личности, общества и государства.

Таким образом, открытость образовательного учреждения социуму требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой  диалог не может состояться без привлечения общественности к управлению образовательным учреждением и создания информации о деятельности учреждения всех участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательного учреждения и широкой общественности..

Одним из главных путей выживания в сложных кризисных условиях является повышение качества работы, более полное выполнение основных функций учреждения. В связи с этим, то дошкольное учреждение, которое более качественно обучает детей, с наименьшими затратами удовлетворяет социальным запросам, имеет больше шансов сохраниться, а также и несомненные преимущества перед конкурентами, поскольку именно оно привлекает к себе большее количество детей. Перед работниками дошкольного образовательного учреждения непростая, нелёгкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждый детский сад должен сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость, занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном учреждении.

В настоящее время жизнеспособными оказываются образовательные учреждения, обеспечивающие устойчивый уровень качества образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Логос, 2013.
  2. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ. – М.: Сфера, 2014.
  3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
  4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / Айрис-Пресс, 2017.
  5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2015 год
  6. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2016 г.
  7. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2014 г.