“Тематические прогулки. Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста“
Доклад.
В образовательном процессе дошкольного учреждения важным элементом в режиме дня являются – тематические прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.
Автор: Орел Светлана Александровна, воспитатель, Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное бюджетное учреждение “Детский сад”Жемчужинка”, Тюменская область Нефтеюганский район пгт.Пойковский.
Основная задача воспитателя при проведении тематических прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.
Чтобы тематические прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание разнообразных, гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации.
В методической литературе воспитатели могут найти много подсказок, которые помогут организовать тематические прогулки с детьми интересными и разнообразными. Многие педагоги используют в своей работе комплект карточек развивающих прогулок, содержание которых разбито по сезонам и посвящается определённой теме ознакомления дошкольников с природой. Кто-то составляет сценарии развлечений с использованием разнообразных видов детской деятельности и проводит их во время, отведенное режимом для прогулок.
Однако, в практике работы отмечается однообразие в проведении прогулок с дошкольниками. Найдется множество причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы- это ограниченное пространство со стационарным оборудованием; игровой материал часто однообразен; воспитатели в основном используют традиционную форму организации прогулок и др.
Я поставила своей целью проанализировать причины неудовлетворительного планирования и организации прогулок и разработать модели тематических прогулок. В современной методической литературе и отдельных нормативных документах нашла подтверждение моим размышлениям о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.
В тематических прогулках можно выделить самые разнообразные виды их организации, но обязательными составляющими этих прогулок являются- совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в логике деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки всегда с любым из видов детской деятельности ( игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, продуктивная) без жесткой ее регламентации.
Понятно, что ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, но при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.
Планируя прогулку педагог должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть возможности оздоровительного эффекта, не только в физическом, но и в психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания.
Наряду с традиционными формами проведения прогулок предлагаю новые виды тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и прогулки -трудовые акции.
Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. Считаю, что при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их могут быть разнообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Прогулка-событие посвящается определенной теме или событию, произошедшему в детском саду. Прогулка-событие помогает педагогу еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятия определенной темы. Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках- трудовые акции преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации форм труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.
На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Педагог подводит детей к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда- это результат совместной работы всех.
Надеюсь, мой уже апробированный материал поможет и другим педагогам в организации увлекательной детской деятельности на прогулке и тем успешнее будет идти развитие детей, лучше будут реализовываться потенциальные возможности и детские творческие проявления.