Автор: Томилова Ирина Анатольевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N6 «Светлячок».
«Идти вперёд – значит потерять душевный покой,
остаться на месте – значит потерять себя» (С.Кьеркегор).
Современное общество характеризуется обновлениями во всех его сферах. В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику, связанные с введением ФГОС ДО. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию дошкольников. И значит, введение новых образовательных стандартов – это веяние времени.
На современном этапе, в связи с введением в действие Закона об образовании Российской Федерации Закон N273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений. Возникает необходимость в поиске способов управления, которые позволили бы руководителю успешно осуществлять свои функции в условиях нашего изменчивого общества. В целом, есть основания утверждать, что развитие управленческой деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
Основными компонентами готовности руководителя ДОО к работе по ФГОС ДО являются мотивационный, информационный и операционально-технологический.
Мотивационный компонент определяет отношение руководителя ДОО к изменениям, связанным с введением стандарта. Мотивационная установка может быть различной: одни руководители принимают ФГОС ДО как важное и значимое событие, другие – принимают ситуацию, так как это нормативно-правовой акт, но не готовы и не желают ничего менять в своей работе, третьи – занимают выжидательную позицию. Установка на создание в коллективе благоприятного мотивационного климата, на достижение профессионализма в управлении ДОО в период введения ФГОС – важные показатели мотивационного компонента готовности руководителя.
Информационный компонент готовности руководителя определяется уровнем информационной компетентности по содержанию и структуре Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Знание требований ФГОС к условиям (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым) создания развивающей предметно-пространственной среды, теории менеджмента для управления образовательной организацией в условиях изменений – это не только показатели информационной готовности руководителя, но и необходимое условие обеспечения конкурентоспособности ДОО.
Операционально-технологический компонент готовности руководителя к введению ФГОС ДО включает следующие показатели:
- умение принимать управленческие решения в условиях введения ФГОС ДО;
- умение координировать действия субъектов образовательного процесса в ДОО по введению стандарта;
- умение осуществлять мониторинг и контроль реализации плана действий по введению ФГОС;
- владение технологиями (способами) обеспечения конкурентоспособности ДОО.
Требования, предъявляемые к руководителю образовательного учреждения:
Знать: нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, современные эффективные управленческие технологии, современные педагогические практико-ориентированные технологии управления воспитательно-обучающем процессом в ДОУ, виды, формы педагогического анализа.
Уметь: использовать в практике современные эффективные управленческие технологии для успешной реализации образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Владеть: современными технологиями управления ДОУ и организацией воспитательно–образовательного процесса; технологиями педагогической диагностики; контрольно – оценочными методами и формами в образовательном процессе с использованием современных технологий.
Обладать: профессиональными компетенциями, помогающими эффективно реализовать образовательную программу ДОУ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
- Цель и задачи деятельности
Цель: создание условий для организационно-управленческого и методического обеспечения по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ.
Задачи:
- привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- обеспечить информационную открытость процессов введения ФГОС.
- обеспечить условия для повышения компетентности педагогов по введению ФГОС ДО.
- привести материально-технические условия ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- обеспечить разработку управленческих решений по реализации ФГОС ДО.
- организовать методическое сопровождение ФГОС внутри ДОУ.
2.Ожидаемые результаты:
- нормативно-правовая база учреждения соответствует требованиями ФГОС ДО.
- разработанные организационно-управленческие решения регулируют реализацию ФГОС ДО.
- организованная работа с кадрами эффективно реализует сопровождение по внедрению ФГОС ДО.
- оценка материально-технических условий проведена в соответствии с ФГОС ДО.
- осуществляется система мероприятий по введению ФГОС ДО.
- обеспечена информационная открытость введения ФГОС ДО.
3. Планирование и реализация деятельности
В соответствии с Письмом Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13.01. 2014 года N 08-10, Приказом министерства образования Нижегородской области от 27.02.2014 N 488«Об утверждении плана-графика действий по обеспечению введения ФГОСДО в Нижегородской области», для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) в Учреждении проведены мероприятия по следующим направлениям:
1)Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО.
- Разработка и утверждение нормативно-правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ДО, включая план-график введения ФГОС ДО.
- Приведение нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и дополнений в нормативные акты).
- Разработка ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО; на основе ПООП, включенных в федеральный реестр, с учетом методических рекомендаций по разработке ООП и оснащению средствами воспитания и обучения. Корректировка разделов ООП ДО с учетом методических рекомендаций.
- Проведение анализа стартовых условий введения ФГОС ДО.
2) Создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО.
- Создание рабочей группы по введению ФГОС ДО, организация деятельности рабочей группы.
- Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО .
- Организация работы КДЦ для получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.
- Анализ материально-технического обеспечения на соответствие требованиям ФГОС ДО:
- Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО к материально-техническим условиям реализации ООП (СанПиН, правила пожарной безопасности и т.д.).
- Обеспечение соответствия учебно-методического обеспечения образовательного процесса требованиям ФГОС ДО.
- Обеспечение соответствия развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО.
3)Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО.
• Составление плана-прогноза кадрового обеспечения введения ФГОС ДО.
• Разработка плана-графика повышения квалификации руководящих и педагогических работников, включающего систему внешнего и внутреннего обучения.
• Приведение должностных инструкций работников образовательной организации в соответствие с требованиями ФГОС ДО, действующими нормативными документами и методическими рекомендациями.
• Создание модели взаимодействия ДОО с учреждениями дополнительного профессионального образования.
4)Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО.
- Учет методических рекомендаций при осуществлении финансово-экономической деятельности.
- Обеспечение предоставления дополнительных образовательных услуг организациями, реализующими программы дошкольного образования.
- Определение объема расходов на подготовку к введению ФГОС ДО.
5)Создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
• Проведение педагогических советов, семинаров, конференций и др. мероприятий по вопросам введения ФГОС ДО, участие в обсуждении вопросов реализации ФГОС ДО.
• Освещение вопросов введения ФГОС ДО на сайте ДОО.
Самоанализ готовности МБДОУ «Детский сад N6 «Светлячок» к работе в условиях реализации ФГОС ДО
Объект мониторинга | Отметка о выполнении | Выявленная проблема | Пути решения проблемы | ||
| |||||
Организация образовательного процесса в соответствии со следующими документами:
| 1. Сформирован банк нормативно – правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней 2. Разработана новая форма договора с родителями о предоставлении образовательной услуги 3.Утверждён новый Устав МБДОУ 4.Разработаны локальные акты МБДОУ- должностные инструкции, составленные в соответствии с новыми тарифно-квалификационными характеристиками; – дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; «Положение об оплате труда работников в МБДОУ», «Положение о совете родителей», «Положение о контрольно-аналитической деятельности», «Положение об общем собрании работников МБДОУ», «Положение о логопедическом пункте», «Положение о противодействии коррупции» и другие. | 1. Нет утвержденных примерных ООП | 1. Утверждена Рабочая группа для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной деятельности МБДОУ на этапе введения ФГОС ДО. 2. Разработана «Дорожная карта» по введению ФГОС ДО. | ||
2.Организационное обеспечение введения ФГОС ДО | |||||
1.Анализ состояния материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового обеспечения ДОУ в соответствии с ФГОС ДО 2.Корректировка разделов ООПДО. 3.Определение программно-методического обеспечения, используемого в образовательном процессе. 4.Разработка плана методической работы. | 1.Анализ проводится в системе. 2.Скорректированы целевой, содержательный разделы 3.Программно-методическое обеспечение определено и соответствует содержательному разделу.4.Разработан и реализуется план методической работы. | 1.Недостаток финансирования. 2.Нет утверждённых примерных ООП. | 1.Создание рабочей группы. 2.Составление плана оснащения материально-технических условий. | ||
3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО | |||||
1. Осуществление повышения квалификации педагогов 2.Профессиональная переподготовка кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога. 3.Профессоинальная переподготовка руководителя по специальности «Государственное и муниципальное управление. Менеджмент». 4.Аттестация педагогических работников. | 1. Повысили квалификацию на каскадных курсах – 9 человек (50%), на квалификационных курсах НИРО – 3 человека (15%), учатся в средних и высших учебных заведениях- 7 человек (35%) 2. Получен Диплом о профессиональной переподготовке заведующим ОО по программе «Государственное и муниципальное управление» ФСБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 3.Аттестованы на1 квалификационную категорию – 1 воспитатель(старший), на соответствие занимаемой должности -3 воспитателя и 1 педагог доп.образования. | 1. Шесть воспитателей не имеют специального педагогического образования . 2.Заместитель заведующего не имеет переподготовки по направлению «Управление». | 1. Педагоги,не имеющие специального педагогического образования пройдут профессиональную переподготовку. 2.Заместитель заведующего пройдёт переподготовку в 2015-16 учебном году. . | ||
4. Материально – техническое обеспечение введения ФГОС ДО | |||||
1.Соблюдение санитарно – эпидемиологических требований. 2.Соблюдение требований пожарной безопасности.3.Обеспечение укомплектованности библиотеки ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами. 4.Обеспечение доступа педагогам ДОУ к ЭОР. | 1. По итогам контроля Роспотребнадзора выявлено нарушение – переукомплектованность групп. 2. Требования пожарной безопасности соблюдены. Предписаний нет. 3.Библиотека укомплектована печатными и ЭОР. 4.Имеется АРМ педагога в методическом кабинете; имеется доступ к ЭОР, сети Интернет | 1.ПереукомплектованностьУчреждения детьми. 2.Недостаточно ЭОР. 3.Одного АРМ воспитателя недостаточно. | 1.Нормативы будут учтены при комплектовании 2015-16 уч.г. 2.ЭОР будут приобретаться по мере финансирования. | ||
5. Финансовые условия | |||||
1. Объем расходов, необходимых для реализации Программы: – на оплату и начисления по труду – на услуги связи и коммунальные платежи – на налоги -на работы по содержанию имущества – на иные расходы | 1. Финансирование осуществляется в рамках муниципального задания. | 1.Недостаток финансирования. | 1.Привлечение внебюджетных средств | ||
6. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО | |||||
1.Размещение информации о ходе введения ФГОС ДО на страницах сайта ДОУ. 2.Оформление и актуализация материалов информационного стенда по изучению ФГОС ДО. 3.Организация методической работы по вопросам информирования педагогов по введению ФГОС ДО. 4.Проведение самообследования ДОУ. | 1.Информация размещена на сайте Учреждения. 2.Информационный стенд размещён в переходе и в одном из зданий (при входе). 3. Выполняется годовой план и план методической работы. 4.Учреждение участвует в процедуре самообследования и мониторинге готовности к введению ФГОС по графику. | 1.Нет стенда при входе во второе здание. | 1. Будет оформлен информационный стенд для родителей в здании N 2. |